[windows-1251] [koi8-r] [cp866] [iso-8859-5] [mac]        [History] [MainPage]

R.G.Skrynnikov. Drevnerusskoe gosudarstvo.

[Soderzhanie] [Vvedenie] [Chast' 1] [Chast' 2] [Chast' 3] [Chast' 4] [Chast' 5] [Chast' 6] [Chast' 7] [Chast' 8]

     Kratkaya letopisnaya zametka, vklyuchennaya monahom Yakovom v sochinenie "Pamyat' i pohvala Vladimiru", yavlyaetsya, byt' mozhet, samym rannim izvestiem o kreshenii Rusi i potomu zasluzhivaet naibol'shego doveriya. Iz zametki sleduet, chto snachala Vladimir prinyal kreshenie, na vtoroe leto posle kresheniya hodil k porogam, na tret'e predprinyal pohod na Korsun'. Opredelenno izvestno, chto Korsun' byla vzyata russkimi v 989 g., a znachit, Vladimir stal hristianinom v 987 g.
     Pochemu Vladimir narushil soyuznyi dogovor i, buduchi hristianinom, napal na vladeniya svoego soyuznika Vasiliya II? Prichina zaklyuchalas', po-vidimomu, v tom, chto imperator narushil dogovor pervym i ne prislal na Rus' sestru Annu v 988 g., kogda Vladimir zhdal ee u dneprovskih porogov.
     Vzyav Korsun', knyaz' prigrozil Vasiliyu II, chto teper' on sdelaet s Konstantinopolem to zhe, chto sdelala s etim znamenitym gorodom v Krymu, esli imperator otkazhetsya prislat' v Kiev sestru Annu.
     Pri kakih obstoyatel'stvah Vladimiru udalos' vzyat' nepristupnuyu krepost', kotoroi nado bylo proderzhat'sya do pribytiya vizantiiskogo flota s "grecheskim ognem"? Kak vidno, korsunyane ne zhdali udara so storony soyuznogo Kieva i byli zastignuty vrasploh. Kosvennye pokazaniya istochnikov navodyat na mysl', chto krepost' pala iz-za predatel'stva garnizona. V korsun'skom garnizone sluzhil naemnyi otryad normannov. Posle vzyatiya kreposti Vladimir zhestoko raspravilsya so stratigom Korsuni i postavil namestnikom goroda korsun'skogo varyaga Zhad'berna. Vysokoe naznachenie varyaga navodit na mysl', chto on ne byl ryadovym voinom, a komandoval naemnym otryadom, stoyavshim v kreposti. Predatel'stvo varyaga pomoglo rusam ovladet' krepost'yu. Imenno Zhad'bern dal znat' Vladimiru o mestonahozhdenii kolodcev, pitavshih gorod vodoi, chto i predopredelilo ishod osady.
     Vizantiya s uspehom nasazhdala hristianstvo v varvarskih stranah, popadavshih takim obrazom v orbitu politicheskogo vliyaniya imperii. Kreshenie Rusi otvechalo vysshim interesam Vizantii, no politicheskie celi prishli v stolknovenie s dinasticheskimi, chto na dva goda zaderzhalo kreshenie.
     Narushenie dogovora ne bylo sledstviem prihoti ili proizvola imperatora Vasiliya II. U knyazya Vladimira bylo mnogo yazycheskih zhen i desyat' synovei ot nih, kotorye pretendovali na kievskii prestol. Imperator ne zhelal, chtoby ego sestra popolnila garem yazycheskogo knyazya. On mog otpustit' carevnu v Kiev pri odnom nepremennom uslovii. Vse predydushie braki knyazya Vladimira dolzhny byt' rastorgnuty, s tem chtoby hristianskii brak byl priznan edinstvenno zakonnym. Odnako skandinavskoe semeinoe pravo okazalos' nesovmestimym s hristianskim pravom Vizantii. S tochki zreniya hristianskoi religii synov'ya Vladimira, rozhdennye vne hristianskogo braka, byli nezakonnorozhdennymi i ne imeli nikakih prav na tron. Dlya Vladimira takaya tochka zreniya byla nepriemlema: starshie synov'ya byli oporoi ego vlasti. Peregovory o brachnom kontrakte, po-vidimomu, zakonchilis' provalom, posle chego Vladimir razorval soyuz v Vasiliem II i obrushilsya na Korsun'. Padenie glavnogo opornogo punkta vizantiicev v Krymu sdelalo kievskogo knyazya hozyainom poluostrova. Hazariya stoyala na poroge gibeli i ne mogla protivostoyat' emu. "Pamyat' i pohvala Vladimiru" monaha Yakova upominaet o voine Vladimira s hazarami. Dannoe svidetel'stvo davno stavilo istorikov v tupik, poskol'ku letopisi ne sohranili voobshe nikakih svedenii o nazvannoi voine. "Pamyat' i pohvala Vladimiru" yavlyaetsya rannim i naibolee dostovernym istochnikom, otvergat' ego pokazaniya nevozmozhno. Vladimir vstupil v voinu s hazarami, vidimo, vo vremya dlitel'noi osady Korsuni. Vzyav glavnyi opornyi punkt vizantiicev v Krymu, knyaz' podchinil sebe takzhe byvshie vladeniya "carya rusov" Hel'gi v Tamatarhe i Kerchi. Vladimir byl pervym russkim kievskim knyazem, kotoryi stal rasporyazhat'sya sud'bami russkogo Tmutarakanskogo knyazhestva. On posadil na prestol v Tmutarakani odnogo iz svoih mladshih synovei.
