[windows-1251] [koi8-r] [cp866] [iso-8859-5] [mac]        [History] [MainPage]

R.G.Skrynnikov. Drevnerusskoe gosudarstvo.

[Soderzhanie] [Vvedenie] [Chast' 1] [Chast' 2] [Chast' 3] [Chast' 4] [Chast' 5] [Chast' 6] [Chast' 7] [Chast' 8]

     Korol' Boleslav Hrabryi posle uspeshnoi voiny s Rus'yu zanyal chervenskie goroda. Posle ego smerti Yaroslav izgnal polyakov iz goroda Belza na Volyni, a v 1031 g. prizval na pomosh' knyazya Mstislava i otvoeval Cherven'. Rus' okonchatel'no zakrepila za soboi Volynskuyu zemlyu. Kievskie druzhiny sovershali pohody protiv yatvyagov, "litvy" i estov. Na zemlyah estov russkie osnovali gorod Yur'ev (Tartu).
     Yaroslav prodolzhal ukreplyat' yuzhnye granicy Rusi. Pri knyaze Vladimire oboronitel'nye rubezhi prohodili po reke Stugne pochti u samyh sten Kieva. Yaroslav perenes ukreplennuyu liniyu na reku Ros' v 100-120 km k yugu ot Kieva. Sredi gorodkov, postroennyh na Rosi, samym krupnym byl Korsun'. V novyh gorodkah byli poseleny plennye polyaki, privedennye iz chervenskih gorodov s Volyni.
     Zanyav kievskii prestol, Yaroslav ostavil v Novgorode posadnika Konstantina Dobrynicha, kotoryi dovodilsya emu dyadei. Konstantin upravlyal gorodom mnogo let, poka ne byl soslan v Murom. Tam on byl ubit po prikazu Yaroslava. V 1036 g. kievskii knyaz' ezdil v Novgorod, chtoby posadit' na novgorodskoe knyazhestvo syna Vladimira. Vo vremya etoi poezdki, soobshaet letopis', Yaroslav "lyud'm (novgorodcam.- R. S.) napisa gramotu, rek: po sei gramote dadite dan'".
     V to vremya, kak Yaroslav ulazhival delo s dan'yu v Novgorode, Kiev podvergsya napadeniyu pechenezhskoi ordy. Naspeh sobrav novgorodskoe opolchenie i prizvav varyagov, knyaz' pospeshil vernut'sya v stolicu. V srazhenii u sten Kieva russkie oderzhali verh nad pechenegami. Pokinuv kochev'ya v Prichernomor'e, pechenezhskie otryady potyanulis' za Dunai. Na vremya ugroza Kievu so storony stepi byla ustranena.
     Pri Yaroslave russkie druzhiny voevali v Pol'she i Vizantii. V 1041-1047 gg. Yaroslav sovershil tri pohoda v Pol'shu i pomog korolyu Kazimiru ovladet' Mazoviei. V 1043 g. on razorval mir s imperiei i otpravil voisko v pohod na Konstantinopol'. Iniciatorom voiny byl konung Haral'd, v svoe vremya pribyvshii na Rus' iz Norvegii i neskol'ko let sluzhivshii snachala v Novgorode, a zatem v Kieve. Pokinuv Rus', Haral'd otpravilsya v Vizantiyu i postupil v imperatorskuyu dvorcovuyu strazhu. V 1042 g. on uchastvoval v dvorcovom perevorote, v rezul'tate kotorogo imperator byl svergnut i osleplen. Spasayas' ot suda, konung i ego varyagi prinuzhdeny byli bezhat' iz Konstantinopolya i ukrylis' v Kieve. Vtorichno postupiv na sluzhbu k Yaroslavu, Haral'd ubedil ego predprinyat' pohod na Car'grad. Voennaya mosh' imperii byla podorvana vtorzheniyami turok i vnutrennimi usobicami, i Haral'd polagal, chto Konstantinopol' ne ustoit protiv natiska varyagov i russkih. Naemnye otryady varyagov nesli sluzhbu v konstantinopol'skom garnizone, i napadavshie mogli rasschityvat' na ih posobnichestvo.
     Yaroslavu prihodilos' schitat'sya s tem, chto mitropolit-grek ne odobryal voiny s Vizantiei i u Rusi ne bylo nikakih ser'eznyh povodov dlya takoi voiny. Pomimo togo, kievskii knyaz' byl vsecelo pogloshen pol'skimi delami. Knyaz' vydal sestru zamuzh za pol'skogo korolya i vo ispolnenie dogovora s nim kak raz v 1043 g. poslal voisko v Mazoviyu.
