[windows-1251] [koi8-r] [cp866] [iso-8859-5] [mac]        [History] [MainPage]

R.G.Skrynnikov. Drevnerusskoe gosudarstvo.

[Soderzhanie] [Vvedenie] [Chast' 1] [Chast' 2] [Chast' 3] [Chast' 4] [Chast' 5] [Chast' 6] [Chast' 7] [Chast' 8]

     Gotovyas' k voine s Vizantiei, kievskii knyaz' "nanyal" pechenegov, t.e. poslal bogatye podarki ih vozhdyam, i vzyal u nih "talei" -zalozhnikov. Poluchiv dan' ot imperatora, rusy otplyli na vostok, no prezhde Igor' "povele pechenegam voevati bolgars'ku zemlyu". K voine protiv bolgar pechenegov podtalkivali , vozmozhno, ne odni rusy, no i greki. Vizantiya ne otkazalas' ot namereniya oslabit' Bolgariyu i vnov' podchinit' ee svoei vlasti. Zavershiv voennye deistviya rusy i greki obmenyalis' posol'stvami i zaklyuchili mirnyi dogovor. Iz dogovora sleduet, chto sferoi osobyh interesov Vizantii i Rusi byl Krym. Situaciya na Krymskom poluostrove opredelyalas' dvumya momentami: davnim vizantiisko-hazarskim konfliktom i poyavleniem normannskogo knyazhestva na styke vizantiiskih i hazarskih vladenii. Glavnym opornym punktom imperii v Krymu ostavalsya Hersones (Korsun'). Sostaviteli dogovora posvyatili special'nuyu stat'yu Korsunskoi feme (provincii). "A o Korsun'stei strane. Eliko zhe est' gorodov na toya chasti, ne ne imat' volosti knyaz' ruskii, da voyuet na teh stranah, i ta strana ne pokaryaetsya vam, i togda, ashe prosit' voi u nas knyaz' ruskii, da voyuet, da dam emu eliko emu budet trebe". A. A. Shahmatov schel privedennyi tekst iskazhennym i predlozhil vnesti v nego popravku, polnost'yu menyayushuyu ego smysl. "Greki, - pisal issledovatel', - razreshayut russkomu knyazyu voevat' Korsunskuyu stranu, esli ona vyidet iz povinoveniya, i soglashayutsya pomogat' emu prisylkoi voisk". Predlozhennoe ispravlenie kazhetsya neudachnym. Krym byl polem postoyannyh voennyh stolknovenii mezhdu Vizantiei i Hazariei, chto i nashlo otrazhenie v privedennoi stat'e. Pervyi punkt stat'i imel v vidu vizantiiskie vladeniya v Krymu, "eliko zhe est' gorodov na toya chasti", t.e. zahvatyvat' zemli v "Korsunskoi feme. Russkomu knyazyu zapreshalos' "imat' volosti", t. e. zahvatyvat' vladeniya hazar v Krymu. Bolee togo, dogovor obyazyval russkogo knyazya voevat' ("da voyuet") s vragami Vizantii v Krymu. Esli "ta strana" (hazarskie vladeniya) ne pokoritsya, v etom sluchae imperator obeshal prislat' v pomosh' rusam svoi voiska. Fakticheski Vizantiya postavila cel' izgnat' hazar iz Kryma rukami rusov, a zatem podelit' iz vladeniya. Soglashenie bylo vypolneno, hotya i s zapozdaniem bolee chem na polveka. Kievskomu knyazhestvu dostalas' Tmutarakan' s gorodami Tamatarhoi i Kerch'yu, a Vizantiya zavoevala poslednie vladeniya hazar primerno v raione Surozha. Pryamuyu pomosh' vizantiicam okazal pri etom konung Sfeng, dyadya kievskogo knyazya.
     Konstantin Bagryanorodnyi privel svedeniya o putyah iz Meotidskogo (Azovskogo) morya cherez nyneshnii Sivash i Perekop ("rov" drevnih vremen) v nizov'yah Dnepra. Opisanie mestnosti mezhdu Dneprom i Priazov'em on predvaril slovami o tom, chto s Dnepra rusy prodvigayutsya v Chernuyu Bolgariyu. Dogovor 944g. predusmatrival, chto v sluchae, esli chernye bolgary nachnut voevat' "v strane Korsun'stei", russkii knyaz' dolzhen po prikazu imperatora napast' na nih s tyla: "i velim knyazyu ruskomu, da ih ne pushaet, pakostyat' strane ego". Kak vidno, chernye bolgary prikochevali v Priazov'e i sozdali ugrozu vizantiiskim vladeniyam v Krymu.
     Konstantin Bagryanorodnyi napisal traktat "Ob upravlenii imperiei" vskore posle zaklyucheniya soyuza s Igorem. Issledovateli vyrazhayut udivlenie po povodu togo, chto v strategicheskoi doktrine Konstantina Bagryanorodnogo otsutstvuet maleishii namek na soyuznye otnosheniya imperii s Kievskoi Rus'yu. Odnako ob'yasnit' eto dostatochno prosto. V seredine X v. Kievskaya Rus' eshe ne byla mogushestvennym gosudarstvom, eshe ne naschityvala dazhe vekovoi istorii. V raschetah vizantiiskoi diplomatii rusam otvodilas' skromnaya rol' - pomoch' Vizantii v ee voine s hazarami v Krymu.
     Poterya voiska i flota v 941 g. oslabila mosh' kievskih konungov i vozrodila sopernichestvo mezhdu nimi iz-za vlasti i dani.
     Pod upravleniem Igorya nahodilas' prezhde vsego zemlya polyan. Poblizosti ot Kieva raspolagalos' bolee mnogochislennoe plemya drevlyan - "Derevskaya zemlya". Igoryu, kak podcherkivali novgorodskie letopisi, prishlos' ustupit' bogatuyu drevlyanskuyu dan' konungu Svenel'du. Sobrav s drevlyan "po chernoi kune (shkurke kunicy) ot dyma (s ochaga)", druzhina Svenel'da "izodelas'" v bogatoe plat'e, chto vyzvalo zavist' kievskoi druzhiny. Po nastoyaniyu druzhiny kievskii konung otpravilsya k drevlyanam i povtorno sobral s nih dan'. Yavnoe bezzakonie normannov vozmutilo stareishin slavyanskogo plemeni. "Knyaz'" (stareishina) Mal zahvatil Igorya v plen i predal ego kazni. Kievskii knyaz' byl privyazan k stvolam derev'ev i razorvan nadvoe.
     Posle gibeli Igorya karatel'nyi pohod v "Derevy" vozglavili konungi Svenel'd i Asmol'd. Pobediteli otomstili za Igorya perebiv 5000 drevlyan.
