Naibol'shuyu izvestnost' sredi russkih knizhnikov priobrel monah Kievo-Pecherskogo monastyrya Nikon Velikii. On pristupil k sostavleniyu svoda v nachale 1060-h gg. Ego trud sostavil celuyu epohu v istorii russkogo letopisaniya. Igumen Feodosii nastavlyal bratiyu "duhovnymi slovesy", a Nikon - "iz knig pochitayushe". Iz-za razdora s vlast'yu Nikon dvazhdy pokidal Kiev i iskal pribezhishe v Tmutarakani. Mnogie zapisi, vklyuchennye v "svod Nikona 1073 g." byli sdelany im v izgnanii, chto opredelilo nekotorye osobennosti pecherskogo letopisaniya, ne zavisevshego ot knyazheskoi vlasti i mitropolich'ego doma.
Krug obrazovannyh lyudei, prichastnyh k letopisaniyu, byl uzkim. Pecherskie monahi ispolnyali razlichnye dolzhnosti, kak v stolice, tak i v provincii. Eto sozdavalo vozmozhnost' dlya oznakomleniya s pecherskim letopisaniem duhovenstva v raznyh koncah strany. Drevnii kievskii svod podvergsya pererabotke v Novgorode v 1050 g. i byl doveden do 1079 g., posle chego novgorodskaya letopis' popala v Kiev i stala odnim iz glavnyh istochnikov dlya kievskogo svoda 1093 g. V konce koncov russkie knizhniki sobrali i seli voedino legendy novgorodskogo i kievskogo proishozhdeniya. Novgorodskoe predanie o Ryurike dokazyvalo, chto russkaya dinastiya byla osnovana na severe: Ryurik knyazhil v Novgorode, a ego rodstvennik Oleg predprinyal pohod na yug i zavoeval Kiev. Kievskie knizhniki sklonny byli dat' inoi otvet na vopros, kto "pervee" stal knyazhit' v Kieve. Po ih utverzhdeniyu, pervym knyazem v Kieve byl Kii. Figury Ryurika i Kiya byli vpolne legendarnymi. No novgorodskoe predanie imelo odno besspornoe preimushestvo: ono otrazilo real'nyi istoricheskii fakt vozniknoveniya Rusi iz normannskogo knyazhestva.
V XI v. Rus' stala odnim iz samyh obshirnyh po territorii gosudarstv Evropy. Kreshenie Rusi, otkryvshee dveri vizantiiskomu vliyaniyu, sovpalo so vremenem nedolgogo vozrozhdeniya voennoi moshi Vizantii. Natisk pechenezhskih ord i turkov-sel'dzhukov polozhili konec uspeham vizantiicev. Raspad imperii frankov privel k tomu, chto politicheskaya gegemoniya v Evrope X v. pereshla k Germanii. Italiya okazalas' razdelena mezhdu Vizantiei i Germaniei. Zanyav Rim i podchiniv bol'shuyu chast' Italii, germanskie koroli provozglasili sozdanie Svyashennoi Rimskoi imperii i prinyali imperatorskii titul. Papa rimskii dolzhen byl podchinyat'sya imperii, chto znachitel'no ukrepilo vlast' germanskogo imperatora.
Braki predstavitelei kievskoi dinastii svidetel'stvovali o tom, chto Rus' zanyala vidnoe mesto v sisteme evropeiskih gosudarstv, a ee svyazi s latinskim Zapadom byli samymi tesnymi. Yaroslav Mudryi sosvatal synu Izyaslavu doch' pol'skogo korolya Meshko II, synu Svyatoslavu - doch' nemeckogo korolya Leopol'da fon Shtade. Mladshii iz treh Yaroslavichei Vsevolod zhenilsya na rodstvennice imperatora Konstantina Monomaha. Sredi docherei Yaroslava starshaya Agmunda-Anastasiya stala vengerskoi korolevoi, Elizaveta - norvezhskoi, a zatem datskoi korolevoi, Anna - francuzskoi korolevoi. Brak Anny okazalsya neschastlivym i ona bezhala ot muzha k grafu Raulyu II Valua. Korolevskaya vlast' vo Francii nahodilas' v sostoyanii upadka, i korol' Genrih I ne mog vernut' zhenu.
Vencom matrimonial'nyh uspehov kievskogo doma byl brak Efrosin'i, docheri Vsevoloda Yaroslavicha, s germanskim imperatorom Genrihom V. Brak byl nedolgim. Posle shumnogo brakorazvodnogo processa Efrosin'ya vernulas' v Kiev. Brat Efrosin'i Vladimir Monomah zhenilsya na izgnannoi princesse Gite. Otec Gity Haral'd II byl poslednim predstavitelem anglosaksonskoi korolevskoi dinastii. Normannskii gercog Vil'gel'm Zavoevatel' razgromil anglosaksov. Haral'd pogib, a ego doch' Gita ukrylas' v Danii, otkuda ee privezli v Kiev.