     Uklonivshis' ot lichnogo uchastiya v voine s grekami, Yaroslav poruchil delo synu Vladimiru, knyazhivshemu v Novgorode. Istoriki, analizirovavshie kampaniyu 1043 g. , ne zametili ee glavnoi otlichitel'noi osobennosti: voina velas' pochti isklyuchitel'no silami Novgorodskogo knyazhestva bez uchastiya kievskogo knyazya i ego voiska. Vtorzhenie v Vizantiyu vozglavil knyaz' Vladimir Novgorodskii. Pri nem nahodilis' dvoe opytnyh voevod: novgorodec Vyshata i Ivan Tvorimirich iz Kieva. Vyshata zanimal bolee vysokoe polozhenie, chem Ivan Tvorimirich, chislivshiisya voevodoi Yaroslava. Vo-pervyh, ded Vyshaty Konstantin i ego otec Ostromir sluzhili novgorodskimi posadnikami. Eta sem'ya byla tesno svyazana s novgorodskoi "tysyachei", sostavivshei yadro voiska Vladimira. Posylaya syna Vladimira "na greki", Yaroslav "voevodstvo" poruchi Vyshate", kak podcherkival letopisec.
     Yaroslav boyalsya otpadeniya Novgoroda. Otpraviv syna s novgorodcami v riskovannyi i dlitel'nyi pohod, kievskii knyaz' nashel sposob utihomirit' novgorodcev i uprochit' svoyu vlast' na krupneishei iz russkih "volostei".
     Vladimir s voiskom proshel po velikomu puti "iz varyag v greki", preodolel porogi na Dnepre i morem dostig ust'ya Dunaya. Russkie pomnili, kak knyaz' Oleg, a za nim knyaz' Igor' zaklyuchili mir s Vizantiei i poluchili dan', fakticheski ne vstupaya v voinu s grekami. Ih plan sostoyal v tom, chtoby sozdat' ugrozu granicam imperii i, poluchiv dan', povernut' vspyat'. Russkie voevody predlozhili etot plan Vladimiru, no molodoi knyaz' posledoval sovetu varyagov. Voinstvennyi Haral'd pomyshlyal o zahvate Car'grada. Kak zapisal kievskii letopisec, na Dunae "resha Rus' Volodimeru: "stanem s'de na pole", a varyagi resha: "poidem v lodiayah pod gorod"; i poslusha Volodimer varyag".
     Pozhar v gavani, sluchivshiisya ranee unichtozhil bol'shuyu chast' vizantiiskogo flota. Imperator Konstantin Monomah prikazal speshno vooruzhit' starye gruzovye suda. Grekam ne udalos' zaderzhat' russkii flot na dal'nih podstupah k Konstantinopolyu. Konung Haral'd i ego novgorodskie soyuzniki prorvalis' v Propontidu. Nachavshiesya mirnye peregovory ne dali rezul'tatov. Po slovam ochevidcev, russkie "polozhili na volyu grekov - zaklyuchit' mir", no pri etom potrebovali dan' - po 3 funta zolota na voina, po drugim svedeniyam - po 1000 starirov na lad'yu ili 2800 funtov zolota na 100 ladei. Demarsh privel by k uspehu, esli by russkie potrebovali umerennuyu platu za mir. No cena okazalas' slishkom vysokoi, i imperator ostavil obrashenie novgorodskogo knyazya bez otveta. Togda varyagi nastoyali na otkrytii voennyh deistvii. Napadavshie vystroili suda v boevoi poryadok, no medlili s atakoi. Tak proshla bol'shaya chast' dnya. Nakonec po signalu imperatora tri bol'shih korablya (galery s tremya ryadami grebcov) medlenno vydvinulis' vpered. Oni totchas byli okruzheny lad'yami, ekipazhi kotoryh pytalis' probit' borta galer s pomosh'yu breven. Vizantiicy sverhu metali v nih kamni i kop'ya, a zatem obrushili "grecheskii ogon'". Obladaya luchshim oruzhiem greki potopili 3 lad'i i sozhgli sem', posle chego russkie otstupili. Podul veter, i na more usililos' volnenie. Opytnye morehody normanny ponesli naimen'shie poteri, togda kak novgorodskie kormchie pospeshili k beregu, chtoby ukryt'sya ot buri. Volny perevorachivali ih chelny i razbivali o skaly. Mnogo lyudei utonulo, do tysyachi voinov spaslos' na beregu. (Svedeniya o 6000 voinov, sobravshihsya na beregu, preuvelicheny). Nikto "ot druzhiny knyazhi" ne zhelal soiti na bereg. No poskol'ku sredi voinov preobladali novgorodcy, komandovanie nad nimi prinyal Vyshata, rasporyadivshiisya pokinut' lad'i. Peshee voisko dobralos' po sushe do Dunaya, no v raione Varny greki okruzhili ego i prinudili k sdache. Po vizantiiskim istochnikam, v plen popalo 800 voinov. Varyagi Haral'da ponesli nakazanie za predatel'stvo vo vremya sluzhby v Konstantinopole. Odnim iz nih vykololi glaza, drugim otrubili ruku. Kara, po-vidimomu, ne kosnulas' novgorodcev. Voevoda Vyshata provel neskol'ko let v plenu, a zatem byl otpushen na rodinu.