     Krovavye sobytiya v "Derevah" byli vyzvany sporom mezhdu dvumya konungami, a vernee, mezhdu ih druzhinami iz-za "derevskoi" dani. Posle zamireniya drevlyan dan' byla razdelena zanovo. Vdove Igorya Ol'ge vydelena byla tret' dani. Ee dolya shla v Vyshgorod. Dve treti dani stali postupat' v Kiev druzhine. Kogda syn Ol'gi Svyatoslav vyros, on posadil v Derevskoi zemle svoego syna Olega i tem samym okonchatel'no zakrepil drevlyanskuyu dan' za svoim rodom.
     Mirnye dogovory s grekami sozdali blagopriyatnye usloviya dlya razvitiya torgovyh i diplomaticheskih otnoshenii mezhdu Kievskoi Rus'yu i Vizantiei. Rusy poluchili pravo snaryazhat' lyuboe kolichestvo korablei i vesti torgovlyu na rynkah Konstantinopolya. Oleg dolzhen byl soglasit'sya s tem, chto rusy, skol'ko by ih ne prishlo v Vizantiyu, imeyut pravo postupit' na sluzhbu v imperatorskuyu armiyu bez vsyakogo razresheniya kievskogo knyazya. Ochevidno, knyaz' Oleg i drugie konungi ne byli svyazany mezhdu soboi otnosheniyami vassaliteta. Knyazyu Igoryu Vizantiya prodiktovala eshe bolee zhestkie usloviya. On obyazalsya posylat' voinov v Vizantiyu po pervomu trebovaniyu imperatora i v tom kolichestve, kakoe budet ukazano grekami. Dogovor ne predusmatrival vozvrasheniya normannskih otryadov v Kiev posle okonchaniya sluzhby v imperatorskoi armii.
     Mirnye dogovory sozdali usloviya dlya proniknoveniya na Rus' hristianskih idei. Pri zaklyuchenii dogovora 911 g. sredi poslov Olega ne bylo ni odnogo hristianina. Rusy skrepili "harat'yu" klyatvoi Perunu. V 944 g. v peregovorah s grekami pomimo rusov-yazychnikov uchastvovali i rusy-hristiane. Vizantiicy vydelili ih, predostaviv pravo pervymi prinesti prisyagu i otvedya ih v "sobornuyu cerkov'" - Sofiiskii sobor. Issledovanie teksta dogovora pozvolilo M. D. Priselkovu predpolozhit', chto uzhe pri Igore vlast' v Kieve fakticheski prinadlezhala hristianskoi partii, k kotoroi otnosilsya i sam knyaz', i chto peregovory v Konstantinopole veli k vyrabotke uslovii ustanovleniya novoi very v Kieve. Eto predpolozhenie nevozmozhno soglasovat' s istochnikom. Odna iz vazhnyh statei dogovora 944 g. glasila: "Ashe ub'et hresteyanin rusina, ili rusin hresteyanina" i pr. Stat'ya udostoveryala prinadlezhnost' rusinov k yazycheskoi vere. Russkie posly zhili v Car'grade dostatochno dolgo: im nado bylo rasprodat' privezennye tovary. Greki ispol'zovali eto obstoyatel'stvo, chtoby obratit' nekotoryh iz nih v hristianstvo. Eto dalo vozmozhnost' vizantiiskim chinovnikam vklyuchit' v zaklyuchitel'nuyu chast' dogovora frazu: "My zhe, eliko nas hrestilisya esmy, klyahomsya cerkov'yu svyatogo Il'e v sobornei cerkvi..." Privedennaya fraza ukazyvaet na deistvie (kreshenie), kotoroe proizoshlo nedavno i prodolzhalos' v nastoyashii moment. Dlya idolopoklonnikov, obozhestvlyavshih grozu, prisyaga vo imya Il'i byla bolee ponyatnoi, chem prisyaga vo imya Boga v treh licah. Obrashenie k Il'e oblegchalo im peremenu very. "Nekreshenaya rus'" poklyalas' obnazhennym oruzhiem ot imeni Igorya i "ot vseh boyar i ot vseh lyudii ot strany Ruskiya". Sostavlennyi opytnymi vizantiiskimi diplomatami dogovor 944 g. predusmatrival vozmozhnost' prinyatiya hristianstva "knyaz'yami", ostavavshimisya vo vremya peregovorov v Kieve. Zaklyuchitel'naya formula glasila: "Aa izhe prestupit' se (dogovor - R. S.) ot strany nasheya (Rusi. - R. S.), li knyaz', li in kto, li kreshen li nekreshen, da ne imut pomoshi ot Boga..."; prestupivshii dogovor "da budet klyat ot Boga i ot Peruna".
     Nadezhdy Vizantii na blizkoe kreshenie Rusi ne opravdalis'. Prinyatie hristianstva okazalos' dlya rusov delom dlitel'nym i trudnym. Knyaz' Igor' vskore zhe pogib. Ego vdova Ol'ga reshilas' peremenit' veru lish' mnogo let spustya posle smerti muzha. Avtor "Povesti vremennyh let" zapisal predanie o tom, chto Ol'ga prinyala kreshenie ot imperatora Konstantina Bagryanorodnogo v Konstantinopole v 955 g. Odnako letopisnyi rasskaz pronizan fol'klornymi motivami. Esli verit' letopisi, nemolodaya Ol'ga proizvela na imperatora stol' sil'noe vpechatlenie, chto tot predlozhil "poyati" ee v zheny. Mudraya Ol'ga otvechala: "Kako hochesh' menya poyati, krestiv mya sam i narek mya dsher'yu?" Otkazav "zhenihu", russkaya knyaginya "pereklyukala" samogo carya.
     Konstantin VII Bagryanorodnyi upomyanul o prieme "arhontesy Elgi".. No ne znal hristianskogo imeni Eleny-Elgi, a sledovatel'no, knyaginya ostavalas' yazychnicei vo vremya svidaniya s nim v 957 g. Sostav russkoi svity navodit na mysl', chto Ol'ga nanesla vizit imperatoru kak chastnoe lico. V ee okruzhenii ne bylo poslov ot naslednika Svyatoslava, igorevyh plemyannikov i ot konunga Svenel'da. "Sly" iz svity Ol'gi poluchali stol'ko zhe deneg, skol'ko ee perevodchiki, chto tochno otrazhalo ih polozhenie na ierarhicheskoi lestnice.
