ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Макарий (Михаил Андреевич Невский) | |||||||||||
Макарий (митрополит всероссийский) | |||||||||||
Макарий (Макарий Трифонович Троицкий) | |||||||||||
Макаевы | |||||||||||
Мак-Дональд Иван-Альфред Георгиевич | |||||||||||
акарий (Михаил Петрович Булгаков) - митрополит Московский (1816 - 1882), известный церковный историк и богослов. По окончании киевской духовной академии преподавал там русскую историю, гражданскую и церковную. В 1842 г. Макарий перемещен в петербургскую академию на кафедру богословия. Лекции его вышли в 1847 г. под названием "Введение в православное богословие" и доставили автору степень доктора. В 1849 г. появился первый том "Богословия догматического", составившего пять томов (теперь переиздается в двух больших томах). Обе работы до сих пор служат руководствами в семинариях. В сокращенном виде "Руководство по изучению христианского православно-догматического богословия" доселе издается, по определению Святейшего Синода, как учебник. Оно переведено на греческий язык и употребляется в школах Востока, являясь почти символической книгой православной церкви. С 1846 г. начала выходить "История русской церкви" в тринадцати томах - труд, имеющий такое же значение для богословской жизни, как труд Соловьева для русской истории. Дополнением к ней служит "История русского раскола, известного под именем старообрядчества". В 1850 г. Макарий был назначен ректором академии и возведен в сан епископа. В 1854 г. Академия Наук выбрала его академиком. Макарий редактировал "Христово Чтение", поместил в нем, а также в "Известиях Академии Наук", много статей, читал рефераты в заседаниях II отделения академии. Трудолюбивый, просвещенный, высоко ценимый культурным слоем общества, Макарий скоро приобрел много врагов. В 1857 г. ему устроили почетную ссылку в Тамбов. В 1859 г. он был назначен в Харьков, в 1868 г. - на кафедру литовскую, а в 1879 г. митрополитом Московским. Везде духовная чернь относилась к нему с недоброжелательством. В Москве одна газета травлю митрополита сделала своею специальностью, обливала грязью все его выступления, недвусмысленно намекала на его политические взгляды. Представители мракобесия были правы в том отношении, что ученый и благородный иерарх не мог принадлежать к их черному стану. Во всех важных случаях он шел навстречу запросам общества и движению вперед. Не без основания некоторые исследователи полагают, что Макарий многим обязан дореформенной духовной школе, прошлое которой бесспорно лучше настоящего. Созданная в начале XIX в. при участии таких деятелей, как СперанскийМ
См. также статьи:
Башкин Матвей ;
Блументаль Адриан Иванович (Блюменталь) ;
Булгаков Макарий ;
Василий Козмич Аристов (Арестов) ;
Гавриил Петров ;
Зизаний Лаврентий Тустановский ;
Зизаний Стефан ;
Зосима (митрополит Московский) ;
Игнатий (русский патриарх) ;
Иларион (архимандрит желтоводский) ;
Иоанн (имя четырех митрополитов) ;
Исаия Копинский ;
Кальнофойский Афанасий ;
Кирилл (святой Туровский) ;
Кирилл III ;
Мануилов Александр Аполлонович ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
Феодосий Грек ;
Феодосий Печерский ;
Хворостинин Иван Андреевич ;
Шаховской Семен Иванович .