     Po vozvrashenii iz pohoda Haral'd zhenilsya na docheri Yaroslava, posle chego otpravilsya v Skandinaviyu, gde zanyal norvezhskii tron. Konung priobrel izvestnost' kak voin i skal'd. Ego boevaya pesn' vdohnovlyala voinov pered bitvoi. Posle neudachnoi popytki zavoevat' Vizantiiskuyu imperiyu Haral'd Surovyi vysadilsya v Anglii, chtoby zavoevat' Angliiskoe korolevstvo. Bitva s anglosaksami zakonchilas' neudachei. Haral'd byl ubit.
     Porazhenie Haral'da Surovogo i ego russkih soyuznikov u sten Konstantinopolya pokazala, chto "epoha vikingov" v Vostochnoi Evrope konchilas'. Naibol'shii usherb ekspediciya nanesla Novgorodu. Voennye sily Novgoroda byli podorvany, zavisimost' novgorodcev ot Kieva uprochena. V 1046 g. Yaroslav zaklyuchil novyi dogovor s Vizantiei. Dogovor byl skreplen brakom syna Yaroslava Vsevoloda s vizantiiskoi carevnoi iz sem'i imperatora Konstantina Monomaha.
     Kievskie letopisi ne bez osnovaniya nazyvali Yaroslava "samovlastec Rust'ei zemli". Slovo "samovlastec" bylo doslovnym perevodom grecheskogo slova "avtokrat" (samoderzhec). Tak Rus' vpervye poznakomilas' s vizantiiskim ponyatiem "samoderzhavie". Posle ob'edineniya Rusi knyaz' Yaroslav pristupil k vypolneniyu grandioznyh stroitel'nyh proektov, prizvannyh vozvelichit' ego vlast'. Zamysel sostoyal v tom, chtoby perestroit' russkuyu stolicu po obrazu i podobiyu Car'grada. Sofiiskii sobor i krepost' s Zolotymi vorotami byli glavnymi dostoprimechatel'nostyami vizantiiskoi stolicy. Po prikazu Yaroslava v 1037 g. v Kieve byli zalozheny "gorod velikii" (krepost') s Zolotymi vorotami i Sofiiskii sobor. Po slovam letopisca knyaz' sobral knizhnikov i piscov mnogih i "prekladashe (knigi. - R. S.) ot grek na sloven'skoe pis'mo", stroil cerkvi, nakazyval svyashennikam uchit' lyudei gramote. Za eto Yaroslav poluchil prozvishe Mudryi.
     Posle pohoda na Konstantinopol' knyaz' Vladimir Yaroslavich vernulsya v Novgorod. Russkie ne poluchili ot grekov dani. No po puti k Konstantinopolyu oni razgrabili mnozhestvo bolgarskih i vizantiiskih poselenii. Poluchennye bogatstva byli upotrebleny na stroitel'nye raboty. V 1044-1045 gg. Vladimir "zalozhi Nov'gorod (detinec. -R. S.) i sdela ego", a cherez god osnoval hram "Svyatuyu Sofiyu v Novegorode". Staryi derevyannyi hram Sofii imel 13 kupolov, kak i Konstantinopol'skaya Sofiya. Kievskaya Sofiya podrazhala tomu zhe obrazcu. Kamennyi sobor Sofii v Novgorode venchali pyat' kupolov. V nem otsutstvovali mozaiki, harakternye dlya vizantiiskih hramov.
     Pravlenie Yaroslava Mudrogo oznamenovalos' rassvetom russkoi kul'tury. Pochvu dlya kul'turnogo pod'ema podgotovili missionery, greki i bolgary, priglashennye na Rus' posle ee kresheniya. Ih deyatel'nost' ne poluchila osvyasheniya na stranicah russkih letopisei.
