HTML-версию и некоторые комментарии подготовил Шишкин С.П. Текст приводится по сб. ПРОМЕТЕЙ. т.16, Тысячелетие русской книжности, М. Молодая гвардия, 1990 |
А.Н.УЖАНКОВ В указанном сборнике статья предшествует публикации сокращенного варианта "Жизнеописания Даниила Галицкого", поэтому в исходных примечаниях присутствуют отсылки от статьи к примечаниям публикации. Здесь для удобства вместо отсылок примечания дублируются [Прим. Шишкина С.П.].
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДАНИИЛА ГАЛИЦКОГО
(К истории биографического жанра в древнерусской литературе)
Примечания | |
Без особых возражений воспринималось и принимается сейчас высказывание В.О.Ключевского о том, что до XVI века в древнерусской литературе не было ни одного яркого характера: "Исторические памятники XIV и XV вв. не дают нам возможности живо воспроизвести облик каждого из ... князей. Московские великие князья являются в этих памятниках довольно бледными фигурами, преемственно сменявшимися на великокняжеском столе под именами Ивана, Семена, другого Ивана, Дмитрия, Василия, другого Василия. Всматриваясь в них, легко заметить, что перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до Ивана III, как две капли воды, похожи друг на друга, так что наблюдатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван и кто Василий"1.
|
1 ) Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.П. М.-Пг., 1923. с 58-59.
2 ) Черепнин Л.В. "Летописец Даниила Галицкого" - "Исторические записки". 1941, № 12. с.228-253; 3 )Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Изд-е 2-е, М. 1979, с.10 |
Уникальность этого произведения заключается еще и в том, что это чуть ли не единственное для XI-XV веков историческое литературное сочинение, прослеживающее столь подробно жизненную судьбу героя с младенческих лет и до смерти. Все другие княжеские жития* чаще всего уделяют внимание небольшим отрезкам жизни героев, в которые укладываются их благочестивые подвиги (или подвиг) и праведная смерть, а о детстве, как правило благонравном, упоминается вскользь. Летописи же вообще обращают внимание на того или иного князя зачастую только после его вокняжения. Достоверные описания детских и юношеских лет княжичей крайне редки. И уже по одному этому "Жизнеописание Даниила Галицкого" становится исключительным для своего времени произведением, сравнимым только с сочинениями XVI века, упомянутыми в цитате Д.С.Лихачева.
|
* ) ... как более раннего, так и более позднего времени - "Житие княгини Ольги", "Житие князя Владимира", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Александра Невского", "Житие Константина Муромского", "Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича" и др. |
* * * Как область умственной деятельности литература теснейшим образом связана с философско-мировоззренческими представлениями писателей. Точнее даже будет сказать, что она является их отражением.
|
4 ) Робинсон А.Н. Литература Киевской Руси среди европейских средневековых литератур (Типология, оригинальность, метод) - Славянские литературы. VI Международный съезд славистов. М. 1968; Громов М.Н. Систематизация эмпирических знаний в Древней Руси. - Естественнонаучные представления Древней Руси. М. 1978. |
Причины этих изменений - в осмыслении практического опыта, накоплении объективных знаний, в попытках их систематизации, что способствовало формированию и совершенствованию умозрительных методов, как средств познания бытия и способов его отражения.
| 5 ) Антология мировой философии. Т.I. М. 1969. с.625 |
Если вот отстраненно посмотреть на две эпохи, то при разительном контрасте напрашивается вывод о скачкообразном развитии сознания, происходящем не без участия социально-исторических катаклизмов ( в данном случае - монголо-татарского нашествия).
|
6 )Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М. 1978. с. 290-291
* ) "Жизнеописание Даниила Галицкого" дошло до нас в составе Ипатьевского летописного свода, составленного в начале XIV столетия в Южной Руси. В него вошли три летописи - "Повесть временных лет", освещавшая события из ранней истории восточных славян и до начала XII века; "Киевская летопись", охватившая весь XII век; и "Галицко-Волынская летопись" - от начала и до конца XIII века, первая часть которой и есть, собственно, "Жизнеописание Даниила Галицкого". Чтобы сделать из "Жизнеописания" летопись, составителю свода пришлось ввести характерную для летописания хронологию и разбить цельное повествование по годам. Характерно, что привнесенная в княжеское жизнеописание хронология не только сохранила свою "чужеродность", но и имеет значительные ошибки. Лучшее издание Ипатьевского летописного свода осуществлено академиком А.А.Шахматовым во втором томе "Полного собрания русских летописей" (М. 1908). |
* * * Идея создания жизнеописания князя Даниила принадлежит, судя по всему, очень близкому к нему человеку. Даже не исключено, что они могли вместе воспитываться и были приблизительно одного возраста.
Приблизительно с начала 20-х годов автор излагает многие события уже как их современник или очевидец. Так в описании Калкской битвы 1223 года он обронил фразу: "Они посмотрели на нас..." И в повествовании появляется больше бытовых подробностей. Автор старался быть объективным повествователем, но иногда не сдерживался и, где вскользь, а где и умышленно обстоятельно, приводил собственные суждения о происходящем. Достаточно красноречив в этом отношении его пассаж о татарской "чести", оказанной князю Даниилу во время пребывания в Орде.
|
7 ) Статьей о событиях 1245 - начала 1247 года (датированной 1250 годом по Ипатьевскому списку), на наш взгляд, и заканчивается первая часть "Жизнеописания", поскольку автор не в курсе, что происходило в Галицко-Волынской земле после этого времени: в его сообщениях 1201-1246 годов нет ссылок на события, произошедшие после 1247 года. И наоборот, следующие статьи, продолжая повествование с 1247 года, были написаны уже после 1262 года, поскольку в них использован хронограф, составленный не ранее 1262 года.