     Vizantiya ne mogla dopustit' togo, chtoby rusy zakrepilis' na Krymskom poluostrove i poluchili udobnye gavani dlya napadenii na imperiyu. Kak tol'ko Vladimir soglasilsya peredat' Korsun' kak vykup ("veno") za nevestu ("caricy delya"), prepyatstviya dlya mira byli ustraneny.
     Kreshenie rusov zatyanulos' vsledstvie soprotivleniya vliyatel'nyh sil v samom Kieve. Vopros o peremene very ne mog byt' reshen vopreki vole "muzhei" iz knyazheskoi druzhiny. Hristianskii letopisec povestvuet, chto knyaz' poslal za rubezh poslov dlya "ispytaniya very", a po vozvrashenii velel im vystupit' s otchetom pered druzhinoi: "Skazhite pred druzhinoyu". Druzhina budto by srazu prinyala reshenie o kreshenii, soslavshis' na avtoritet knyagini Ol'gi: "Ashe by lih zakon grech'skii, to ne by baba tvoya priyala, Ol'ga, yazhe be mudreishi vseh chelovek". Privedennoe izvestie nedostoverno. Ol'ga pytalas' uchredit' hristianskoe episkopstvo v Kieve, no yazycheskaya druzhina izgnala episkopa, priglashennogo eyu iz Germanii.
     Ol'ga prinyala hristianstvo v zrelom vozraste. Ee syn Svyatoslav provel detstvo i vozmuzhal v yazycheskoi srede. On reshitel'no otverg vse predlozheniya materi o peremene very. V sem'yu vnuka Ol'gi Vladimira hristianstvo proniklo blagodarya ego mnogochislennym brakam. Odnoi iz ego starshih zhen byla "grekinya", pohishennaya rusami iz pravoslavnogo monastyrya na Balkanah. Zheny "bolgarynya" i "chehini", veroyatno, takzhe byli hristiankami. Odnako brak s nimi ne byl osvyashen cerkovnym obryadom, a hristianskaya religiya zapreshala mnogozhenstvo.
     Kreshenie Vladimira v 987 g. bylo vydayushimsya gosudarstvennym aktom i dolzhno bylo privlech' vseobshee vnimanie. Mezhdu tem sovremenniki proyavlyali redkuyu neosvedomlennost', kol' skoro rech' shla o kreshenii ih knyazya. Dazhe vopros, gde krestilsya knyaz', stavil ih v tupik. Odni byli uvereny, chto Vladimir prinyal tainstvo kresheniya v Korsuni v Krymu, drugie - "v Kieve, inii zhe resha v Vasileve, druzii zhe inako skazhyut". Otmechennyi fakt mozhet imet' lish' odno ob'yasnenie. Vladimir krestilsya kak chastnoe lico, bez lishnei oglaski. On sledoval primeru babki, otpravivshei hristianskie obryady vtaine ot yazycheskogo okruzheniya.
     Poka knyazheskaya druzhina derzhalas' very predkov, ni mudraya Ol'ga, ni Vladimir, samolichno prinyavshii hristianstvo, ne mogli prinudit' Rus' k otkazu ot yazychestva. No so vremenem situaciya izmenilas'. Edva li ne glavnym faktom, podgotovivshim pochvu dlya kresheniya Rusi, byli voiny mezhdu Rus'yu i Vizantiei. Staraya yazycheskaya druzhina Svyatoslava, naschityvavshaya 10 000 voinov, podverglas' pochti pogolovnomu istrebleniyu vo vremya ego balkanskih pohodov. Po usloviyam dogovora s Vasiliem II kievskii knyaz' otpustil v Car'grad polovinu svoego voiska - 6 000 rusov. Ostavshayasya pri nem druzhina zhila v okruzhenii hristianskogo naseleniya Kryma v techenie polugoda, poka osazhdala Korsun'.
     Carevna Anna priplyla v Krym na korable, poslannom iz Konstantinopolya ee bratom - imperatorom. Ne tratya vremeni ponaprasnu, Vladimir v 989 g. obvenchalsya s Annoi v kafedral'nom sobore Korsuni. Ceremoniya brakosochetaniya dala vozmozhnost' shiroko opovestit' mir o razryve knyazya s yazychestvom. To, chto ne udalos' Ol'ge v yazycheskom Kieve, udalos' Vladimiru v hristianskom gorode Korsun'.
     Pobedonosnyi pohod v Krym uprochil prestizh kievskogo knyazya, ego voiny poluchili bogatuyu dobychu. Torzhestvennyi akt venchaniya, kotoryi byl dlya Vladimira kak by vtorym kresheniem, proizvel glubokoe vpechatlenie na "muzhei" iz knyazheskogo okruzheniya: "se zhe videvshe druzhina evo, mnozi krestishasya".