     Dlitel'naya voina mezhdu Kievskim i Novgorodskim knyazhestvom, vspyhnuvshaya posle smerti knyazya Vladimira Svyatoslavicha oslozhnila otnosheniya mezhdu svetskoi vlast'yu i cerkovnym rukovodstvom. Grecheskoe duhovenstvo, pribyvshee na Rus' v svite carevny Anny, otstaivalo pravo na kievskii prestol detei, rozhdennyh v hristianskom brake. Takaya poziciya neizbezhno vela k konfliktu mezhdu vysshimi grecheskimi ierarhami i starshimi synov'yami Vladimira, kotorye byli v glazah grekov nezakonnorozhdennye i ne mogli nasledovat' vlast'. Stolknovenie mezhdu Yaroslavom i Svyatopolkom stalo novym istochnikom razdora. Mitropolit Ioann I tesno sotrudnichal so Svyatopolkom, a zatem s korolem Boleslavom, kotoryi pomog Svyatopolku izgnat' Yaroslava iz Kieva. Predpolozhitel'no v 1020 ili 1026 g. Ioann I osvyatil novopostroennuyu vyshgorodskuyu cerkov' i perenes tuda moshi knyazei Borisa i Gleba. To bylo poslednee upominanie o prebyvanii Ioanna na kievskoi mitropolii.
     Kievskii letopisec slozhil panegirik v chest' Yaroslava, pokrovitelya pravoslavnoi cerkvi i stroitelya grandioznogo hrama Svyatoi Sofii. Svidetel'stvo letopisca okazalo reshayushee vliyanie na istoriograficheskuyu tradiciyu, zasloniv soboi nekotorye sushestvennye momenty. Delo v tom, chto Yaroslav v pervye semnadcat' let pravleniya ne proyavlyal takogo rveniya v cerkovnyh delah, kak ego brat' Mstislav.
     V 1020-1024 gg. u Yaroslava rodilis' dvoe synovei. Knyazyu prishlos' zadumat'sya nad tem, kak zakrepit' prestol za naslednikami. Mezhdu tem, ego voiska byli razgromleny tmutarakanskim knyazem Mstislavom. Spasaya golovu Yaroslav ukrylsya v Novgorode i vplot' do 1026 g. ostavalsya tam, ne smeya vernut'sya v Kiev. Obychno kievskie knyaz'ya upravlyali gosudarstvom iz Kieva, a v Novgorod posylali svoih posadnikov. Yaroslavu prishlos' na dva goda perenesti stolicu v Novgorod. Kiev pereshel pod vlast' posadnikov "muzhei yaroslavlih". Yaroslav nahodilsya na ogromnom rasstoyanii ot Kieva, Mstislav - v neposredstvennoi blizosti ot stolicy. V period stolknoveniya so Svyatopolkom Yaroslav ubedilsya v tom, chto ne mozhet polagat'sya na predannost' mitropolita greka Ioanna. Poslednii mog v lyuboi moment peremetnut'sya na storonu Mstislava, esli by tot reshil vozobnovit' bor'bu za kievskii prestol. Uehav na neskol'ko let v Novgorod, Yaroslav edva li mog ostavit' mitropolita v Kieve. Ioannu, vozmozhno, prishlos' pokinut' Rus'.
     Mstislav prevoshodil Yaroslava v voennoi doblesti i blagochestii. On proslavilsya tem, chto neustanno blagovolil cerkvi. V 1022 g. Mstislav postroil cerkov' Svyatoi Bogorodicy v Tmutarakani, a v 1031-1036 gg. vypisal masterov iz Vizantii i vozdvig v Chernigove kamennyi sobor Spasa Preobrazhen'ya. Istoriki iskusstva schitayut ego samym vizantiiskim soborom Drevnei Rusi. Smert' Mstislava prinesla bol'shie peremeny. Stav "samovlastcem" Rusi, Yaroslav dolzhen byl pozabotit'sya ob uporyadochenii cerkovnyh del i vpervye vydelil znachitel'nye sredstva na nuzhdy duhovenstva. V 1036 g. v Chernigove byl zavershen Spasskii sobor, a v 1037 g. Yaroslav zalozhil "cerkov' Svyatye Sof'ya mitropol'yu" i prinyal v Kieve novogo mitropolita.
     Priezd carevny Anny i osnovanie v Kieve grecheskoi cerkovnoi ierarhii, kazalos' by, dolzhny byli sblizit' Rus' i Vizantiyu. No etogo ne proizoshlo. Letopisi ne sohranili nikakih svedenii o snosheniyah mezhdu Kievom i Car'gradom v pervye 20 let pravleniya Yaroslava. Vozmozhno, chto prichinoi etogo byli dinasticheskie prityazaniya grekov.