Mnogo let naslednikom Yaroslava yavlyalsya knyaz' Vladimir Novgorodskii. No on skonchalsya ran'she otca. Yaroslav Mudryi umer v 1054 g. Pered smert'yu on razdelil Rus' mezhdu tremya starshimi synov'yami. Izyaslav poluchil Kiev i Novgorod, byvshie vladeniya knyazya Mstislava byli razdeleny mezhdu dvumya drugimi Yaroslavichami. Svyatoslav poluchil Chernigov, a Vsevolod - Pereyaslavl'. Vzyavshis' za ustroenie zemli, Yaroslav ispol'zoval opyt sobstvennoi zhizni. Desyat' let kievskii knyaz' upravlyal stranoi vmeste s bratom Mstislavom. Poka druzhiny knyazya-bogatyrya Mstislava oboronyali Chernigov i Pereyaslavl', podstupy k Kievu s vostoka byli nadezhno prikryty i Yaroslav mog ne bespokoit'sya o bezopasnosti svoei stolicy. Sleduya voennym soobrazheniyam, Yaroslav razdelil sobstvenno Rus' (Kiev, Chernigov i Pereyaslavl') mezhdu starshimi synov'yami. Otnyne troe sil'neishih knyazei ponevole dolzhny byli ob'edinit' sily dlya zashity stolicy Rusi ot kochevnikov. Zaboty Yaroslava byli ne naprasny. Rus' stoyala na poroge opustoshitel'nogo vtorzheniya poloveckih ord.
Yaroslav podelil "otchinu" mezhdu vsemi synov'yami. Ego, bessporno, zanimala mysl', kak razdelit' gosudarstvo, sohraniv pri etom ego edinstvo. Knyaz'ya Igorevichi dostigali etoi celi primitivnym sposobom. Naibolee udachlivyi iz pretendentov na knyazheskii prestol varvarski unichtozhal brat'ev. Pri nalichii mnogozhenstva istrebleniyu podvergalis' preimushestvenno svodnye brat'ya. Edinobrachie i hristianskoe semeinoe pravo smyagchili nravy, chemu sposobstvovala takzhe kanonizaciya knyazei Borisa i Gleba, pavshih ot ruki brata.
Troe Yaroslavichei obrazovali svoego roda triumvirat i sovmestno upravlyali Rus'yu v techenie pochti dvuh desyatiletii. Razdel Rusi dal oporu triumviratu. Rus' pri Yaroslave ne byla velikim knyazhestvom, i ego starshii syn ne poluchil po otcovskomu "ryadu" titul velikogo knyazya. Rannie letopisi voobshe ne upotreblyali termin "velikii knyaz'" dlya harakteristiki mezhknyazheskih otnoshenii. V svoem zaveshanii Yaroslav staralsya vnushit' detyam, chto oni syny "edinogo otca i materi". Starshego, Izyaslava, on blagoslovlyal knyazheskim stolom - Kievom: "se zhe poruchayu v sobe mesto stol stareishemu synu... sego poslushaite, yakozhe poslushaete mene, da toi (Izyaslavy) vy (vam) budet v mene mesto". Izyaslav poluchil kievskii stol kak "stareishii syn" Yaroslava. Kazhdyi chlen knyazheskoi sem'i na ravnyh pravah uchastvoval v razdele "volostei" i prochego imushestva. Edinstvo gosudarstva garantirovalos' edinstvom knyazheskoi sem'i, bratskim soglasiem knyazei, priznaniem imi starshinstva kievskogo knyazya. Yaroslav byl opytnym politikom i postaralsya podkrepit' princip stareishinstva takim razdelom zemli, kotoryi isklyuchal vozmozhnost' soprotivleniya mladshih brat'ev. Izyaslav poluchil bol'she gorodov i volostei, chem Svyatoslav i Vsevolod vmeste vzyatye. Izyaslavu dostalis' krome Kieva obshirnaya i bogataya Novgorodskaya zemlya, Derevskaya zemlya i Turovskoe knyazhestvo. Pozdnee on ustanovil kontrol' nad Smolenskom i Volyn'yu. Svyatoslav i Vsevolod poluchili v dopolnenie k Chernigovu i Pereyaslavlyu Rostov, Belozero i Tmutarakan'. "Stareishii brat" zabotilsya o mire v sem'e i neprikosnovennosti otchin, vydelennyh mladshim brat'yam. Vopros o posleduyushih semeinyh razdelah "otchin" i "dedin" v "ryade" ne zatragivalsya. Yaroslavichi polozhili nachalo praktike knyazheskih s'ezdov. Na odnom iz svoih s'ezdov oni sostavili kodeks zakonov - Pravdu Yaroslavichei. Kogda Vsevolod Polockii zahvatil Novgorod, Yaroslavichi razgromili ego, a zatem zamanili v Kiev i posadili v "porub", a Polock peredali Izyaslavu Kievskomu. Troe brat'ev otobrali Vladimir Volynskii u mestnogo knyazya, kotorogo pereveli v Smolensk. Posle smerti smolenskogo knyazya oni podelili mezhdu soboi dohody ot ego knyazhestva.
Yaroslavichi staratel'no podderzhivali kul't pervyh russkih svyatyh Borisa i Gleba. Oni sovmestno reshili sud'bu dyad'ki Sudislava.