     Posle shturma Korsun' podvergsya razgrableniyu. Rusy iz'yali gorodskuyu kaznu, mnozhestvo vsyakogo skarba, zabrali iz cerkvei hranivshiesya tam moshi, ikony, cerkovnuyu utvar'. Vladimir vyvez iz Korsuni antichnye statui konei, ukrashavshih gorodskoi ippodrom. V Kiev russkoe voisko yavilos' s nesmetnymi bogatstvami. Soglasie mezhdu druzhinoi i knyazem uprochilos'. Soprotivlenie yazychnikov bylo okonchatel'no slomleno. Vladimir prikazal razgromit' kapishe v Kieve. Kumiry byli izrubleny v shepki i sozhzheny. Odnako rusy ne izbavilis' ot straha pered starymi bogami i opasalis' prognevit' Peruna. Ego izvayanie ne bylo razrusheno. Idola privyazali k konskomu hvostu i povolokli k Dnepru. Processiyu soprovozhdali dvenadcat' voinov, kotorye bili kumira palkami, chtoby izgnat' iz nego besov. Peruna provolokli do porogov, gde i brosili vo vladeniyah pechenegov. Takim obrazom, glavnyi yazycheskii bog byl otpravlen v izgnanie. Prinyav hristianstvo, rusy pustili v hod nasilie, chtoby navyazat' novuyu veru slavyanam. Posle nisproverzheniya kumirov Vladimir velel sobrat' vseh zhitelei Kieva na bereg Dnepra, gde ih krestili greki - "cariciny popy" i "korsunskie popy". V Novgorode, kuda byli poslany Dobrynya i episkop Akim Korsunyanin, vse povtorilos'. Izvayanie Peruna bylo posecheno i sbrosheno v Volhov.
     Vladimir izbezhal konflikta s normannskoi yazycheskoi znat'yu, podderzhkoi kotoroi dorozhil. Nekotorye lichnye kachestva pomogli emu sohranit' mir v sobstvennom okruzhenii. Druzhinnyi epos proslavil svoego pervogo hristianskogo knyazya za ego shedrost' i tarovatost', a bolee vsego za roskoshnye piry, na kotorye druzhinniki shodilis' vo dvorec dazhe v otsutstvie knyazya.
     Kogda Vladimir byl molod, ego brat'ya ne skryvali prenebrezheniya k synu rabyni-klyuchnicy. Doch' konunga Rogvolda Polockogo otvergla ego svatovstvo, skazav: "Ne hochu rozuti robichicha". Brak s grecheskoi carevnoi smyl s Vladimira kleimo "robichicha" i voznes ego vysoko nad prochimi normannskimi konungami.
     Rusy ne mogli dat' zavoevannym imi slavyanam gotovoi gosudarstvennosti: skandinavy byli varvarami, i u nih gospodstvoval rodoplemennoi stroi, kak i u vostochnyh slavyan. Reshayushee vliyanie na evolyuciyu russkogo obshestva okazal sintez voennoi organizacii normannov, obshestvennyh institutov slavyan i vizantiiskogo prava, stavshego izvestnym na Rusi blagodarya utverzhdeniyu v Kieve vizantiiskoi cerkovnoi ierarhii.
     Posle kresheniya Vladimir pozhaloval kievskoi mitropolii desyatuyu chast' vseh knyazheskih dohodov. "Carica" Anna pozabotilas' o tom, chtoby vypisat' znayushih arhitektorov i masterov iz Konstantinopolya i oni postroili pervoe v russkoi istorii kamennoe zdanie - sobor Presvyatoi Bogorodicy. V narode ego stali nazyvat' Desyatinnoi cerkov'yu. Ranee 1011 g. Vladimir dal Desyatinnoi cerkvi gramotu, v kotoroi pisal: "Isgadav az so svoeyu knyagineyu Annoi, dal esm' Svyatei Bogorodici" i pr. Privedennaya gramota podtverzhdaet, chto carevna Anna i ee okruzhenie igrali vazhnuyu rol' v ustroistve cerkvi na Rusi.
     Grecheskie "popy", pribyvshie s Annoi iz Konstantinopolya i privezennye v kachestve plennikov iz Korsuni, stolknulis' s trudnoi zadachei. Im predstoyalo vesti propoved' v etnicheski neodnorodnoi, mnogoyazychnoi strane. Missionery dostigli celi, sleduya neslozhnym principam. Oni ishodili iz togo, chto religiya dolzhna byt' edinoi dlya vsei strany i vsego naroda i veli propoved' na slavyanskom yazyke. Vizantiya imela ogromnyi opyt prosvetitel'skoi deyatel'nosti v Bolgarii i drugih slavyanskih stranah. Bolgary sygrali vydayushuyusya rol' v priobshenii Rusi k duhovnym cennostyam hristianstva. Russkaya pis'mennost' i knizhnost' voznikli na pochve greko-bolgarskoi hristianskoi kul'tury.