     Imperator Vasilii II, brat Anny, dostig bol'shih vneshnepoliticheskih uspehov. On zavershil voinu s Hazariei, zanyav poslednie hazarskie vladeniya v Krymu nepodaleku ot Surozha (Sugdei). V krymskom pohode grekov uchastvoval konung Sfeng, dyadya Svyatopolka Kievskogo. Vasilii II razgromil Zapadnuyu Bolgariyu, podchinil Siriyu, Armeniyu i Gruziyu, uderzhal pod svoei vlast'yu Yuzhnuyu Italiyu. V ego voennyh ekspediciyah neizmenno uchastvovali naemnye otryady iz Skandinavii i Kievskoi Rusi. Voina mezhdu synov'yami knyazya Vladimira i razdel Rusi mezhdu Yaroslavom i Mstislavom nadolgo snyali ugrozu novyh vtorzhenii russkih v vizantiiskie vladeniya. Imperator otpustil na Rus' sestru, rasschityvaya utverdit' na kievskom prestole zakonnuyu grecheskuyu dinastiyu. No uzhe knyaz' Vladimir vyrazil svoe otnoshenie k grecheskomu planu, posadiv mladshego syna Sudislava na pskovskii stol. Pskov nahodilsya na naibol'shem udalenii ot vizantiiskih granic.
     Smert' Mstislava dala vyhod davnemu konfliktu vnutri kievskogo knyazheskogo roda. Edva Mstislav skonchalsya, Yaroslav zatochil v tyur'mu mladshego brata Sudislava, knyazhivshego v Pskove. Kak knyaz' krohotnogo goroda na dal'nei severo-zapadnoi okraine, Sudislav ne imel real'noi vozmozhnosti vstupit' v bor'bu za kievskii prestol. Tem ne menee on vnushal opaseniya ne tol'ko Yaroslavu, no i ego naslednikam. Pskovskii knyaz' provel v "porube" (tyur'me) 24 goda. Yaroslavichi osvobodili ego iz tyur'my, no lish' dlya togo, chtoby privesti k prisyage. Posle etogo knyaz' byl nasil'stvenno postrizhen v monahi i zatochen v monastyr'. Vidimo, u Sudislava byli kakie-to osobye prava na prestol. Predpolozhenie o tom, chto on byl synom Anny i zakonnym naslednikom kievskogo prestola, ob'yasnyaet edinstvennyi v svoem rode sluchai stol' dlitel'nogo presledovaniya chlena knyazheskoi sem'i.
     Posle pereezda Yaroslava v Novgorod v 1024-1026 gg. russkuyu cerkov' fakticheski vozglavil novgorodskii episkop Akim Korsunyanin, neotluchno nahodivshiisya pri osobe knyazya. V 1030 g. Akim umer, peredav kafedru svoemu ucheniku Efremu. Ne imeya episkopskogo sana, Efrem ne mog rukovodit' russkoi cerkov'yu. V svyazi s priezdom v Kiev novogo mitropolita Yaroslav v 1036 g. lishil Efrema ego dolzhnosti i prislal v Novgorod episkopa Luku Zhidyatu.
     Veroyatno, pri Luke Zhidyate v krugu novgorodskih knizhnikov byla sostavlena odna iz drevneishih zametok letopisnogo haraktera, glasivshaya: "Akim Korsunyanin be v iepiskopstve leta 42 i be v nego mesto uchenik ego Efrem, izhe nas uchil". Efrem zameshal episkopa Akima i "uchil" novgorodcev mezhdu 1030 i 1036 gg. Drugoi rannei zapis'yu mozhno schitat' spisok pervyh cerkovnyh ierarhov Rusi, predshestvuyushii privedennoi vyshe zametke: "A se rus'stii mitropolity: Leontii, Mihail, Ioann, Feopement'..." Ukazanie na Ioanna I, kak predshestvennika Feopementa dokazyvaet osvedomlennost' letopisca. Harakterno, chto ni v odnom iz rannih kievskih svodov imya Ioanna ne upominaetsya. Spisok "A se novgorodskyi episkopy" ne soderzhit dat, no daet tochnyi raschet vremeni vladychestva pervyh novgorodskih ierarhov. Svedeniya o Luke Zhidyate otlichayutsya naibol'shim kolichestvom podrobnostei i vklyuchayut svedeniya o dne i meste ego smerti, meste pogrebeniya. Episkop Zhidyata imel sklonnost' k literaturnomu trudu. Ego "Pouchenie k bratii" bylo vklyucheno v tekst novgorodskoi letopisi. Episkop umer v 1060 g.