Razdel Yuzhnoi Rusi obespechil oboronu Kieva ot kochevnikov. Poka Yaroslavicham udavalos' protivostoyat' stepi, ih vlast' ostavalas' prochnoi i nepokolebimoi. Voennye neudachi razrushili triumvirat. V seredine XI g. v Prichernomor'e vtorglis' poloveckie ordy, vytesnivshie pechenegov. Yaroslavichi nedoocenili mosh' novogo protivnika. V 1068 g. oni poluchili izvestie o napadenii polovcev na Pereyaslavl'. Sobrav druzhiny i gorodskie opolcheniya, knyaz'ya vystupili navstrechu orde. Bitva na reke Al'te (1068 g.) zakonchilas' razgromom russkoi rati. Kogda Izyaslav s ostatkami voiska vernulsya v Kiev, narod sobralsya na veche i reshil prodolzhit' voinu. Kiyavlyane potrebovali, chtoby knyaz' rozdal im oruzhie i konei. Druzhina ne opravilas' ot razgroma i Izyaslav otkazalsya podchinit'sya postanovleniyu vecha. Togda tolpa razgrabila knyazhii dvor. Izyaslav byl svergnut i bezhal v Pol'shu. Narod izbral na kievskii prestol polockogo knyazya Vseslava, osvobozhdennogo iz kievskoi tyur'my.
Prizvav na pomosh' voiska korolya Boleslava, Izyaslav dvinulsya na Rus'. Kievlyane vystupili navstrechu, izgotovivshis' k bitve. No Vseslav ne sobiralsya zashishat' chuzhuyu otchinu. On bezhal v Polock. Togda kievlyane obratilis' k Svyatoslavu i Vsevolodu, prosya u nih pomoshi protiv lyahov. Esli knyaz'ya ne pridut na pomosh' Kievu, zayavlyali oni, "to nam nevolya: zazhegshi grad svoi, stupim v grech'sku zemlyu". Kogda potomki Igorya Starogo ne smogli obespechit' bezopasnost' stolicy, to kievlyane prigrozili im, chto pereselyatsya na Balkany pod zashitu Vizantiiskoi imperii. Ih slova pokazali, chto ne tol'ko pri hazarah, no i pri Igorevichah Kiev sohranyal znachenie torgovogo goroda, sushestvovavshego blagodarya ozhivlennoi torgovle s Vizantiei i stoyavshego nad mestnym slavyanskim mirom. Pobeda kochevnikov oznachala voennoe razorenie, no chto eshe opasnee - nevozmozhnost' torgovat' na vizantiiskih rynkah. I nyne Svyatoslav i Vsevolod ne okazali pomoshi kievlyanam, no postaralis' primirit' ih s Izyaslavom. Posrednichestvo mladshih brat'ev dostiglo celi. Naselenie otkrylo vorota pered Izyaslavom.
Kievskii knyaz' besposhadno raspravilsya s uchastnikami myatezha. 70 kievlyan byli kazneny, nekotorye iz myatezhnikov oslepleny. Vtorichno zanyav prestol, Izyaslav ne vernul sebe byloi populyarnosti sredi stolichnogo naseleniya. Posle srazheniya na Al'te han Sharukan s dvenadcatitysyachnym voiskom napal na Chernigov, no byl razbit Svyatoslavom i zahvachen Chernigovcami v plen. Pobeda knyazya vernula Chernigovu znachenie, kakim on pol'zovalsya pri knyaze Mstislave. Kiev zhe utratil svoe voennoe prevoshodstvo nad Chernigovskim knyazhestvom. Kogda Svyatoslav Chernigovskii reshil izgnat' starshego brata Izyaslava iz ego kievskoi otchiny, kievskoe veche ne okazalo pomoshi svoemu knyazyu. Pereyaslavskii knyaz' Vsevolod vystupil na storone Svyatoslava, i v 1073 g. poslednii zanyal Kiev. Izyaslav dolzhen byl vo vtoroi raz pokinut' svoyu stolicu.
Knyazheskie usobicy obnaruzhili, skol' znachitel'noe vliyanie okazyval na hod politicheskoi bor'by institut vecha, voshodivshii k rodoplemennomu stroyu. Znachenie narodnogo sobraniya - vecha uprochilos' posle togo, kak na Rusi poyavilis' bogatye goroda i otnositel'no mnogochislennoe gorodskoe naselenie. Rol' gorodov vozrosla, kogda sformirovalis' gorodskie opolcheniya, imenovavshiesya "tysyachei". Vo glave opolcheniya stoyali tysyackie.
Severnaya Rus' razvivalas' tem zhe putem, chto i Yuzhnaya. V Novgorode knyazheskaya vlast' ne men'she zavisela ot vecha, chem v Kieve. Kogda veche sverglo kievskogo knyazya Izyaslava, knyaz' Svyatoslav posadil v Novgorode syna Gleba. Ne pozdnee 1078 g. novgorodcy "vygnasha (Gleba. - R. S.) iz grada". Knyaz' bezhal za Volok, gde byl ubit chud'yu.