     Konstantinopol' posylal na dalekie gluhie okrainy ne samyh luchshih i obrazovannyh ierarhov. V sluchae s Annoi vse bylo inache. S nei byli otpravleny znayushie i opytnye lyudi, kotorym predstoyalo upravlyat' Rus'yu vmeste s naslednikami grecheskoi carevny. Polagayut, chto russkaya mitropoliya byla organizovana mezhdu 996 i 998 gg. (Ya. N. Shapov). Osnovaniem dlya takoi datirovki posluzhil tot fakt, chto kamennaya Desyatinnaya cerkov' byla postroena i osvyashena lish' v 996 g., a krome togo, v konstantinopol'skom perechne mitropolii XI v. russkaya mitropoliya nazvana na odnom iz poslednih mest. Nado zametit', odnako, chto svyatye moshi, obyazatel'nye dlya osnovaniya kafedry i kafedral'nogo sobora, byli privezeny v Kiev uzhe v 989-990 gg. Naspeh postroennaya derevyannaya cerkov', stavshaya mestom hraneniya moshei, imela vse osnovaniya stat' pervoi russkoi sobornoi cerkov'yu, rezidenciei, pribyvshego s caricei grecheskogo ierarha. Po soobsheniyu vizantiiskogo istorika N. Kallista (on pisal v nachale XIV v., no imel v svoem rasporyazhenii rannie dokumenty), pervym russkim mitropolitom byl grek Feofilakt, zanimavshii kafedru v Sevastii i Armenii, a zatem peremeshennyi v Kiev. Preemnikom Feofilakta stal Ioann I. Sohranilas' pechat' s nadpis'yu "Ioann mitropolit Rusi", otnosyashayasya ko vremeni ne pozdnee nachala XI v. Ioann I imenovalsya v istochnikah nachala XI v. to kak mitropolit, to kak arhiepiskop russkii. Ob'yasnyaetsya eto tem, chto v latinskoi cerkvi san mitropolita ne sushestvoval, chto i pobuzhdalo zapadnyh hronistov imenovat' kievskogo vladyku arhiepiskopom. Itogi deyatel'nosti grecheskih missionerov byli vpechatlyayushimi. So slov ochevidcev, nemeckii hronist Titmar Merzenburgskii v 1018 g. opisal Kiev kak ogromnyi gorod, imeyushii neschetnoe kolichestvo zhitelei, 8 rynkov i bolee 400 cerkvei. Avtor hroniki mnogokratno preuvelichil chislo kievskih hramov, no verno peredal obshee vpechatlenie vseh, kto pobyval v gorode. V nachale XI v. Kiev imel vid krupnogo hristianskogo goroda so mnozhestvom derevyannyh domov i cerkvei.
     V letopisyah nachal'nyi etap istorii russkoi cerkvi ne poluchil otrazheniya, a pervye mitropolity ne upominayutsya, kak budto ih ne bylo. Etot paradoks poluchil v literature sleduyushee ob'yasnenie. Chtoby obespechit' nezavisimost' russkoi cerkvi knyaz' Vladimir budto by prinyal cerkovnuyu ierarhiyu ne ot vizantiiskogo patriarha v Konstantinopole, a ot bolgarskogo patriarha v Ohride. Russkie letopiscy ne upomyanuli o tom, chto russkuyu cerkov' vozglavil ohridskii arhiepiskop Ioann I, na tom osnovanii, chto dlya nih istinnoe hristianstvo na Rusi nachalos' s ustroeniya v Kieve grecheskoi mitropolii v 1036 g. (M. D. Priselkov). Takoe ob'yasnenie protivorechit faktam. Vydayushiisya pamyatnik cerkovnoi pis'mennosti serediny XI v. "Slovo o zakone i blagodati" dokazyvaet, chto istinnost' kievskogo hristianstva konca X - nachala XI v. ne vyzyvala u cerkovnyh pisatelei nikakogo somneniya. Pervyi mitropolit pribyl na Rus' vmeste s drugimi "caricynymi popami" v svite Anny. Ego preemnik Ioann I nosil titul "mitropolita ruskogo" i ne imel nikakogo otnosheniya k Ohride. Imperatorskie hrisovuly v Ohridu perechislyali eparhii, podchinennye mestnomu arhiepiskopu, no russkoi mitropolii v etih perechnyah net.
     Polagayut, budto by storonniki nezavisimoi russkoi cerkvi byli nedovol'ny grecheskoi "igemoniei", chto i bylo prichinoi ih rezko otricatel'nogo otnosheniya k pervym mitropolitam. V deistvitel'nosti pri Vladimire i Anne russkaya cerkovnaya ierarhiya sostoyala iz odnih grekov i ne mogla sushestvovat' bez postoyannoi pomoshi i rukovodstva iz Konstantinopolya. Stremlenie k nezavisimosti vozniklo u russkogo duhovenstva pozzhe.
     Verhi kievskogo obshestva ne zabyli skandinavskii yazyk i tradicii, v kotoryh vospityvalis' ih predki. Eto zatrudnyalo kontakty greko-bolgarskogo duhovenstva s dinastiei i ee okruzheniem.
     Na pervyh porah grecheskoe duhovenstvo bylo malochislennym i ego missionerskaya deyatel'nost' rasprostranyalas' glavnym obrazom na gorodskie centry, v kotoryh vliyanie normannskih elementov bylo naibol'shim. Lish' postepenno cerkov' iz chuzherodnogo tela prevratilas' v organicheskuyu chast' kievskogo obshestva.