     Korsunskaya legenda nachala formirovat'sya, veroyatno, v krugu uchenikov Efrema i Luki Zhidyaty. Legenda vklyuchala ne tol'ko svedeniya o kreshenii Vladimira v Korsune, no i dannye o deyatel'nosti "korsunskih popov" v Novgorode, a takzhe v Kieve. "Pride Novugorodu, - znachilos' v drevnem novgorodskom svode, - episkop Iokim Korsunyanin i trebisha razrushil". Pod prismotrom togo zhe Korsunyanina mastera vozdvigli v Novgorode cerkov Iakima i Anny v chest' grecheskoi carevny i samogo episkopa Akima. Pozdnee Akim Korsunyanin zalozhil dubovuyu cerkov' svyatoi Sofii "o 13 verseh". Knizhniki, blizkie k episkopskomu domu Novgoroda, staralis' dokazat', budto korsunyane rukovodili ne tol'ko novgorodskoi, no i kievskoi cerkov'yu s momenta kresheniya Rusi. Novgorodskaya versiya poluchila otrazhenie na stranicah kievskih svodov. Povestvuya o zaklade Bogorodickoi Desyatinnoi cerkvi v Kieve, letopis' podcherkivaet, chto knyaz' Vladimir "poruchi yu (eshe ne dostroennyi sobor. - R. S.) Nastasu Korsunyaninu i popy korsunskyya pristavi sluzhiti v nei". Tendencioznost' letopisnogo izvestiya ochevidna. Kievskaya Bogorodickaya cerkov' byla kafedral'nym soborom russkoi mitropolii, a znachit, sluzhil v nei kievskii mitropolit i "caricyny popy", pribyvshie iz Konstantinopolya s caricei Annoi, a ne "korsunskie popy", plenennye v Krymu. Ne menee pristrastnym bylo utverzhdenie letopisi o tom, chto knyaz' Vladimir "vdast' desyatinu Nastasu Korsunyaninu". Desyatinu poluchila russkaya cerkov' v lice ee oficial'nogo glavy mitropolita Kievskogo.
     "Korsunskie popy" ustupali sanovnym ierarham, pribyvshim iz Car'grada. No oni byli tesno svyazany s knyazheskim dvorom. Osnovav cerkov' Bogorodicy, Vladimir pozhertvoval ei vse korsunskie trofei: "vdav tee vse ezhi be vzyal v Korsuni: ikony i s'sudy, i kresty". Anastas okazal vazhnye uslugi rusam pri osade imi Korsuni. Za chto Vladimir sdelal ego glavnym hranitelem korsunskih cerkovnyh bogatstv, peredannyh Desyatinnoi cerkvi. Fakticheski Anastas Korsunyanin stal glavnym ekonomom kievskoi mitropolii. Kievskuyu cerkov' vozglavlyali grecheskie ierarhi vysokogo ranga. No istoriya vysshei kievskoi ierarhii malo interesovala novgorodskih episkopskih knizhnikov, ch'i pripominaniya i zapisi voshli v osnovu korsunskoi legendy.
     Korsunskaya legenda nikogda by ne poluchila priznaniya v Kieve, esli by opiralas' na odni lish' ambicii Akima Korsunyanina i ego preemnikov. Bolee vazhnoe znachenie imeli politicheskie momenty. Vstupiv v bor'bu za kievskii prestol, novgorodskii knyaz' Yaroslav ne raz terpel sokrushitel'nye porazheniya. Episkop Akim i okruzhavshie ego korsunyane neizmenno podderzhivali ego, chego nel'zya bylo skazat' o vysshih kievskih ierarhah. Etim i ob'yasnyaetsya preuvelichennaya ocenka roli korsunyan na stranicah letopisei.
     Glavnym centrom letopisaniya v Yuzhnoi Rusi stal Kievo-Pecherskii monastyr'. Obitel' byla osnovana Antoniem iz Lyubicha, prinyavshego postrizhenie vo vremya puteshestviya v Vizantiyu. Monastyr' voznik v okrestnostyah sela Berestova, sluzhivshego letnei rezidenciei knyazya Vladimira, a pozdnee knyazya Yaroslava. Pridvornym svyashennikom v Berestove byl Illarion, "muzh blag, knizhen i postnik". Pridvornaya zhizn' tyagotila ego, i on vtaine iskopal sebe "pecherku malu dvuhsazhenu" v peschanom obryve na beregu Dnepra posredi velikogo lesa. Posle pereezda na mitropolichii dvor v 1051 g. Illarion zabrosil svoyu pecherku, no v nei poselilsya inok Antonii. Po drugoi versii, Antonii izbral dlya poseleniya bolee pomestitel'nuyu pesheru, "yuzhe besha iskopali varyazi". Peshera sluzhila skladom dlya vsyakogo roda poklazhi i "sosudov latinskih", no zatem byla zabroshena varyagami.