Po smerti Svyatoslava na kievskii prestol vernulsya Izyaslav, a zatem mladshii iz chlenov triumvirata Vsevolod (1078-1093). Gibel' novgorodskogo voiska na Balkanah i razdel sobstvenno Rusi mezhdu tremya starshimi synov'yami Yaroslava imeli vazhnye posledstviya. Yuzhnaya Rus' stala sredotochiem politicheskoi zhizni gosudarstva, glavnoi oporoi kievskoi dinastii, togda kak Severnaya Rus' otstupila v ten'. V takoi situacii Vsevolod posadil starshih synovei v Chernigove i Pereyaslavle, a Novgorodskoe knyazhestvo otdal vnuku Mstislavu.
Raspri mezhdu Yaroslavichami soprovozhdalis' cerkovnoi smutoi. Buduchi izgnan iz Kieva v 1068 g., Izyaslav prenebreg posrednichestvom pravoslavnogo duhovenstva i obratilsya za pomosh'yu k Zapadu. On pobyval pri dvore germanskogo imperatora, a zatem poslal syna k pape rimskomu. Poslednii osoboi gramotoi priznal zakonnost' ego prav na russkii prestol. Katolicheskii korol' Boleslav pomog Izyaslavu vernut' Kiev.
Raskol mirovoi hristianskoi cerkvi v XI v. uglubilsya. Katoliki i pravoslavnye userdno predavali drug druga anafeme. Konstantinopol' s trevogoi nablyudal za proniknoveniem "latinstva" v pravoslavnye eparhii.
Knyaz'ya Izyaslav i Svyatoslav byli zhenaty na katolichkah. Vsevolod - na grecheskoi carevne. Neudivitel'no, chto Car'grad okazyval osoboe pokrovitel'stvo mladshemu iz triumvirov. Sohranilos' pis'mo imperatora Mihaila VII k Vsevolodu s predlozheniem vo imya torzhestva pravoslaviya zaklyuchit' s nim osobyi soyuz, ne privlekaya k nemu drugih knyazei, "kto ne imeet odnogo s nami blagochestiya", s kem net "soglasiya v bozhestvennom obryade". Pod drugimi knyaz'yami imperator podrazumeval, vidimo, starshih Yaroslavichei. Ne tol'ko razdel Rusi mezhdu Yaroslavichami, no i nametivshiesya rashozhdeniya po voprosu ob otnoshenii k "latinstvu" stali prichinoi reformy vysshei cerkovnoi ierarhii. Ryadom s kievskoi mitropoliei na Rusi stali funkcionirovat' eshe dve mitropolich'ih kafedry - v Chernigove i Pereyaslavle. Vizantiiskii perechen' mitropolii XII v. otvodil 72-e mesto mitropolii v "Chernom gorode i Novoi Rusi". Chernigovskaya mitropoliya byla obrazovana mezhdu 1059 i 1071 gg. Pereyaslavskaya kafedra voznikla v 1070-h gg. Staromu kievskomu mitropolitu Georgiyu prishlos' pokinut' Rus' i uehat' v Konstantinopol'. Priverzhennost' pravoslaviyu pomogla Vsevolodu i ego potomkam oderzhat' verh v bor'be za vlast'. Mitropolich'i kafedry za predelami Kieva sushestvovali ochen' nedolgo.
Kievskie knyaz'ya bezuspeshno pytalis' podchinit' Polockoe knyazhestvo, naselennoe krivichami. Smolenskie krivichi ostalis' pod vlast'yu kievskih knyazei, dvinskie - v sostave Polockogo knyazhestva.
Podobno krivicham, plemya ledzyan bylo takzhe rassecheno na chasti knyazheskimi granicami. Lendzyane byli edinstvennym vostochnoslavyanskim plemenem, soprotivlyavshimsya kievskoi varyazhskoi dinastii v techenie stoletiya. Rusy sravnitel'no legko podchinili malochislennye finskie i slavyanskie plemena v Rostovskoi zemle. Odnako dazhe v XI v. kievskie knyaz'ya izbegali pryamoi dorogi cherez vyatichskie lesa i ehali v Rostov i Murom kruzhnym putem cherez Smolensk i verhov'ya Volgi. Vspominaya o ratnyh podvigah Vladimir Monomah upomyanul o svoem samom pervom pohode, kogda on byl poslan otcom v Rostov i proshel "skvoz' vyatichei". Pochti 20 let spustya Monomah zateyal bol'shuyu voinu s vyatichami. Dlya zaversheniya kampanii emu potrebovalos' dva goda. "V vyatichi hodihom, - pisal on, - po dve zimy na Hodotu i na syna ego, i po Kor'dnu hodih 1-yu zimu". Kak vidno, gorodok Kordna raspolagalsya v zemlyah vyatichei. Pervyi zimnii pohod na Kordnu ne dal uspeha. Lish' vo vremya vtorogo pohoda knyaz' Vladimir pobedil vyatichskogo "knyazya" Hodotu s synom i zavoeval zemlyu vyatichei. Vzyatie Peresechnya v zemle ulichei, razrushenie Iskorotenya v zemle drevlyan i pohod na Kordnu v zemle vyatichei - takovy byli glavnye etapy zavoevaniya vostochnoevropeiskih slavyan v X-XI vv.