     Vizantiiskoe duhovenstvo celikom zaviselo ot knyazya, nadelyavshego cerkov' imushestvom, predostavlyavshego platezhi iz kazny i rasporyazhavshegosya cerkovnymi dolzhnostyami. Po vremenam grecheskie ierarhi negodovali na to, chto kievskie knyaz'ya kolebalis' mezhdu pravoslavnym Vostokom i latinskim Zapadom. Istochnikom trenii byl takzhe dinasticheskii vopros. V Vizantii cerkov' zavisela ot svetskoi vlasti. Na Rusi greki prodolzhali otstaivat' interesy imperatorskogo doma. Imperator Vasilii II s samogo nachala domogalsya, chtoby kievskii tron dostalsya potomkam carevny Anny, no kievskaya knyazheskaya sem'ya ne zhelala schitat'sya s ego pretenziyami.
     Popytki grecheskih pastyrei navyazat' Vladimiru zakony i moral' hristianskogo edinobrachiya ne udalis'. V gosudarstvennyh delah kievskii knyaz' prodolzhal sledovat' starym privychnym obychayam. To zhe samoe nablyudalos' i v ego lichnoi zhizni.
     Kievskii letopisec upomyanul o nenasytnom blude knyazya v yazycheskii period ego zhizni. Nemeckie hroniki svidetel'stvovali o tom, chto Vladimir ne otkazalsya ot staryh privychek i v poslednie, hristianskie desyatiletiya svoei zhizni.
     Ded Vladimira knyaz' Igor' umer, po-vidimomu, sovsem molodym. On ostavil vdovu i maloletnego syna. Svyatoslav ne dozhil do 40 let i u nego bylo dve zheny i tri syna. Knyaz' Vladimir prozhil dolguyu zhizn' i imel obshirnuyu sem'yu. Po slovam letopisca, "be zhe Voloddimer pobezhen pohot'yu zhen'skoyu, i bysha emu vodymyya" Rogneda, grekinya, dve chehini, bolgaryya, "a nalozhnic be u nego 300 v Vyshgorodde, a 300 v Belegorode, a 200 na Berestove v selci". Letopisec stremilsya dokazat', chto Vladimir, buduchi yazychnikom v blude prevzoshel bibleiskih geroev. V odnom Belgorode u nego bylo stol'ko nalozhnic, skol'ko vo vsem carstve u carya Solomona. (Otmetim, chto Belgorod byl osnovan cherez dva-tri goda posle opisyvaemogo vremeni). Kak by to ni bylo, za vymyshlennymi podrobnostyami skryvalis' real'nye fakty. Po svidetel'stvu vostochnyh avtorov, znatnye rusy, ne odni knyaz'ya, derzhali pri sebe mnozhestvo plennic-rabyn', kotoryh oni prevrashali v nalozhnic, prodavali kupcam i pr. Primer knyazya Vladimira pokazyvaet, to deti rabyn' - "robichichi" - otnyud' ne byli izgoyami obshestva. Voina byla obrazom zhizni normannov. Mladshaya druzhina, nesshaya ogromnye poteri na voine, postoyanno popolnyalas' "robichichami". Dazhe vyidya iz yunogo vozrasta mladshie druzhinniki imenovalis' "otrokami" i "detskimi". Rogneda byla privedena iz Polocka kak plennica. Vladimir, povestvuet letopisec, posadil ee na rechke Lybedi pod Kievom. Usad'bu Rognedy nasledovala ee doch' Predslava, davshaya imya voznikshemu tut sel'cu Predslavino. Vtoraya zhena Vladimira takzhe byla plennicei. Grekinya, otlichavshayasya redkoi krasotoi, byla zahvachena Svyatoslavom v odnom iz Vizantiiskih monastyrei i privezena na Rus', gde ona stala zhenoi knyazya Yaropolka. Posle ubiistva Yaropolka ona vmeste s prochei dobychei dostalas' Vladimiru. Sovremenniki ne znali, kto iz dvuh muzhei - Yaropolk ili Vladimir - byl nastoyashim otcom Svyatopolka, syna grekini. Starshim synom Vladimira byl Vysheslav, rozhdennyi chehinei, o kotoroi letopisec nichego ne znal. Vsego u Vladimira bylo 12 synovei, perechislennyh v letopisi v poryadke ih starshinstva. Sleduya primeru deda, Vladimir posadil starshego syna v Novgorode. Sredi treh synovei Rognedy starshii Izyaslav poluchil Polock, "otchinu" deda konunga Rogvolda, mladshie, Yaroslav i Vsevolod, dolzhny byli dovol'stvovat'sya Rostovom i Vladimirom Volynskim, raspolagavshimisya na okraine Rusi. Syn grekini Svyatopolk poluchil Turov na Pripyati, stolicu odnogo iz poslednih nezavisimyh normannskih knyazhestv na Rusi.
