ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Гревингк Константин Иванович | |||||||||||
Гревенс | |||||||||||
Гревениц | |||||||||||
Гребницкие | |||||||||||
Гребенщиков Михаил Григорьевич | |||||||||||
ревс Иван Михайлович - историк, родился в 1860 г. в помещичьей семье Воронежской губернии (предки вышли из Англии: английское начертание - Greaves). Учился в Ларинской гимназии, на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где круг его научных интересов определился влиянием В.Г. Василевского (см. очерк Гревса "В.Г. Василевский как учитель науки", в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1899). К студенческим годам относится работа "Римско-Византийское Государство в VI в., по законодательным сборникам христианских императоров". По окончании университета Гревс стал преподавателем в гимназии Э.П. Шаффе и других учебных заведениях, а с 1889 г. приват-доцентом в университете. В 1890 - 92 и 1894 - 96 годах Гревс был командирован за границу. В библиотеках и семинариях Рима и Парижа подготовлялось большое его исследование об экономической структуре и социальной психике переходного от республики к империи римского общества, части которого появлялись в "Журнале Министерства Народного Просвещения" ("Большое сельское поместье в древней Италии и крупное землевладение в римском мире к концу 1-го века империи", сентябрь 1897; "Восстановление типических норм древнеримского крестьянского земледелия", июль 1898). Войдя в круг парижских медиевистов, когда в них были еще живы идеи и вдохновения Фюстель-де-Куланжа, Гревс глубоко воспринял его влияние (см. статьи Гревса: "Фюстель-де-Куланж" в 1-м издании настоящего словаря, "Введения" к вышедшему под редакцией Гревса переводу сочинения этого автора "Общественный строй древней Франции", СПб., 1907 - 10, и статье "Новое исследование о колонате" в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1886). Под этим влиянием созрели главные основы научного миросозерцания Гревса: вера в творческую, определяющую роль сознаний в глубине даже так называемого стихийного процесса истории и в непрерывную могучую жизненность культурной римской традиции. Эти идеи проникают как в ученые труды Гревса, так и его профессорские курсы (которые он с 1892 г. вел в университете и на высших женских курсах). Убежденный сторонник научной семинарской работы, Гревс был одним из ревностнейших ее насадителей. От этой работы Гревс оторван был распоряжением министра народного просвещения Н.П. БоголеповаГ
См. также статьи:
Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна ;
Карсавин Лев Платонович ;
Россия, разд. История ;
Трубецкой Сергей Николаевич .