Kievskii letopisec dopuskal nekotorye preuvelicheniya, kogda pisal, chto Vsevodod "pereima vlast' Rus'kuyu vsyu". Pri vseh uspehah "samovlastcu" Rusi ne udalos' sdelat' Kiev otchinoi svoei sem'i.
Kamnem pretknoveniya dlya Vsevoloda i ego naslednikov stali vzaimootnosheniya s kievskim vechem i boyarami. Sosredotochiv v svoih rukah bol'shuyu vlast', Vsevolod perestal schitat'sya s mneniem starshei druzhiny, priblizil "unyh" (mladshuyu druzhinu) i "sovet tvoryashe s nimi". "Unii" stali grabit' narod, "lyudii prodavati", a v rezul'tate "knyazh'ya pravda" perestala dohodit' do naroda.
Posle smerti Vsevoloda ego syn Vladimir Monomah dolzhen byl pokinut' Kiev. Pretendentom na prestol vystupil Svyatopolk II, syn starshego Yaroslavicha. Zhiteli Kieva vyshli iz goroda navstrechu knyazyu i "priyasha s radost'yu". V kievskih letopisyah mozhno naiti dopolnitel'nye ukazaniya na prichiny razmolvki Monomaha s kievlyanami. Nezadolgo do smerti Vsevoloda polovcy razgromili pogranichnye gorodki k yugu ot Kieva i Pereyaslavlya. Vsled za tem oni prislali na Rus' poslov s predlozheniem o mire. Knyaz' Vladimir Monomah i "starshaya" kievskaya druzhina byli protiv nemedlennoi voiny s ordoi. Poetomu kievlyane radovalis' pribytiyu Svyatopolka, ozhidaya ot nego reshitel'nyh deistvii. Kak zapisal letopisec, "Volodimer hotyashe mira, Svyatopolk zhe hotyashe rati". Kievlyane otkazali v doverii Monomahu po toi zhe prichine, chto i Izyaslavu v 1068 g.
Svyatopolk privel iz Turova druzhinu v 700 otrokov. Raspolagaya stol' neznachitel'nymi silami, knyaz' zayavil, chto gotov vozglavit' pohod na polovcev. Posle soveta s turovskoi druzhinoi knyaz' velel arestovat' poloveckih poslov i stal gotovit'sya k pohodu.
Vmeste s kievskim prestolom Svyatopolk unasledoval "bol'shuyu druzhinu otnyu (Izyaslava) i stryya (Vsevoloda)". Starshie druzhinniki nadeyalis', chto Svyatopolk ne v primer Vsevolodu budet schitat'sya s ih avtoritetom i ne stanet tesnit' ih "unymi" otrokami. No knyaz' ne opravdal ih nadezhdy. Reshenie o voine s polovcami bylo prinyato bez soveta s "bol'shoi druzhinoi"
Povedenie turovskoi druzhiny bystro ostudilo radost' kievlyan po povodu obreteniya knyazya. Okazavshis' v bogatom i mnogolyudnom gorode, Svyatopolk pod predlogom voiny speshil napolnit' svoyu kaznu. Turovskie otroki ne otstavali ot knyazya. Avtor kievskogo svoda 1095 g. ne poboyalsya oblichit' zhadnost' Svyatopolka i ego okruzheniya. Prezhnie knyaz'ya, v otlichie ot nyneshnego, utverzhdal on, ne sobirali mnogogo imeniya, ne nalagali na lyudei vir i prodazh, i druzhina ih "ne zhadahu, glagolyushe: malo mi est', knyazhe, dvuhsot griven". Pecherskii monah zaklinal vlast' imushih otstat' "ot nesyt'stva svoego" dovol'stvovat'sya "urokami, nikomu zhe nasiliya tvoryashe". Upreki po adresu Svyatopolka kak dve kapli vody napominali obvineniya v adres ego predshestvennika Vsevoloda.
Svyatopolk nachal voinu s polovcami, sleduya obshemu nastroeniyu. On prizval na pomosh' Monomaha iz Chernigova, i tot podchinilsya vole "stareishego" knyazya. Druzhiny iz Kieva, Chernigova i Pereyaslavlya soedinilis' v stolice i dvinulis' v step'. Oni uspeli doiti do Tripol'ya k yugu ot Kieva, gde stolknulis' s poloveckoi konnicei. Na voennom sovete Monomah v poslednii raz pytalsya predotvratit' voinu, k kotoroi Rus' ne byla gotova. Na ego storone vystupil kievskii tysyackii Yan Vyshatich. Odnako kievlyane zayavili: "Hotim sya biti". Bitva u Tripol'ya zavershilas' polnym razgromom kievskih, chernigovskih i pereyaslavskih druzhin.
Kievlyane ne smirilis' s porazheniem i nastoyali na novom pohode protiv polovcev.