     Vysheslav umer sovsem molodym. Izyaslav imel pravo zanyat' novgorodskii stol. No on ostalsya v Polocke, gde emu nasledoval ego syn Bryachislav. Novgorodskaya "volost'" pereshla k Yaroslavu, ostavivshemu Rostov. Raspredelenie gorodov mezhdu mladshimi synov'yami bylo bolee ili menee sluchainym. Starshii iz nih, syn drugoi "chehini" Svyatoslav, mog pretendovat' na Rostov, no otec posadil ego v "Dereveh", a ego krovnogo brata Mstislava otpravil v Tmutarakanskoe knyazhestvo v Krymu. Deti bolgaryni byli molozhe detei chehini. Tem ne menee lyubimec Vladimira Boris okazalsya v Rostove, gde ranee sidel Yaroslav. Gleb poluchil Murom. Neizvestno ot kakih materei rodilis' troe synovei, nazvanyh v posledstvie v letopisnom perechne, - Stanislav, Pozvid i Sudislav. Po-slavyanski "pozvizdat'" oznachalo "posmeyat'sya", "posvistat'". Yazycheskoe prozvishe Pozvizd vovse ne oznachalo, chto mladshie synov'ya poyavilis' na svet do kresheniya otca. Knyaz' Vladimir prinyal v kreshenii imya Vasilii, no do konca zhizni ego zvali starym yazycheskim imenem. Sovershenno tak zhe obstoyalo delo i s synov'yami. Posle kresheniya Vladimir vzyal sebe v zheny carevnu Annu, s kotoroi prozhil bolee 20 let. To byl edinstvennyi zakonnyi hristianskii brak knyazya. Neizvestno, byli li u Anny deti, ili ih imena byli predany zabveniyu po toi zhe prichine, chto i imya pervogo mitropolita Rusi. Esli u grecheskoi carevny byli deti, to ih sleduet iskat' sredi mladshih synovei velikogo knyazya. V letopisnom izvestii o razdele gorodov mezhdu synov'yami Stanislav, Pozvid i Sudislav ne upomyanuty. Odnako nizhe v letopisi privedeny dannye ob areste Sudislava bratom Yaroslavom v Pskove, iz chego sleduet, chto samogo mladshego iz svoih synovei Vladimir posadil vo Pskove.
     Poryadok prestolonaslediya na Rusi ne slozhilsya, i synov'yam Vladimira predstoyalo siloi reshit', komu dostanetsya kievskii tron. Knyazheskie "volosti" byli slabo svyazany s Kievom i mezhdu soboi. Mestnye centry postoyanno obnaruzhivali stremlenie k obosobleniyu. Pervym avtoritet otca otverg mladshii syn Rognedy Vsevolod. On pokinul Vladimir Volynskii i bezhal v Skandinaviyu, gde pogib v 995 g. Pozdnee v konflikt s otcom vstupil turovskii knyaz' Svyatopolk. Knyaz' Vladimir zatochil syna v tyur'mu vmeste s nevestkoi, pol'skoi princessoi i ee duhovnikom episkopom Reinbernom. Episkop umer v temnice. Kogda kievskii knyaz' pomirilsya so Svyatopolkom i prikazal osvobodit' ego, vyzov emu brosil Yaroslav. Novgorodskie istochniki raskryvayut prichinu ne prekrashayushihsya razdorov v knyazheskoi sem'e. Vzroslye synov'ya byli nedovol'ny tem, chto im prihodilos' otsylat' v Kiev l'vinuyu dolyu dani, kotoruyu oni sobirali v svoih knyazhestvah. Po tradicii novgorodcy platili 2000 griven v pol'zu kievskoi druzhiny. V 1015 g. knyaz' Yaroslav otkazalsya vyslat' v Kiev zatrebovannuyu dan'. Knyaz' Vladimir totchas ob'yavil o sbore voiska dlya pohoda na syna. Odnako vskore on zabolel, ne uspev dovesti voennye prigotovleniya do konca. Yaroslav vybral udachnyi moment dlya razryva s otcom. K Kievu dvigalas' pechenezhskaya orda - "pechenegom idushim na Rus'". Vladimiru prishlos' otlozhit' pohod na sever i otpravit' kievskoe voisko v stepi navstrechu pechenegam. Vozglavil voisko Boris. Demonstraciya vozymela deistvie. Pechenegi ne osmelilis' napast' na Rus'. Na obratnom puti Boris razbil lager' na reke Al'ta. Smertel'naya bolezn' zastala Vladimira v Berestove. Upravlenie gosudarstvom fakticheski pereshlo k Svyatopolku, ostavshemusya v Kieve. Svyatopolk ne byl uzurpatorom. On byl starshim bratom Yaroslava i prishel k vlasti, oboronyaya otca ot myatezhnogo novgorodskogo knyazya.
     Syn grekini Svyatopolk mog rasschityvat' na podderzhku vysshih cerkovnyh ierarhov - grekov. No sila byla na storone Borisa, pod komandoi kotorogo bylo vos'mitysyachnoe voisko. Kogda v lagere na Al'te byla poluchena vest' o smerti starogo knyazya, druzhina predlozhila Borisu idti na Kiev i zanyat' tron: " Se druzhina u tobe otynya. Poidi, syadi Kyeve na stole otni". Boris pol'zovalsya populyarnost'yu sredi naseleniya Kieva. No perspektiva voiny s novgorodskim i turovskim knyaz'yami ne sulila emu nichego horoshego. Otkloniv sovet starshei druzhiny, Boris lishilsya voiska. Lager', nahodivshiisya v 100 km ot Kieva vskore opustel. Pri Borise ostalis' odni "otroki" - mladshaya druzhina, ne uchastvovavshaya v sovete. Svyatopolk svoevremenno poluchil donos naschet zagovora v lagere na Al'te. Ne rasschityvaya na predannost' kievskoi druzhiny i naseleniya, Svyatopolk sredi nochi uskakal v Vyshgorod. Vyshgorodskie "bolyarcy" - sluzhiteli raspolagavshegosya tam knyazheskogo dvorca - vzyalis' vypolnit' prikaz Svyatopolka o kazni brata. Boris byl ubit v svoem shatre posredi lagerya na Al'te, a ego telo privezeno v Vyshgorod.