     Sohranilos' nemeckoe svidetel'stvo o kreshenii Ol'gi - tak nazyvaemoe Prodolzhenie Hroniki Regiona. Hronika byla sostavlena v seredine X v. avtorom Prodolzheniya byl, kak polagayut, pervyi kievskii episkop Adal'bert. Vse eto pridaet pamyatniku isklyuchitel'nuyu cennost'. Kak zapisal nemeckii hronist, v 959 g. ko dvoru germanskogo imperatora Ottona I yavilis' "posly Eleny, korolevy rugov (rusov), kotoraya pri Romane Konstantinopol'skom imperatore kreshena v Konstantinopole". Posly "prosili, chtoby ih narodu byl postavlen episkop i svyashenniki". Itak, Ol'ga - Elena prinyala kreshenie ne pri Konstantine Bagryanorodnom, a pri ego syne Romane, vstupivshem na tron posle smerti otca v noyabre 959 g. Somnenie vyzyvaet hronologiya sobytii, izlozhennyh v nemeckoi hronike. Ol'ga ne uspela by v techenie dvuh nepolnyh mesyacev posle kresheniya snaryadit' poslov v Germaniyu. Neob'yasnimo promedlenie Ottona I. Vyslushav poslov v konce 959 g., imperator udovletvoril ih pros'bu i naznachil episkopa v Kiev lish' cherez god, na Rozhdestvo 960 g. Vidimo, hronist netochno zapisal datu pribytiya poslov. Nemeckie annaly XI v., istochnik nezavisimogo proishozhdeniya, sohranili sleduyushuyu zapis': "960. K korolyu Ottonu yavilis' posly ot naroda Rusi". Privedennyi tekst podtverzhdaet predpolozhenie, chto missiya rusov yavilas' v Germaniyu ne v 959 g., a v 960 g. i uzhe k koncu goda Otton ob'yavil o naznachenii episkopa.
     Russkaya knyaginya postupila sovershenno tak zhe, kak ran'she postupil bolgarskii car' Boris. Prinyav kreshenie ot pravoslavnogo grecheskogo patriarha, ona totchas zhe priglasila latinskogo pastyrya. Nemeckii episkop, kotoryi dolzhen byl ehat' v Kiev, skoropostizhno umer 15 fevralya 961 g., i san episkopa Rusi byl peredan monahu Adal'bertu. On vyehal v Kiev v 961 g., a cherez god vernulsya domoi ni s chem. Popytka osnovat' v Kieve episkopstvo poterpela neudachu iz-za soprotivleniya yazycheskoi normannskoi znati, pravivshei stranoi posle gibeli Igorya. Odin etot fakt razrushaet mif ob Ol'ge kak pravitel'nice Rusi. Odnako ne sleduet dumat', chto staraniya knyagini nasadit' na Rusi hristianstvo ne dali nikakih rezul'tatov. Uzhe vo vremya pervoi poezdki yazychnicy Elgi v Konstantinopol' v ee svite nahodilsya "pop Grigorii". A eto znachit, chto lyudi iz blizhaishego okruzheniya Ol'gi smenili veru ran'she nee. V 967 g. papa Ioann XII vospretil naznachat' na vnov' uchrezhdaemuyu kafedru v Prage lic, prinadlezhashih "k obryadu ili sekte bolgarskogo ili ruskogo naroda, ili slavyanskogo yazyka". Veroyatno, samaya mnogochislennaya hristianskaya obshina rusov nahodilas' v Konstantinopole, i papa rimskii opasalsya prisylki v Chehiyu episkopa iz Vizantii. V Car'grade "kreshenye rusy" zanimalis' raznogo roda deyatel'nost'yu: torgovali, sluzhili v imperatorskoi dvorcovoi gvardii i pr. Snosheniya mezhdu kievskimi i car'gradskimi hristianami russkogo proishozhdeniya sposobstvovali hristianizacii kievskih rusov.
     Vliyanie Ol'gi na dela upravleniya bylo, po-vidimomu, ogranichennym. V god smerti Igorya knyazhichu Svyatoslavu ispolnilos' nikak ne men'she 8-10 let. Mstya drevlyanam za otca, Svyatoslav nachal bitvu, metnuv v nih tyazheloe kop'e. Kop'e upalo u nog konya, na kotorom sidel mal'chik. Ko vremeni priezda episkopa v Kiev Svyatoslavu bylo bolee 20 let. On dostig sovershennoletiya. Po letopisi, Ol'ga-Elena mnogokratno prosila syna peremenit' veru, no tot neizmenno otkazyval ei, ssylayas' na mnenie druzhiny. Molodoi knyaz' ne mog otrech'sya ot yazychestva, poka druzhina i ee predvoditeli priderzhivalis' staroi religii. Dva desyatiletiya spustya, esli verit' letopisnomu predaniyu, vnuk Ol'gi Vladimir zakonchil besedu o vere s nemeckimi poslami napominaniem o vremenah babki: "Idite opyat', yako otci nashi sego ne prinyali sut'". Vladimir govoril ot lica vsei druzhiny. Vyrazhenie "otcy nashi" imelo v ego ustah vpolne opredelennoe znachenie. Episkop Adal'bert byl izgnan iz Kieva vsei druzhinoi. Po svidetel'stvu novgorodskoi letopisi, kievskaya knyaginya derzhala v svoem dome "prezvitera" v taine ot naroda. Presviterom byl, veroyatno, sam Adal'bert ili odin iz pribyvshih s nim latinskih svyashennikov.
     S imenem Ol'gi svyazyvayut vazhnye reformy, otnosyashiesya k uchrezhdeniyu administrativnyh centrov - pogostov i uporyadocheniyu sistemy gosudarstvennogo upravleniya. V dokazatel'stvo privodyat sleduyushii otryvok iz letopisi XII v.: " V leto 6455 (947) ide Vol'ga Novugorodu, i ustavi po M'ste povosty i dani i po Luze obroki i dani; i lovisha eya sut' po vsei zemli, znamen'ya i mesta i povosty, i sani ee stoyat' v' Pleskove i do sego dne". Dlya vernosti interpretacii privedennogo otryvka sleduet sravnit' ego s Zapiskami imperatora Konstantina Bagryanorodnogo, napisannymi vo vremena Ol'gi v seredine X v. S priblizheniem zimy, pisal imperator, russkie "arhonty vyhodyat so vsemi rosami iz Kieva i otpravlyayutsya v polyudia, chto imenuetsya "kruzheniem", a imenno v zemli drevlyan, dregovichei, severyan i prochih dannikov slavyan. Kormyas' tam v techenie zimy, oni v aprele, kogda taet led na Dnepre vozvrashayutsya v Kiev".
     "Poezdka" Ol'gi v Novgorod kak dve kapli vody napominala polyud'e, opisannoe Konstantinom VII. Letopisec XII v. ozaglavil svoe izvestie "Ide Ol'ga Novugorodu". No polyud'e ne bylo puteshestviem. Vizantiiskii pisatel' ochen' tochno nazval ego "kruzheniem". Imenno takim "kruzheniem" byla opisannaya letopiscem poezdka. V Novgorod Ol'ga otpravilas' by obychnym putem "iz grekov v varyagi" - po Lovati na Volhov. Vmesto etogo ona proshla cherez zemlyu il'menskih slavyan s vostoka na severo-zapad po Mste i Luge, posle chego v konce zimy povernula na yug v Pskov. Sudya po tomu, chto Ol'ga ostavila svoi sani v Pskove, ee polyud'e zakonchilos' vesnoi. No zima kak raz i byla vremenem polyud'ya.