     Obitel' raspolagalas' na zemlyah knyazhogo sela, i monahi ne mogli izbezhat' tesnogo obsheniya s sem'ei i okruzheniem kievskogo knyazya. Izyaslav Yaroslavich prihodil s druzhinoi k pecherskim monaham za blagosloveniem i molitvoi. K velikomu neudovol'stviyu knyazya - pecherskie inoki postrigli i prinyali v svoyu obitel' syna znatnogo boyarina Ivana, a takzhe "kazhenika (skopca) nekoego ot knyazha doma", kotoryi byl domoupravitelem u knyazya. Postrizhennyi pod imenem Varlaama, syn boyarina stal pervym igumenom monastyrya. Pri Varlaame v obiteli bylo 20 inokov, pri ego preemnike Feodosii - 100. S razresheniya Izyaslava "pesherniki" stali stroit' zdaniya nad obryvom na kievskoi "gore". Pokrovitel'stvo knyazya i sredstva znatnyh postrizhnikov obespechili procvetanie obiteli. V monastyre byl vozdvignut Uspenskii sobor, postavleny "kel'i mnozi", obitel' ograzhdena "stolp'em" (chastokolom). Otnosheniya obiteli s knyaz'yami ne byli bezoblachnymi. Pecherskie inoki osuzhdali "kotory" - knyazheskie usobicy, gubivshie Russkuyu zemlyu, ne zhelali mirit'sya s tem, chto kievskie knyaz'ya narushali molitvu na kreste. Pastyr' monasheskoi bratii i podlinnyi glava monastyrya Nikon Velikii, uchitel' Feodosiya, neodnokratno spasalsya ot knyazheskogo gneva v Tmutarakani. Starec Antonii prinuzhden byl bezhat' iz osnovannogo im monastyrya i nekotoroe vremya provel v izgnanii v Chernigove. Feodosiyu grozili arest i zatochenie. Pecherskie inoki pred'yavlyali k monasheskomu zhit'yu bolee vysokie trebovaniya, chem kievskii mitropolichii dom. Minuya mitropolita greka, oni zaimstvovali neposredstvenno iz Vizantii Studiiskii monastyrskii ustav, otlichavshiisya surovost'yu.
     Istorii kievskogo letopisaniya posvyashena obshirnaya literatura. Nablyudeniya A. A. Shahmatova o rannih svodah poluchili razvitie v trudah M. D. Priselkova, D. S. Lihacheva, A. N. Nasonova. D. S. Lihachev vsestoronne obosnoval metod tekstologicheskogo analiza. Dlitel'nuyu polemiku vyzval vopros o tom, kogda i gde nachalis' letopisnye raboty. Obychno nachal'nyi moment letopisaniya svyazyvayut s postroikoi Sofiiskogo sobora "mitropolii" v 1037 g. V samom dele pod etim godom "Povest' vremennyh let" soobshaet ob osnovanii kievskogo Sofiiskogo sobora. Ssylayutsya takzhe na stat'yu ob osvyashenii nazvannogo sobora "mitropolii" v 1039 g. Izlozhennaya gipoteza trebuet utochneniya. Tekst stat'i v 1039 g. ne dopuskaet dvuh tolkovanii. Vnov' pribyvshii v Kiev mitropolit osvyatil ne Sofiiskii sobor, a cerkov' Bogorodicy, "yuzhe sozda Volodimer', otec Yaroslavl'". V 1039-1044 gg. Desyatinnaya cerkov' sohranyala znachenie glavnogo hrama kievskoi mitropolii. V 1044 g. imenno v nei byli pogrebeny posle kresheniya "kosti" knyazya Yaropolka, ubitogo Vladimirom, a takzhe ostanki ego brata Olega. Sofiiskii sobor byl zalozhen primerno v 1037 g., no dostroen, veroyatno, posle 1044 g. Ego osvyashenie stalo central'nym sobytiem vnutrennei zhizni kievskoi mitropolii, i, esli sostavitel' Drevneishego svoda ni slovom ne obmolvilsya ob etom fakte, znachit svod byl sostavlen vne sten mitropolich'ego doma. Issledovateli tradicionno svyazyvayut nachalo russkogo letopisaniya s sostavleniem istoricheskoi spravki grekom Feopemptom po sluchayu osnovaniya "Svyatoi Sofii mitropolii" v 1037 g. (M. D. Priselkov). Predlozhennoe ob'yasnenie ne uchityvaet togo fakta, chto kievskaya mitropoliya byla uchrezhdena v konce X v., a sledovatel'no spravku o novoi eparhii, ee ierarhah i naselenii dolzhny byli sostavit' predshestvenniki Feopempta. Odnako nikakih sledov takoi spravki s imenami pervyh pastyrei Rusi obnaruzhit' ne udaetsya.