Vesti voinu s ordoi bez chernigovskih i pereyaslavskih druzhin Kiev ne mog. No Svyatopolk i na etot raz ne stal perechit' narodu. Ego malochislennoe voisko bylo okruzheno polovcami k yugu ot Kieva i razbito. Poteri russkih byli uzhasayushimi - "pache nezh u Tr'pol'ya". Zdanie "edinoi Rusi", vozdvignutoe Vsevolodom, ruhnulo mgnovenno.
Naslednik chernigovskoi otchiny knyaz' Oleg Svyatoslavich prizval na pomosh' polovcev i prinudil Vladimira ustupit' emu Chernigov. Lishivshis' Chernigova, Monomah vernulsya v Pereyaslavl'.
Pri zhizni Vsevoloda Monomah provodil mnogo vremeni v Kieve, pomogaya otcu upravlyat' Rus'yu. Teper' emu prishlos' sest' na knyazhenie v Pereyaslavl'. Vspominaya o teh godah Monomah gor'ko zhalovalsya na sud'bu: "I sedeh v Pereyaslavle 3 leta i 3 zimy i s druzhinoi svoeyu, i mnogy bedy priyahom ot rati i ot goloda". Pereyaslavskoe knyazhestvo bylo razoreno dotla. Polovcy so svoimi stadami i kibitkami raspolozhilis' na ego territorii, kak na svoei zemle. "Volost'" s trudom mogla prokormit' knyazheskuyu druzhinu. Posle togo kak Monomah utratil Kiev i Chernigov, ego syn Mstislav prinuzhden byl ustupit' Novgorod mladshemu bratu Olega Svyatoslavicha Davidu. Odnako David knyazhil v Novgorode nedolgo. Novgorodcy "ne vzlyubi" Davida i v 1096 g. "vygnasha yu", posle chego vernuli na knyazhenie v Novgorod Mstislava.
Deti Yaroslava iskali sredstva na Zapade, vnuki obratili vzory v storonu velikoi stepi. Chtoby skrepit' mir s polovcami Svyatoslav Kievskii zhenilsya na docheri Tugorhana. Mir okazalsya neprochnym. Stremyas' otognat' polovcev ot Pereyaslavlya, Monomah velel umertvit' hanov Kytana i Itlarya, zaklyuchivshih s nim mir. Doverie polovcev k dogovoram s Rus'yu bylo podorvano.
Svyatopolku i Monomahu prishlos' soobsha otrazhat' usilivshiisya natisk kochevnikov. Knyaz'ya neodnokratno obrashalis' za pomosh'yu v Chernigov. No Oleg uklonyalsya ot uchastiya v voine s polovcami. Nakonec Svyatopolk predlozhil vsem knyaz'yam sobrat'sya v Kieve i "uchinit' ryad o Russkoi zemle" pered duhovenstvom, starshei druzhinoi i gorozhanami. Na etot raz Oleg soglasilsya, no mestom vstrechi stal ne Kiev, a Lyubech, pogranichnyi gorod ego chernigovskoi otchiny. Na s'ezde v Lyubeche 1097 g. Oleg dobilsya ot brat'ev priznaniya ego prav na otcovskuyu volost'.
Na s'ezde knyaz'ya poklyalis', chto otnyne budut imet' "edino serdce", ne dadut polovcam razoryat' Rus' i "nesti" zemlyu "rozno". Klyatva o soblyudenii "Ruskye zemli" zavershilas' slovami: "kazhdo da derzhit otchinu svoyu". Soyuz byl zaklyuchen na uslovii neprikosnovennosti vnutrennih "otchinnyh" granic mezhdu russkimi knyazhestvami. S'ezd podtverdil, chto Svyatopolk imeet pravo na kievskuyu otchinu otca, Monomah - na otchinu Vsevoloda, troe Svyatoslavichei - na otchinu Svyatoslava. Tak pod vidom vozvrata k proshlomu knyaz'ya uprazdnili nasledie Yaroslava. Postanovleniya Lyubechskogo s'ezda uzakonili perehod k razdroblennosti Rusi. "Ryad" Yaroslava ustanovil "stareishinstvo" kievskogo knyazya radi podderzhaniya edinstva Rusi i ob'edineniya voennyh sil ee knyazei. V postanovlenii 1097 g. ni odin iz knyazei ne byl nazvan "stareishim". Brat'ya ne zhelali postupat'sya svoimi pravami v pol'zu kievskogo knyazya. Svyatopolk zhe ne obladal avtoritetom, i na ego storone ne bylo takogo perevesa sil, kotoryi pozvolil by emu diktovat' volyu "mladshei" bratii.