     Konstantin VII opisal polyud'e pri zhizni Ol'gi na osnovanii besed s poslami. Kievskii letopisec pocherpnul svedeniya o polyud'e Ol'gi iz predanii, spustya stoletie. On ne znal termina "polyud'e", zato pripisal mudroi knyagine vazhnuyu reformu - ustanovlenie "povostov" i "obrokov". Slovo "obrok" pozdnego proishozhdeniya, a ponyatie "pogost" ("povost") imelo v X v. sovsem inoe znachenie, chem v XII v. Pri Ol'ge "pogost" oboznachal yazycheskoe svyatilishe i mesto torga slavyan ("pogost" ot slova "gost'" - kupec). S prinyatiem hristianstva vlasti stali razoryat' kapisha i na ih meste stavit' cerkvi. Krupneishie pogosty prevratilis' k XII v. v centry upravleniya okrugoi. No pri Ol'ge pogosty ostavalis' yazycheskimi svyatilishami po preimushestvu.
     Polyud'e bylo prostoi formoi osvoeniya rusami slavyanskih zemel'. Mnogimi chertami polyud'e napominalo "veiclu" - ob'ezd okrugi dlya sbora dani i kormleniya v skandinavskih stranah.
     Letopis' zaklyuchaet v sebe odnu lyubopytnuyu detal'. Rasskaz o poseshenii Ol'goi il'menskih slavyan letopisec zavershaet slovami: "Lovisha eya sut' po vsei zemli, znamen'ya i mesta i povosty". Ne sleduet schitat', chto Ol'ga sumela soedinit' administrativnuyu reformu (uchrezhdenie pogostov) s zavedeniem knyazheskoi ohoty (ustroistvom lovish po vsei zemle). Vo vremya "polyud'ya", kak obnaruzhivaetsya. Rusy ne tol'ko obirali slavyan, no i kormilis' ohotoi.
     Pravlenie Ol'gi otmecheno nekotorymi novshestvami, ne svyazannymi s preobrazovaniem sistemy upravleniya na novyh osnovah. Pomoshniki Konstantina Bagryanorodnogo sobrali dostatochno podrobnye i tochnye dannye o polyud'e kievskogo knyazya v Yuzhnoi Rusi. Karta, sostavlennaya na osnove Zapisok Konstantina VII, pokazala, chto knyaz' vo vremya polyud'ya deistvitel'no sovershal "kruzhenie", prohodya cherez zemli drevlyan, povorachivaya na Smolensk i vozvrashayas' v Kiev po levomu beregu Dnepra cherez Chernigov. V polyud'e uhodili "vse rusy". Ponyatno, chto oni ne riskovali ostavlyat' nadolgo pustoi gorod i zahodit' daleko na sever. Pri Ol'ge gospodstvo rusov v Kieve uprochilos', i ona vpervye predprinyala dalekoe polyud'e i stala sobirat' dan' s naibolee naselennyh zemel' na severo-zapade Rusi. Vdova Igorya ne zaehala v Novgorod, ostavavshiisya vo vladenii ee syna, no posetila Pskov. Stav pravitel'nicei, Ol'ga v pridachu k Vyshgorodu, vozmozhno, poluchila i Pskov, byvshii vo vladenii ee roditelei. Letopiscy zapisali predanie o rozhdenii Ol'gi v Pskove.
     Zimoi kievskii knyaz' i prochie arhonty s druzhinami ("so vsemi rusami") otpravilis' v polyud'e i kormilis' do nastupleniya vesny. V letnee vremya rusy predprinimali voennye ekspedicii. Polem dlya ih nabegov sluzhilo Prichernomor'e i strany Zakavkaz'ya, prilegayushie k Kaspiiskomu moryu. Samye krupnye nabegi na Zakavkaz'e rusy osushestvili posle zaversheniya ekspedicii protiv vizantiicev v 907 i 941 gg. Vneshnee sovpadenie dalo povod predpolozhit', chto rukovodstvo pohodami na Chernoe i Kaspiiskoe morya osushestvlyalos' iz edinogo centra- Kieva: Oleg, a zatem i Igor' presledovali na Vostoke svoi politicheskie celi.
     Oleg i Igor' ne byli eshe gosudaryami, a prochie voennye predvoditeli normannov - ih poddannymi. Pohody na Vizantiyu byli sovmestnymi predpriyatiyami vikingov. Posle zaversheniya voiny i osobenno posle zaklyucheniya mira s grekami soyuznye konungi pokidali Chernoe more i otpravlyalis' na Kaspii. K nim prisoedinyalis' otryady iz Skandinavii. Kievskaya "dinastiya" ne imela ni sredstv, ni vozmozhnostei kontrolirovat' deistviya normannskih otryadov na ogromnom prostranstve ot Dunaya do Zakavkaz'ya.