     Opasayas' mesti Gleba, edinokrovnogo brata Borisa, Svyatopolk vyzval ego iz Muroma i prikazal umertvit'. Slavyanskoe potomstvo Vladimira stalo pervoi zhertvoi semeinoi raspri. Vsled za det'mi bolgaryni Borisa i Gleba nastala ochered' syna chehini Svyatoslava. Etot knyaz' pytalsya bezhat' iz Derevskoi zemli, no byl nastignut i ubit.
     Novgorodskii knyaz' Yaroslav zateyal voinu s otcom, upovaya na naemnyh varyagov. Novgorodcy platili ezhegodnuyu dan', skandinavam, "mira delya", tak chto varyagi gotovy byli pomoch' im. Poka Rus' byla normannskim knyazhestvom, skandinavy legko ladili s rusami, osevshimi v Kieve. I te, i drugie malo schitalis' so slavyanskim naseleniem. K XI v. assimilyaciya rusov zashla tak daleko, chto prishlye skandinavy vosprinimalis' imi kak chuzhezemcy.
     Naemnyi otryad, prizvannyi Yaroslavom, naschityval tysyachu chelovek. Prishel'cy veli sebya kak gospoda polozheniya. Ih beschinstva vozmutili novgorodcev. Sredi nochi oni napali na varyagov, stoyashih "vo dvore Poromonii" i perebili ih. Skandinavy chtili zakon krovnoi mesti, i u Yaroslava ostavalsya odin sposob predotvratit' reznyu v gorode. Varyagov ubili "narochitye muzhi" (znat') iz "slavnoi tysyachi" (novgorodskogo opolcheniya). Yaroslav zazval zachinshikov smuty na knyazhii dvor i velel perebit' ih. Takim obrazom, on predotvratil stolknovenie mezhdu varyagami i novgorodskoi "tysyachei".
     Krovoprolitie v Novgorode, proisshedshee eshe pri zhizni knyazya Vladimira, postavilo Yaroslava v isklyuchitel'no trudnoe polozhenie. Uznav o smerti otca, Yaroslav pustil v hod vsyu svoyu lovkost', chtoby primirit'sya s novgorodskoi znat'yu. K nachalu voennyh deistvii protiv Kieva Yaroslav "sobra voi 4000: varyag byashet tysyacha, a novgorodcev 3000". Pomimo "narochityh muzhei" iz gorodskoi tysyachi pod znamenami knyazya sobralos' dve tysyachi smerdov s ih starostami. V voiske Svyatopolka pomimo staroi otcovskoi druzhiny byli kievlyane i otryad pechenezhskoi konnicy. Yaroslav doshel do Lyubecha, no tut dorogu emu pregradil kievskii knyaz'. Sily byli primerno ravny i brat'ya prostoyali tri mesyaca po beregam Dnepra, ne reshayas' vstupit' v boi. Kogda nastupili morozy, novgorodcy perepravilis' cherez Dnepr i na rassvete napali na kievskuyu druzhinu. Kievlyane byli ottesneny na ozero, zatyanuvsheesya hrupkim l'dom. Pechenegi ne mogli priiti im na pomosh'. Yaroslav oderzhal pobedu. Upovaya na pomosh' testya, korolya Boleslava, kievskii knyaz' bezhal v Pol'shu. V 1018 g. Svyatopolk privel na Rus' polyakov. Yaroslav s kievsko-novgorodskim voiskom vystupil na zapadnuyu granicu, chtoby otrazit' vtorzhenie. No bitva na reke Bug byla vyigrana Boleslavom. Poteryav druzhinu, Yaroslav ne pytalsya oboronyat' Kiev, i bezhal s polya boya v Novgorod v soprovozhdenii neskol'kih slug. V Kieve pol'skii korol' zahvatil "neopisuemo bogatuyu kaznu" kievskih knyazei. Polyaki ostavalis' na Rusi nedolgo. Pokidaya Kiev, Boleslav prisvoil "imenie" (kaznu) Yaroslava i uvez ego boyar.
     Posle ot'ezda Boleslava Yaroslav vozobnovil bor'bu za knyazheskii prestol. Svyatopolk prizval na pomosh' pechenegov, no byl razbit na r. Al'te v 1019 g. i bezhal iz Kieva. Zavershiv voinu s bratom, Yaroslav zaplatil voinam iz novgorodskoi tysyachi po 10 griven na cheloveka i po 1 grivne kazhdomu smerdu iz sel'skogo opolcheniya. Po slovam Titmara Merzeburgskogo, kievskii knyaz' voeval s pomosh'yu "servov" (rabov) i "stremitel'nyh danov" (normannov). "Servy" iz nemeckoi hroniki - eto smerdy russkih letopisei. No smerdy vovse ne byli rabami. Krome nih slavyanskii etnicheskii element v knyazheskom voiske predstavlyali gorodskie opolcheniya "tysyachi".