     Sostavlenie rannih novgorodskih zapisei letopisnogo haraktera bylo svyazano s mestnoi episkopskoi kafedroi. Vopros o srede, v kotoroi byl sostavlen kievskii Drevnii svod, ostaetsya otkrytym. V Kieve vliyanie vizantiiskoi cerkovnoi kul'tury i obrazovannosti bylo naibolee glubokim. Nositelyami etoi kul'tury byli ne tol'ko chleny mitropolich'ego doma, no i prosveshennye pecherskie monahi.
     Letopisnye zametki o kreshenii Rusi pozvolyayut sostavit' primernoe predstavlenie o sootnoshenii novgorodskogo i kievskogo letopisanii. Kievskie knizhniki ne somnevalis' v tom, chto mestom kresheniya Rusi byl Kiev. Ih tochka zreniya vozobladala by, esli by ih letopis' byla mitropolich'im svodom. No avtoritet novgorodskoi cerkvi byl stol' znachitelen, a ee vliyanie na letopisnuyu tradiciyu stol' veliko, chto kievskaya versiya kresheniya Rusi utratila pravo na sushestvovanie i sohranilas' lish' v vide otryvochnyh fragmentov.
     K sostavleniyu rannih letopisei byl prichasten krug obrazovannyh grecheskih i russkih monahov, pervyi mitropolit iz russkih Illarion (zanimal kafedru v techenie treh-chetyreh let), novgorodskie pastyri Efrem i Luka Zhidyata i drugie lica. V tekste "Povesti vremennyh let" D. S. Lihachev vydelil drevnii sloi, uslovno nazvannyi "Skazanie o rasprostranenii hristianstva na Rusi". Stilisticheski i ideino "Skazanie" blizko k "Slovu o zakone i blagodati", atributiruemomu mitropolitu Illarionu.
     Preniya o vere, proishodivshie v Kieve nakanune kresheniya, ne prekratilis' v XI v. Svedeniya o posol'stvah, otpravlennyh v dal'nie strany dlya "ispytaniya very", nosyat polulegendarnyi harakter. Otnositel'no prenii v Kieve mozhno polagat', chto oni imeli mesto. V sporah uchastvovali ne tol'ko yazychniki, vovse ne podgotovlennye dlya bogoslovskih disputov, skol'ko obrazovannye evrei iz kievskoi iudeiskoi obshiny. V "Slove o zakone i blagodati" mitropolit Illarion udelyal mnogo vnimaniya polemike s iudaizmom. "Zhitie prepodobnogo Feodosiya" soobshaet konkretnye podrobnosti o disputah podobnogo roda. Feodosii imel obychai "mnogazhdy" vstavat' sredi nochi i "otai vseh" uhodit' "k zhidom, i teh eshe o Hriste prepiraya, korya i dosazhdaya..." Veroispovedal'nye spory s evreyami okazali nesomnennoe vozdeistvie na formirovanie russkoi bogoslovskoi mysli. Oni imeli takzhe prakticheskie rezul'taty. Evreiskaya obshina tverdo derzhalas' very predkov. No nekotorye iz ee obrazovannyh chlenov prinyali pravoslavie i sdelali uspeshnuyu kar'eru. Pervym v Kievskoi Rusi vysshim cerkovnym ierarhom negrekom byl Luka Zhidyata. Knyaz' Yaroslav v 1036 g. otpravil v Novgorod naslednika, a vmeste s nim Zhidyatu, zanyavshego novgorodskuyu episkopskuyu kafedru. Luka stal vtorym posle mitropolita licom russkoi cerkovnoi ierarhii i ostavalsya im na protyazhenii 23 let. (Iz nih tri goda Zhidyata provel ne u del v Kieve. Srazu posle smerti Yaroslava mitropolit grek Efrem osudil Zhidyatu, vospol'zovavshis' donosom ego holopa Dudiki. Zatem kafedra byla vozvrashena Luke.) Sohranilos' "Pouchenie k bratii", napisannoe Zhidyatoi i vklyuchennoe v tekst novgorodskoi letopisi. V propovedyah Luka prizyval blagotvorit' nishim i strazhdushim: "Pomnite i miluite strannyya i ubogyya, i temnichnki..." Episkop umer v 1060 g.

... prodolzhenie sleduet ...
Hosted by uCoz