     Zavershenie voiny Igorya s Vizantiei i obmen mirnymi posol'stvami blagopriyatstvovali tomu, chto v vizantiiskih istochnikah poyavilis' pervye tochnye dannye o slavyanskih plemenah i gorodah. V Zapiskah Konstantina Bagryanorodnogo svedeniya o Rusi byli zafiksirovany so slov vizantiicev, ezdivshih s posol'stvom v Kiev, libo poslov rusov, pribyvshih v 944 g. v Konstantinopol' dlya zaklyucheniya mirnogo dogovora. Naibolee podrobno v sochinenii imperatora opisano puteshestvie cherez dneprovskie porogi, kotoroe sopryazheno bylo so smertel'nym riskom. V Zapiskah vosproizvedeno skandinavskoe (russkoe) i slavyanskoe naimenovanie bol'shinstva porogov. Po mneniyu lingvistov, slavyanskie nazvaniya porogov podverglis' v vizantiiskoi zapisi men'shemu iskazheniyu, chem skandinavskie. Eto ukazyvalo na to, chto sostaviteli Zapisok ispol'zovali slavyanskie istochniki informacii. Znaniya lica, predstavivshego imperatorskim chinovnikam svedeniya o Rusi, ogranichivalis' preimushestvenno kievskoi okrugoi. Iz semi slavyanskih gorodov, nazvannyh v Zapiskah, chetyre raspolagalis' v Yuzhnoi Rusi. Ih nazvaniya (Kiova, Chernigoga, Vusegrad i Vyatichev) peredany bolee tochno, togda kak imena dvuh gorodov vne kievskoi okrugi iskazheny do neuznavaemosti (Meliniski i Teliucy). Poslednee nazvanie voobshe ne poddaetsya rasshifrovke. Sredi slavyanskih plemen nazvany kriviteiny (krivichi), lendzaniny (lendzyane) i derevleniny (verviaany, drevlyane). Ob etih plemenah avtor Zapisok poluchil bolee podrobnuyu informaciyu i poetomu upominaet o nih dvazhdy. Krome nih nazvany severyane (severii), druguvity (dregovichi) i ul'tiny (ulichi). Nazvaniya plemen sloven, polochan, vitichei, volynyan, tivercev, obitavshih vdali ot Kieva, v Zapiskah ne figuriruyut. Sostaviteli Zapisok proyavili bol'shuyu osvedomlennost' v otnoshenii Kieva i kievskoi okrugi. Odnako v vizantiiskom spiske slavyanskih plemen otsutstvuyut polyane, zhivshie v samom Kieve. V to zhe vremya avtory Zapisok povestvuyut o nekih lendzyanah, otsutstvuyushih v "Povesti vremennyh let". Voznikaet predpolozhenie o tozhdestve etih plemen. Kak ustanovleno v literature, slovo "ledzyane" vosproizvodit samonazvanie polyakov (lendjane; russk. lyadskii, lyahi). To zhe samoe znachenie imeet slovo "polyane". Naimenovanie polyan velikopol'skih zemel' i polyan iz kievskoi okrugi sovpadaet. Primechatelen poryadok perechisleniya plemen v Zapiskah Konstantina Bagryanorodnogo. Lendzyane upomyanuty v odnom sluchae ryadom s krivichami, a v drugom - ryadom s ulichami i drevlyanami. Esli sosedyami lendzyan byli krivichi (s odnoi storony), drevlyane i ulichi (s drugoi), to eto znachit, chto oni obitali kak raz v teh mestah, kotorye, po letopisi, zanimali polyane i radimichi. Eto nebol'shoe plemya tozhe ostalos' neizvestnym Konstantinu Bagryanorodnomu, kak i plemya polyan. Mozhno vyskazat' predpolozhenie, chto malochislennye plemena polyan i radimichei byli oskolkami bol'shogo plemeni, sohranyavshego edinstvo v seredine X v., no raspavshegosya v XI-XII vv. Otrazheniem etogo fakta byli pripominaniya ob obshih rodonachal'nikah i obshem proishozhdenii plemen, zapisannye letopiscem. "Radimichi bo i vyatichi, - utverzhdal Nestor, - ot lyahov: byasta bo 2 brata v lyaseh - Radim i drugii Vyatko, i prished'sha sedosta Radim na S'ezhu, i prozvashasya radimichi, a Vyat'ko sede s rodom svoim na Oce, ot nego zhe prozvashasya vyatichi". Radom byl odnim iz starinnyh gorodov Pol'shi. Slova "Radim" i "radimichi" sootnosyatsya s etim toponimom.
     Zhiteli Kieva schitali sebya polyanami, chto i opredelilo otnoshenie letopiscev k etomu plemeni: "Muzhi mudri v smysleni, naricahusya polyane, ot nih zhe est' polyane v Kieve i do sego dni". Mudrye polyane imeli obychai "krotok i tih", k rodstvennikam "velikoe styden'e imehu" imeli "brachnyi obychai". Naprotiv togo, radimichi, vyatichi i ih sosedi "zhivyahu v lese, yako zhe i vsyakii zver', yadushe vse nechisto i sramoslov'e pred otcy...". Ochevidnaya pristrastnost' suzhdeniya stavila Nestora v zatrudnitel'noe polozhenie. Esli by on priznal, chto polyane imeyut obshih predkov s radimichami i vyatichami, togda rassuzhdeniya ob osoboi mudrosti i dobrodetelyah polyan lishilis' by osnovaniya. Stanovitsya ponyatnym, pochemu letopisec reshil oboiti molchaniem vopros o proishozhdenii polyan, hotya problema proishozhdeniya etogo plemeni i ego pervogo knyazya Kiya otnosilas' k chislu samyh zlobodnevnyh. Polyaki, zapisal Nestor, poselilis' na Visle, i "ot teh lyahov prozvashasya polyane"; "tako zhe i ti slovene prishedshie i sedosha po Dnepru i narekoshasya polyane, a druzii drevlyane, sedosha v lesah"; "polyanam zhe zhivshem osobe po goram sim" i pr. Ob'yasniv, chto drevlyane poluchili svoe imya, potomu chto zhili v lesu, letopisec ostavil chitatelya v polnom nevedenii, pochemu budushie kievlyane, poselivshis' "na gorah", stali imenovat'sya "polyane". Nazvav na odnoi stranice pol'skih polyan i polyan kievskih uchenyi knizhnik ne stal poyasnyat', v kakih otnosheniyah mezhdu soboi nahodilis' eti plemena. Mezhdu tem nazvanie velikopol'skih lyahov-polyan strogo sootnosilos' s nazvaniem kievskih lendzyan-lyahov-polyan. Imya Kiova (arab. Kuyaviya) blizko toponimu Kuyaviya v Pol'she. V dogovore kievskogo knyazya Igorya 944 g. odin iz starshih kievskih "arhontov" (konungov) nosil harakternoe dlya polyan-polyakov imya Volodislav.
     Issledovateli vyrazhali udivlenie po povodu togo, chto krohotnoe plemya polyan sygralo stol' vydayushuyusya rol' v istorii Rusi. V samom dele, malochislennoe plemya edva li moglo vyzhit', a tem bolee podchinit' sebe kuda bolee mogushestvennye plemena, okruzhavshie ego i zanimavshie ogromnye territorii. Po priznaniyu Nestora, polyane byli "obidimy" blizhaishimi sosedyami - drevlyanami, plemenem otnyud' ne krupnym. Zapiski Konstantina Bagryanorodnogo ob'yasnyayut delo. Do serediny X v. polyane, radimichi, i, veroyatno, vyatichi sohranyali prinadlezhnost' k edinomu plemeni lendzyan, kotoroe ne ustupalo po chislennosti i mogushestvu soyuzu krivichei ili il'menskih sloven. Normannskoe zavoevanie uskorilo raspad etogo plemeni. Zhivshie v Podneprov'e lendzyane podchinilis' rusam, togda kak vyatichi eshe dolgo ostavalis' pod vlast'yu hazar. Starye plemennye svyazi podverglis' razrusheniyu na slavyanskih zemlyah, kotorye byli osvoeny normannami v pervuyu ochered'. Eti zemli pervymi podverglis' takzhe i hristianizacii.