     Starshie deti Vladimira pogibli v mezhdousobnoi bor'be. Iz mladshih synovei odin Mstislav reshilsya na voinu s Yaroslavom. Poluchiv ot otca Tmutarakan' na Azovskom more, Mstislav uspeshno voeval s hazarami i kasogami (cherkesami) i rasprostranil svoyu vlast' na zemli Severnogo Kavkaza. Uzhe v to vremya knyaz' proslavilsya svoimi ratnymi podvigami. Vo vremya kavkazskogo pohoda russkie soshlis' s cherkesami. Voiska vystroilis' dlya bitvy, no tut Mstislav vyzval na poedinok kasozhskogo knyazya Rededyu. Poedinok zakonchilsya tem, chto Mstislav "zareza" Rededyu "pred polkami kasozhskimi", posle chego cherkesy otstupili s polya boya. Pri knyaze Igore Starom Tamatarha byla rezidenciei "carya rusov" Hel'ga. Zapoluchiv Tmutarakan', Mstislav kak by unasledoval ot Hel'ga ego "carstvo". Vladeya bogatymi torgovymi gorodami v Krymu i na Tamani, Mstislav raspolagal men'shimi sredstvami, chem kievskii knyaz'. Do Mstislava novgorodskie knyaz'ya po krainei mere trizhdy zavoevyvali Kiev, imeya v svoem rasporyazhenii skandinavskie otryady i sily Severnoi Rusi. Tmutarakanskii knyaz' reshil povtorit' ih opyt, opirayas' na svoi krymskie vladeniya. Sobrav tmutarakanskuyu druzhinu, otryady hazar i cherkesov, knyaz' otpravilsya zavoevyvat' Kiev. Yaroslav ne reshilsya na bitvu s voinstvennym bratom i bezhal v Novgorod. Krovavye raspri mezhdu det'mi Vladimira podorvali avtoritet knyazheskoi vlasti. Vse bol'shee vliyanie na ishod voiny stala okazyvat' poziciya gorodskogo naseleniya. Kiev ne zahotel sklonit' golovu pered Tmutarakan'yu i vpustit' v krepost' raznoplemennoe voinstvo Mstislava. Knyaz' stoyal u sten stolicy, no "ne priyasha ego kyyane". Knyaz'-voin mog vzyat' Kiev shturmom i razorit' gorod, no ne sdelal etogo. On otstupil za Dnepr v Chernigov.
     Iz Novgoroda Yaroslav otpravil poslov v Skandinaviyu i nanyal tam yarla Gakona s druzhinoi. V Chernigove Mstislav sformiroval opolchenie iz mestnogo slavyanskogo plemeni severyan. Vrazhduyushie brat'ya vstretilis' u Listvenya k severu ot Chernigova v 1024 g. Yaroslav postavil v centre voiska varyazhskuyu druzhinu. Mstislav raspolozhil v centre slavyanskoe opolchenie. Varyagi Gakona obrushilis' na severyan, no te ustoyali. V konce dnya v boi vstupila tmutarakanskaya druzhina, atakovavshaya varyagov. Ne vyderzhav udara, Gakon bezhal s polya boya. Vremya, kogda skandinavskie druzhiny reshali ishod bor'by za kievskii prestol, ushlo v proshloe. Poteryav voisko, Yaroslav ostavil v Kieve posadnikov, a sam uehal v Novgorod. Posle dvuhletnei podgotovki on sobral mnogochislennoe voisko i otpravilsya za Dnepr k Chernigovu. Na etot raz do bitvy delo ne doshlo. Brat'ya vstretilis' i dogovorilis' o razdele Rusi. Granicei mezhdu ih vladeniyami stal Dnepr. Zemli k vostoku ot Dnepra s Chernigovom i Pereyaslavlem otoshli k Tmutarakani, a zemli k zapadu ot Dnepra k Kievu.
     V 1036 g. Mstislav umer, i Yaroslav poluchil vozmozhnost' prisoedinit' k svoim vladeniyam Chernigov, Pereyaslavl', Tmutarakan' i drugie goroda. Dlya podderzhaniya mira na severnyh granicah knyaz' ezhegodno otpravlyal v Skandinaviyu 300 griven serebra. Dan' byla slishkom mala dlya togo, chtoby obespechit' mir. No v konce koncov kievskii knyaz' nashel sposob ogradit' Rus' ot nezvanyh varyazhskih druzhin.
     Vstupiv v brak s docher'yu shvedskogo korolya Olafa Ingigerd, Yaroslav, kak soobshayut severnye sagi, peredal ei v upravlenie "Al'deig'yuborg i vse to yarlstvo, kotoroe k nemu prinadlezhit". Irina-Ingigerd upravlyala Ladogoi tochno takzhe, kak Ol'ga i drugie russkie "arhontessy" upravlyali otdannymi im gorodami. Ona posadila v Ladoge svoego rodstvennika shvedskogo yarla Regnval'da, kotoromu knyaz' Yaroslav poruchil oboronyat' "Gardarik" (tak skandinavy imenovali Rus'). Ladozhskoe yarlstvo stalo bar'erom na puti proniknoveniya skandinavskih druzhin v novgorodskuyu zemlyu. Posle smerti Regnval'da ladozhskie vladeniya nasledoval ego syn Eiliv. V konce koncov novgorodcam prishlos' vesti voinu za vozvrashenie Ladogi.

... prodolzhenie sleduet ...
Hosted by uCoz