Resheniya s'ezda o podderzhanii mira i soglasiya na Rusi byli narusheny na drugoi zhe den' posle ih utverzhdeniya. Svyatopolk ne dobilsya ot brat'ev priznaniya svoego "stareishinstva" i opasalsya poteryat' kievskii prestol. Volynskomu knyazyu Davidu Igorevichu, vnuku Yaroslava, netrudno bylo ubedit' ego v tom, chto Monomah s Vasil'kom Rostislavichem iz Terebovlya sostavili zagovor i gotovyatsya zahvatit' Kiev. Svyatopolk pospeshno vyzval v stolicu knyazya Vasil'ka i arestoval ego. Sobrav veche, Svyatopolk ubedil gorozhan, chto Kievu grozit opasnost'. Monomah namerevalsya ubit' ego i zanyat' stolicu. Veche ne stalo perechit' knyazyu. Sud'ba Vasil'ka byla reshena. Svyatopolk vydal ego Davidu, a tot oslepil knyazya. Reshenie vecha dalo Svyatopolku povod obrushit' goneniya na priverzhencev Monomaha v Kieve. Aresty soprovozhdalis' konfiskaciyami imushestva zapodozrennyh boyar. Esli verit' Pecherskomu pateriku, "Svyatopolk Izyaslavich mnogo nasilie stvori i domy sil'nyh iskoreni bez viny, imenie mnogim ot'im".
Vest' ob osleplenii Vasil'ka vyzvala vozmushenie knyazei, uchastvovavshih v Lyubechskom s'ezde. Primirivshis' so Svyatoslavichami, Monomah dvinulsya na Kiev. Svyatopolk gotovilsya bezhat' iz svoei stolicy. No narod ne otpustil ego iz goroda. S bol'shim trudom Svyatopolku udalos' uderzhat' kievskii prestol.
V 1101 g. russkie knyaz'ya sobralis' na s'ezd pod Kievom i zaklyuchili mir s polovcami, obmenyavshis' zalozhnikami. Proshlo dva goda, i Monomah nastoyal na razryve mira s poloveckoi ordoi. Russkaya rat' sobralas' v Kieve, spustilas' k porogam, a ottuda napravilas' v glub' poloveckih stepei v Priazov'e. Srazhenie proizoshlo na reke Suten' i zakonchilos' begstvom polovcev. Han Beldyuyuz, popavshii v plen, byl kaznen po prikazu Monomaha.
Vo vremya vtorogo pohoda 1111 g. russkie knyaz'ya postavili cel'yu zanyat' poloveckie "gorodki" na Severskom Donce. (Odin iz etih "gorodkov" nekogda sluzhil stavkoi hana Sharukana, drugoi - Sugrov). V Sharukane zhilo mnogo hristian, i monomah zanyal ego bez boya, vyslav vperedi voiska svyashennika s krestami. Sugrov okazal soprotivlenie, za chto byl sozhzhen russkimi. Kogda voisko povernulo v obratnyi put', poloveckaya orda napala na nego. Dvuhdnevnoe srazhenie zavershilos' porazheniem polovcev.
Stepnomu pohodu predshestvoval knyazheskii s'ezd. Glavnym predmetom spora na s'ezde byl vopros o smerdah i vesennei pahote. Chleny kievskoi druzhiny utverzhdali, chto pohod razorit smerdov i pomeshaet im zaseyat' pashnyu, chto grozilo Rusi golodom. Monomah zayavil, chto glavnaya ugroza dlya smerdov taitsya v poloveckih nabegah. Knyazheskie druzhiny byli malochislennymi, no knyaz'ya nauchilis' pobezhdat' polovcev, vooruzhaya smerdov.
Svyatopolk nadeyalsya zakrepit' kievskii prestol za svoim potomstvom. Dlya etogo emu nado bylo uderzhat' Novgorod. Po ego nastoyaniyu Monomah otozval s novgorodskogo stola syna Mstislava. Svyatopolk ob'yavil o peredache Novgoroda svoemu nasledniku. No reshayushee slovo ostalos' za vechem. Novgorodcy otkazalis' podchinyat'sya kievskomu knyazyu i prislali skazat' emu: "Ne hochem Svyatopolka, ni syna ego, ashe li dve glave imeet syn tvoi, to poshli". Po davnei tradicii kievskie knyaz'ya imeli neosporimoe pravo na Novgorod. S novgorodskogo stola naslednik syn perehodil na kievskii. Vozrashenie Mstislava v Novgorod predveshalo porazhenie starshei vetvi dinastii.
Svyatopolk umer v Kieve 16 aprelya 1113 g. Po slovam letopisca, "plakashasya po nem boyare i druzhina ego vsya". Tysyackii i starshaya druzhina rasschityvali peredat' vlast' synu Svyatopolka. Oni boyalis', chto perehod vlasti k Monomahu vozvysit pereyaslavskih boyar, okruzhavshih knyazya v ego votchine. No kievskoe veche ne sochuvstvovalo namereniyam svoih boyar. Nachalsya spor, kogo iz knyazei sleduet priglasit' v Kiev. Preniya na veche posluzhili tolchkom k myatezhu v gorode. Snachala tolpa razgromila dvor tysyackogo Putyaty i dvory sotskih, a zatem brosilas' grabit' doma evreiskih torgovcev.