     Konstantin Bagryanorodnyi podrobno opisal polyud'e rusov. V etom opisanii otsutstvuyut polyane i radimichi. Rusy ne hodili v polyud'e k lendzyanam (polyanam, radimicham) po toi prichine, chto zemli lendzyan v Podneprov'e stali mestom ih obitaniya, togda kak vyatichi eshe ostavalis' dannikami hazar.
     Nestor byl obrazovannym monahom, talantlivym i dobrosovestnym pisatelem. Ego opisanie byta i nravov drevnih slavyan otnyud' ne bylo vymyslom. Letopisec lish' sledoval vpechatleniyam sovremennoi emu zhizni. K nachalu XII v. kievskie polyane ne tol'ko prinyali kreshenie, no i proniklis' hristianskim duhom, togda kak ih byvshie soplemenniki radimichi i vyatichi eshe ostavalis' yazychnikami. V seredine X v. lendzyane na vsei territorii ot Kieva do zemel' radimichei za Dneprom i vyatichei na Oke ostavalis' yazychnikami. Lish' posle prinyatiya hristianstva razlichiya mezhdu stolicei i periferiei vystupili naruzhu.
     Predanie o pol'skom proishozhdenii polyan bylo izvestno Nestoru. No nad nim dovlela zloba dnya - treniya mezhdu hristianskoi stolicei i yazycheskimi okrainami, spory, ch'ya volost' - Kievskaya ili Novgorodskaya - byla drevnee, "kto v Kieve nacha pervee knyazhiti" i pr. Otvechaya na vse eti voprosy, kievskie letopisi izlozhili legendu o Kie. Letopisnyi rasskaz o treh brat'yah, osnovatelyah Kieva, po-vidimomu, imel v osnove fol'klornyi syuzhet. Troe brat'ev Kii, Shek i Horiv priplyli i seli na treh gorah (Kievskoi gore, Shekovice i Horivice), sestra zhe ih Lybed' sela pod goroi na reke Lybed'. Legendu o brat'yah - osnovatelyah goroda ili gosudarstva mozhno vstretit' v fol'klornyh istochnikov mnogih stran. Kievskie letopiscy ne preminuli soobshit' o proishozhdenii Ryurika, Radima, Vyatko i pr. i umolchali o proishozhdenii rodonachal'nika vseh kievlyan - pervogo kievskogo knyazya. Eto znachitel'no snizhaet istoricheskuyu cennost' legendy o Kie.
     Kogda voznik Kiev? Vopros etot otnositsya k chislu naibolee zaputannyh i spornyh v literature. Nekotorye istoriki bez dostatochnyh k tomu osnovanii utverzhdayut, budto Kiev byl osnovan knyazem Kiem v V v. n.e. Arheologicheskie dannye isklyuchayut stol' rannyuyu datu. Kiev byl namnogo molozhe takih gorodov, kak Ladoga v Severnoi Rusi, kotoraya sushestvovala uzhe v VII v.
     Letopisnye predaniya o Kieve byli zapisany lish' v XI-XII vv. K bolee rannemu vremeni otnosyatsya inostrannye svidetel'stva o Kieve (X v.). Eto prezhde vsego Zapiski imperatora Konstantina Bagryanorodnogo, sostavlennye ne pozdnee 952 g., a takzhe pis'mo na drevneevreiskom yazyke X v., podpisannoe chlenami evreisko-hazarskoi obshiny Kieva. Oba istochnika odinakovo peredayut slavyanskoe naimenovanie goroda: Kioava, Kiav - v Zapiskah i Kiiuv - v evreiskom istochnike. Evreiskoe pis'mo bylo sugubo delovym dokumentom, Zapiski - politiko-geograficheskim traktatom. Neudivitel'no, chto v Zapiskah privedeny geograficheskie podrobnosti, ne nuzhnye v delovoi perepiske. Iz materialov, podobrannyh dlya imperatora ego kancelyariei sleduet, chto Kiev imel, pomimo slavyanskogo takzhe hazarskoe nazvanie. V Zapiskah figuriruyut dannye o "kreposti Kioava, nazyvvaemoi Samvatas". Slovo "sam" ("vysokii") prisutstvovalo v naimenovanii ryada hazarskih krepostei. Primenitel'no k Kievu "sam" ukazyvalo na to, chto hazarskoe ukreplenie raspolagalis' na vysokom meste - na kievskih "gorah". Otsutstvie hazarskogo naimenovaniya v hazarsko-evreiskom pis'me X v. ne podryvaet doveriya k vizantiiskomu svidetel'stvu. K X v. Kiev prevratilsya v obshirnoe poselenie, a nazvanie "Samvatas" sohranila, vidimo, lish' ta chast', gde raspolagalos' nebol'shoe hazarskoe ukreplenie.
     Obrashenie k naibolee rannim i dostovernym istochnikam daet osnovanie svyazat' vozniknovenie Samvatasa-Kieva s hazarskim zavoevaniem nizhnego Podneprov'ya. Kak polagayut, osnovatelyami Kieva byli hazary (G. Vernadskii, O. Pricak). Malochislennoe plemya polyan ne moglo raspolozhit' svoyu "stolicu" na samoi granice s "velikoi step'yu", tak kak ih gorod byl by nemedlenno smeten kochevnikami. Normanny, ne opasayas' napadenii, osnovyvali svoi neukreplennye "torgovye mesta" - viki posredi slavyanskih zemel'. V otlichie ot vikov hazarskaya faktoriya na Dnepre byla krepost'yu. Odnako bezopasnost' Kieva obespechivalas' ne hazarskimi ukrepleniyami, a voennoi mosh'yu Hazarii, kontrolirovavshei prichernomorskie stepi. Sobiraya dan' so slavyan, Hazarskii kaganat ograzhdal svoyu dneprovskuyu faktoriyu ot nabegov stepnyakov.
     Opisyvaya porogi na Dnepre, Konstantin Bagryanorodnyi privodit ih skandinavskie i slavyanskie nazvaniya. Sredi gorodov lish' odin figuriruet v Zapiskah pod dvoinym nazvaniem. Eto Kiev. No v etom sluchae upotreblen ne skandinavskii, a hazarskii toponim. Hotya informatorami Konstantina byli normanny-rusy i ih poddannye slavyane, skandinavskie naimenovaniya "Kaenugard" (Kiev) i "Hol'mgard" (Novgorod) ostalis' emu neizvestny. Upomyanutoe imperatorom nazvanie "Nemogard" blizko k slavyanskomu "Novgorod" i ne imeet nichego obshego so skandinavskim toponimom "Hol'mgard". (Proishozhdenie nazvaniya "Hol'mgard" ne poddaetsya ob'yasneniyu, poskol'ku "hol'm" oboznachaet ostrov, mezhdu tem kak Novgorod stoit na beregu, no nikak ne na ostrove.)
     V rannii period ni skandinavy, ni hazary ne sklonny byli predavat' isklyuchitel'noe znachenie dneprovskoi faktorii Samvatasu. Po tradicii Hazariya ispol'zovala drevnie puti v Vizantiyu, prolegavshie cherez hazarskie goroda v Krymu, a so Skandinaviei torgovala cherez Verhnyuyu Volgu. V geograficheskom kommentarii k pis'mu hazarskogo carya Iosifa, sostavlennom v neizvestnoe vremya, privedeny vazhnye svedeniya o mnogih gorodskih i torgovyh centrah Hazarii, no naimenovanie "Samvatas" v nem otsutstvuet.
     Po letopisi, vlast' Hazar rasprostranyalas' na zemli polyan, radimichei i vyatichei, inache govorya, ohvatyvala preimushestvenno oblast' rasseleniya lendzyan. Hazaram ne udalos' pokorit' ni odno krupnoe plemya (krivichei, sloven, ulichei, drevlyan), zhivshie za predelami territorii lendzyan. Isklyuchenie sostavlyali severyane, raspolagavshiesya k yugu ot radimichei, neposredstvenno na hazarskoi granice.
     Dlya rusov hazarskii post Samvatas-Kiev imel znachitel'no bolee vazhnoe znachenie, chem dlya hazar, no lish' do toi pory, poka on ostavalsya krainim torgovym punktom na puti "v greki". Kak tol'ko "car'" rusov Hel'g utverdilsya v Krymu, on totchas perenes svoyu stavku iz Podneprov'ya v starinnyi i bogatyi gorod Tamatarhu, otkuda mozhno bylo torgovat' s Vizantiei po moryu. Spodvizhnik Hel'ga Igor' ostalsya v Kieve, no ego ne titulovali ni "hakanom", ni "carem".
     Sudya po skandinavskim istochnikam, Kiev pol'zovalsya znachitel'no men'shei izvestnost'yu, chem Novgorod. V runicheskih nadpisyah i pamyatnikah drevneskandinavskoi pis'mennosti toponim "Hol'mgard" poyavlyaetsya uzhe v pervoi polovine XI v., togda kak "Kaienugard" - lish' vo vtoroi polovine XII v.
     Skandinavy osvoili Severnuyu Rus' mnogo ran'she, chem Yuzhnuyu. V ih glazah Hol'mgard sohranil znachenie glavnogo goroda dazhe posle togo, kak on utratil znachenie osnovnoi bazy normannov v Vostochnoi Evrope. Islandskie sagi neredko izobrazhali vsyu Rus' kak vladeniya konunga Hol'mgarda.
     Horosho izvestna tradiciya, v silu kotoroi kievskie knyaz'ya sazhali na knyazhenie v Novgorod starshego syna naslednika. Tradiciya, bez somneniya, voshodila k tomu vremeni, kogda Novgorod ostavalsya osnovnym opornym punktom rusov v ih pohodah na yug. Sudya po Zapiskam Konstantina Bagryanorodnogo, k seredine X v. arhonty rusov imeli stavku v Kieve, no pri etom starshii iz nih, knyaz' Igor', prodolzhal derzhat' syna-naslednika v Novgorode. Otmechennyi fakt ne oznachaet togo, chto Novgorod ostalsya "stolicei" Rusi. Ni Novgorod, ni Kiev, ne odin drugoi gorod ne byli i ne mogli byt' knyazheskoi stolicei v sobstvennom smysle slova, poskol'ku v seredine X v. samo Drevnerusskoe gosudarstvo eshe nahodilos' v processe stanovleniya i ne imelo ni sformirovavsheisya knyazheskoi dinastii, ni stolicy.
     Soglasno russkim letopisyam, Oleg prishel v Kiev, ne zaderzhivayas' v Smolenske. V deistvitel'nosti Verhnii Dnepr byl vazhneishim rubezhom na puti prodvizheniya normannov k granicam Vostochnoi Rimskoi imperii.
     U rusov, znachitsya v Zapiskah Konstantina Bagryanorodnogo, est' danniki-slavyane, "a imenno, kriviteiny, lendzyaniny i prochii slavinii". Informatory vizantiiskih chinovnikov nazyvali krivichei pervymi sredi "prochih slavinii" ne sluchaino. Krivichi zhili v central'noi polose na ogromnom prostranstve ot Smolenska do Polocka i Izborska. V gorodishe u Gnezdovo pod Smolenskom raspolagalos' krupneishee poselenie rusov. Zemlya krivichei mogla stat' yadrom "Rosii". Odnako normannskoe zavoevanie bespovorotno raskololo plemya krivichei na tri chasti: krivichei smolenskih, polockih (oni byli vklyucheny v sostav normannskogo Polockogo knyazhestva i stali imenovat'sya polochanami) i izborskih (voshli v sostav Pskovskogo knyazhestva). Uzhe ko vremeni vizantiiskih pohodov Igorya centr zhiznedeyatel'nosti normannov peremestilsya v Yuzhnuyu Rus'. Gnezdovo ustupilo pervenstvo Kievu. Smolenskaya okruga stala obychnym raionom polyud'ya dlya rusov.
     Igor' byl pervym iz izvestnyh po imeni konungov, ne pokinuvshim svoi slavyanskie vladeniya. Prichina byla ta, chto on byl ubit svoimi dannikami. Igoryu nasledoval Svyatoslav (945-972). No dazhe on ne soznaval sebya kievskim knyazem po preimushestvu.
     Svyatoslav priobrel izvestnost' kak knyaz'-voin. Pervye pohody on predprinyal protiv Hazarskogo kaganata. K X v. hazary utratili vlast' nad Podneprov'em, i ih glavnym forpostom na zapadnyh granicah stal gorod Sarkel (Belaya Vezha) v nizhnem techenii Dona. Kaganat sohranil vlast' nad zemlyami vyatichei v basseine Oki i Volgi. Spor iz-za togo, komu sobirat' dan' s vyatichei, stal prichinoi stolknoveniya Kievskoi Rusi s Hazariei.
     V 964 g. Svyatoslav sobral druzhinu i, kak povestvuet letopisec, dvinulsya na Oku i Volgu. Tam on "nalez" na vyatichei. Na vopros: "Komu dan' daete?" - vyatichi otvechali - "hazaram". Plemya vyatichei bylo mnogochislennym i voinstvennym. Lesa nadezhno ukryvali ih ot normannskih rechnyh flotilii. Sobravshis' voevat' s hazarami, kievskii knyaz' ne stal vvyazyvat'sya v voinu s vyatichami. Perezimovav v Podneprov'e, kievskii knyaz' sleduyushim letom dvinulsya na Hazariyu. Polagayut, chto v hode dvuh kampanii (965-969) voiska Svyatoslava razgromili glavnye goroda hazar - Sarkel, Itil' i Semender - i unichtozhili Hazarskii kaganat (V. T. Pashuto).