Hazarsko-evreiskaya obshina v Kieve sushestvovala s teh por, kak Hazariya zavoevala Nizhnee Podneprov'e i osnovala tut svoyu faktoriyu Samvatas. Pri rusah Kiev ostavalsya vazhnym centrom hazarsko-evreiskoi torgovli. Dokazatel'stvom tomu sluzhit pis'mo na drevneevreiskom yazyke, sostavlennoe v Kieve v X v. i podpisannoe chlenami mestnoi hazarsko-evreiskoi kupecheskoi obshiny. Evrei naselyali otdel'nyi kvartal v severo-zapadnoi chasti "goroda Yaroslava", otchego blizlezhashie vorota nazyvalis' Zhidovskimi. K XI-XII vv. rusy podverglis' assimilyacii i polnost'yu rastvorilis' v slavyanskom naselenii Kieva. V otlichie ot nih evrei sohranili svoyu osobost'. Upadok Hazarii i poyavlenie pechenegov, a zatem polovcev v Prichernomor'e okazali kraine neblagopriyatnoe vliyanie na kievskuyu torgovlyu. Natisk kochevyh ord povlek za soboi sokrashenie vostochnoi torgovli na Chernom more i peremeshenie torgovyh putei v bassein Sredizemnogo morya. Lishivshis' pribyli ot torgovli s Vostokom, kupcy byli vynuzhdeny vkladyvat' den'gi v rostovshicheskie operacii. Protok vostochnoi serebryanoi monety na kievskii rynok rezko sokratilsya, togda kak potrebnost' obshestva v den'gah uvelichilas'. Vse eto posluzhilo pochvoi dlya rascveta rostovshichestva. Ot nepomerno vysokih "rezov" (procentov na ssudy) stradali odinakovo i druzhina knyazya i torgovo-remeslennoe naselenie Kieva.
Nekotorye istoriki polagayut, chto v 1113 g. na Rusi proizoshel pervyi evreiskii pogrom. Eto mnenie ne soglasuetsya s faktami. Myatezh v Kieve imel glavnoi svoei prichinoi bor'bu za vlast', popytku posadit' na prestol Monomaha. Myatezhniki stremilis' izbavit'sya ot dolgov, ograbiv svoih kreditorov. Torgovye lyudi rasschityvali pokonchit' s bogatymi konkurentami.
Svyatopolku ne udalos' osnovat' dinastiyu v Kieve. Ego nasledniki ne poluchili podderzhki ot novgorodskogo vecha, a zatem i ot naseleniya Kieva. Iz letopisi trudno ponyat' obstoyatel'stva prizvaniya Monomaha na kievskii prestol. Po svidetel'stvu "Zhitiya Borisa i Gleba", v pol'zu Monomaha vystupili "vse lyudie, pache zhe bolshii i narochitii muzhi". Opasayas' novyh besporyadkov i pogromov oni otpravili gonca k pereyaslavskomu knyazyu so slovami: "poide, knyaz, na stol oten i deden". Otec Monomaha podderzhival tesnye svyazi s vysshimi ierarhami cerkvi, Svyatopolk byl ne v ladah s grecheskim duhovenstvom. Eto sygralo svoyu rol' v proisshedshem perevorote. Vopreki tradicii Svyatopolk byl skromno pohoronen v osnovannom im monastyre, a ne v Desyatinnoi cerkvi i ne v Sofiiskom sobore, gde horonili obychno kievskih knyazei. Mitropolit-grek vstretil Monomaha v Kieve "s chest'yu velikoi".
Okazavshis' v Kieve, Monomah pospeshil vvesti ryad zakonov, oblegchavshih polozhenie dolzhnikov. Ot rostovshichestva odinakovo stradali i imushie verhi i nizy obshestva. Imushie prinuzhdeny byli platit' ogromnye procenty. Prostye lyudi, poluchiv v dolg imushestvo (kupu), popadali pod vlast' kreditorov, stanovyas' zakupami. Po Ustavu Monomaha zakupy poluchili pravo uhodit' ot gospodina, chtoby zarabotat' den'gi i osvobodit'sya ot zavisimosti. Otnyne zaimodavec ne mog obratit' zakupa v svoego raba. Prezhnii rostovshicheskii procent (tret' summy dolga v god) byl zapreshen i ustanovlen maksimum - 20% godovyh. Snizhenie rostovshicheskih procentov i ogranichenie vsevlastiya zaimodavcev v otnoshenii dolzhnikov i zakupov dolzhno bylo predotvratit' povtorenie pogromov i uspokoit' nedovol'nyh.
Vladimir Monomah zanyal prestol v vozraste 60 let, buduchi umudrennym politikom. Vmeste s Kievom knyaz' poluchil Turovskoe knyazhestvo, ranee nahodivsheesya vo vladenii Svyatopolka. Ego synov'ya derzhali v kachestve otcovskih posadnikov krupneishie goroda Rusi - Novgorod, Pereyaslavl', Smolensk, Suzdal'. Naslednik Svyatopolka pytalsya vesti bor'bu s Monomahom s pomosh'yu Pol'shi i Vengrii, no pogib v zateyannoi im voine. Polockii knyaz' Gleb vyrazil pokornost' kievskomu knyazyu. No eto ne udovletvorilo Vladimira. On otnyal u Gleba Minsk, zatem svel knyazya v Kiev, gde tot vskore zhe umer.