     Istoriya hazarskoi voiny poluchila otrazhenie v russkih i arabskih istochnikah. Kievskie letopisi soobshayut, chto v 965 g. Svyatoslav s druzhinoi otpravilsya na Don k Sarkelu, razgromil voisko kagana i zahvatil krepost', posle chego povernul na yug, pobedil yassov (osetin) i kasogov (cherkessov) i s Severnogo Kavkaza ushel v Kiev.
     Vtorzhenie Svyatoslava ne moglo byt' neposredstvennoi prichinoi krusheniya Hazarii. Kievskii knyaz' ogranichilsya tem, chto razoril zapadnuyu okrainu Hazarii.
     Cennym dopolneniem k russkim istochnikam sluzhat vostochnye sochineniya. V Zapiskah arabskogo geografa Ibn Haukalya privedeny svedeniya o napadenii rusov na hazarskie goroda v Povolzh'e. Soobshenie imeet osobuyu cennost' vvidu togo, chto v moment napadeniya v 968-969 gg. Ibn Haukal' nahodilsya nepodaleku ot hazarskih granic na yuzhnom poberezh'e Kaspiiskogo morya. Po slovam arabskogo pisatelya, rusy razoril gorod Bulgar na Volge. Otsyuda sleduet, chto normanny prishli v Hazariyu ne so storony Dona, a so Srednei Volgi. Volzhskii torgovyi put' iz Skandinavii na Kaspiiskoe more byl davno osvoen i normannami. Ochevidno, sleduya etim putem, rusy spustilis' v nizov'ya Volgi i zahvatili stolicu Hazarii Itil'. Zatem ih flotiliya vyshla na Kaspii i tam rusy razorili staruyu stolicu Hazarii Semender.
     Kievskie letopisi ne soobshayut ni slova o pohode voisk Svyatoslava na Volgu i Kaspiiskoe more, arabskii geograf ne upominaet o pohode rusov na Don. Ochevidno, rech' shla o raznyh i raznovremennyh pohodah, v kotoryh uchastvovali raznye sily. Mnenie, budto vsemi deistviyami rusov na obshirnom prostranstve ot Dunaya do Zakavkaz'ya rukovodili iz edinogo centra - Kieva, ne sootvetstvuet deistvitel'nosti. V 968-969 gg. Svyatoslav vel trudnuyu voinu s Bolgarskim carstvom na Dunae, zatem osvobozhdal Kiev ot pechenegov, posle chego vnov' vernulsya na Balkany. Ni on, ni ego voisko ne imeli vozmozhnosti uchastvovat' v hazarskom pohode. Razgrom Hazarii, opisannyi Ibn Haukalem, mog byt' osushestvlen lish' ochen' krupnymi silami. Eti sily (pri tom, chto Kiev ne prinyal uchastiya v pohode) mogli byt' sobrany lish' v Skandinavii. V X v. mnozhestvo normannskih otryadov i armii deistvovali v Vostochnoi i Zapadnoi Evrope i inkubatorom ih ostavalis' v osnovnom Skandinaviya i Daniya.
     Svyatoslav vernulsya iz Hazarii s bol'shoi dobychei. Ego pohod na Don obnaruzhil voennuyu slabost' kaganata. Vse eto podtolknulo skandinavskih vikingov k krupnomu vtorzheniyu v predely Vostochnoi Evropy.
     Po-vidimomu, rusy nashli soyuznikov sredi sosedei Hazarii. Zapiski Ibn Haukalya pomogayut ponyat' obstoyatel'stva, pozvolivshie skandinavskim rusam oderzhat' reshitel'nuyu pobedu nad Hazariei. Pod 969 g. arabskii geograf zapisal, chto pechenegi yavlyayutsya soyuznikami i "ostriem" rusov. Ochevidno, on imel v vidu pechenezhskie plemena, kochevavshie u granic Hazarii. Esli priznat' dostovernym izvestie Ibn Haukalya, eto znachit, chto podderzhka ordy pomogla rusam dobit'sya etoi pobedy v voine s hazarami.
     Na protyazhenii 3-4 let Hazariya podverglas' dvum opustoshitel'nym nashestviyam rusov. Vyderzhat' takogo udara ona ne smogla. Krushenie carstva nachalos' s polnoi smeny ego pravyashei elity. K vlasti prishli storonniki islama. Hazarskii kaganat prosushestvoval eshe neskol'ko desyatiletii, a zatem ischez s lica zemli. Vmeste s nim raspalas' politicheskaya sistema, na periferii kotoroi v IX-X vv. vozniklo normannskoe Kievskoe knyazhestvo.
     Poka Hazariya sohranyala mosh' sily normannov byli svyazany. Razgrom kaganata vysvobodil eti sily, i oni nemedlenno obrushilis' na Vizantiyu. Otdalennym posledstviem krusheniya Hazarskogo carstva bylo usilenie natiska kochevnikov, rvavshihsya cherez nizov'ya Volgi v Vostochnuyu Evropu.
     Hazarskaya elita, kak polagayut, provodila svoekorystnuyu politiku, prinesshuyu mnogo neschastii sosednim narodam i samim hazaram, iz-za chego Hazarskii kaganat prevratilsya v himeru (L. N. Gumilev). Fakty oprovergayut takuyu ocenku. V techenie neskol'kih vekov kaganat sluzhil svoego roda bar'erom, zatrudnyavshim proniknovenie kochevyh ord iz Azii v Evropu. Tesnivshie hazar ordy obladali ogromnym chislennym perevesom, no Hazariya protivostoyala im s pomosh'yu sravnitel'no nebol'shoi armii i horosho nalazhennoi diplomaticheskoi sluzhby. Hazary vyderzhali dlitel'nuyu voinu s Arabskim halifatom. Araby oderzhali pobedu, no otvoevat' Severnyi Kavkaz u Hazarii oni tak i ne smogli. Prekrasnye morehody - normanny byli grozoi dlya primorskih gorodov. No ih flotilii ne mogli vesti voinu so stepnymi kochevnikami. Sravnitel'no legko proidya cherez finskie i slavyanskie zemli, oni nadolgo zaderzhalis' u granic Hazarii. Kaganat izbezhal zatyazhnoi voiny s rusami, otkryv pered nimi put' v Kaspiiskoe more. Torgovye ekspedicii rusov cheredovalis' s voennymi nabegami, otvechavshimi celyam hazarskoi diplomatii.
     Sud'by Rusi, Hazarii i Vizantii byli tesno svyazany mezhdu soboi. Rusy pomnili o porazhenii Igorya u sten Konstantinopolya i ne riskovali zatevat' novuyu voinu s mogushestvennoi imperiei. Odnako greki sami vtyanuli Rus' v balkanskii konflikt.

... prodolzhenie sleduet ...
Hosted by uCoz