Таким образом, в процессе создания "Жизнеописания Даниила Галицкого" был, как минимум, 16-летний перерыв. Поскольку первая часть "Жизнеописания" заканчивается упоминанием о поездке Кирилла в Никею, учитывает его реноме (см. прим. 41 публикации), то возникает предположение, что работа над "Жизнеописанием" прекращается именно с отъездом Кирилла. А близость "Жизнеописания" и "Жития Александра Невского" только подтверждает это. 8 ) См. примечание 7) |
* * * Для житийной литературы XI-XIII веков, как и для икон, характерна статичность фигур - отсутствие движения, поскольку движение спряжено с изменением времени - земным уделом. Святые статичны, ибо они вечны и неподвластны земным переменам времени. И спустя два столетия после своей гибели не изменились сродники Александра Невского киевские князья Борис и Глеб, оказавшие ему помощь в битве с крестоносцами, и так же молоды, как были в жизни, ибо принадлежат сакральному времени - вечности.
|
9 ) Ключевский В.О. Курс русской истории Ч.П. с 314-315.
* ) Скажем выяснение причины казни венгерского воеводы Фильния и "мятежника земли" Володислава, кроющейся, по мнению автора, в гневе Даниила на них. И поскольку автор не просто упомянул о казни, но указал причину, стало быть, хотел обратить на нее внимание. |
Кстати сказать, в период централизации русского государства во второй половине XIV-XVI вв. мотив созидательной деятельности разовьется и в житиях ряда церковных деятелей (но именно деятелей!) - Сергия Радонежского, митрополита Алексия, митрополита Петра и т.д.
| 10 ) Кстати сказать, "Словом о Законе и Благодати" Илариона пользовался волынский книжник, написавший под его ощутимым влиянием (тогда это не было зазорным) похвальное слово Владимиру Васильковичу, помещенное в конце Волынской летописи, продолжавшей "Жизнеописание Даниила Галицкого". |
Воля и решительность были главными союзниками Даниила. "Жизнеописание" насыщено тому примерами. Он никогда не отступал, демонстрируя поразительное мужество в бою. Скажем, во время битвы с монголо-татарами на реке Калке в 1223 году, в пылу боя 22-летний Даниил не ощутил ран нателе своем и, только выйдя из боя и утолив жажду, почувствовал их: "Был ибо отважен и храбр, от головы и до ног не было на нем пороков", - заключает писатель цитатой из библейской Книги Царств.
|
* ) Ростислав Михайлович (ум. ок. 1262) в 1238 году получил от отца Михаила Всеволодовича Черниговского Галич, но был изгнан Даниилом. С 1243 года Ростислав был женат на Анне, дочери венгерского короля Белы IV. С помощью тестя дважды пытался вернуть Галич себе, но потерпел поражение в кровопролитной битве на р.Сан (1245). [Прим. Шишкина С.П.] ** ) речь идет, конечно, о Владимире-Волынском [Прим. Шишкина С.П.]; *** ) следует отметить, что Михаил Всеволодович был женат на сестре Даниила Романовича [Прим. Шишкина С.П.]; |
* * * Проще всего в построении описания такой насыщенной событиями жизни было бы использовать испытанный летописный прием - летосчисление. Погодная разбивка, вокруг которой концентрируются летописные рассказы, выступают надежным композиционным стержнем произведения. Уберите, скажем, из "Повести временных лет" хронологию, и летопись превратится в набор ничем не связанных занимательных рассказов. Хронология выстраивает (и тем самым связывает между собой) события в строгой очередности, исключая всякое перемещение событий во времени, то есть упоминание о чем-то не в "свое" время, ибо сознанием летописца руководили представления о предопределенности каждого события как в истории государства или княжества, так и в судьбе людей.
|
11 ) Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд-е 3-е. М. 1979, с.209-298
12 ) Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 5. М. 1978, с. 184-185; 13 ) Более подробно см.: Ужанков А.Н. Будущее в представлении писателей Древней Руси XI-XIII веков. - "Русская речь", 1988, № 6. |
Уже в самом начале - в завязке - дана попытка объяснить причины мятежа в Галицкой земле: "По смерти великого Романа (Мстиславича Галицкого), самодержца всея Руси, ... великая смута поднялась в земле Русской: оставшимся же двум его сыновьям было: одному четыре года, а другому два года". Причины смуты, как видно, во внезапной смерти 19 июня 1205 года во время похода в Польшу 55-летнего галицкого князя Романа Мстиславича, не успевшего вырастить себе преемника. Этими обстоятельствами воспользовались галицкие бояре и подняли мятеж. Жене Романа Анне* пришлось срочно покинуть свою отчину с малыми детьми. Роман Мстиславич состоял в родстве как с венгерским королем Андреем II, так и с польским князем Лестьком Белым14. Они-то и приютили Романовичей. Так начались многолетние скитания Даниила.
|
* ) Другие авторы называют жену Романа Мстиславича Предиславой или Евфросинией. К.Рыжов, впрочем, упоминает вторую жену Романа, имя которой неизвестно [Прим. Шишкина С.П.].
14 ) Речь идет о событиях лета 1206 года. 15 ) Речь идет о черниговских князьях Игоревичах - Владимире, Романе и Святославе - сыновьях героя "Слова о полку Игореве" Игоря Святославича (1151-1202), претендовавших на Галицкое княжество, поскольку их мать - Ефросиния Ярославна - была дочерью Ярослава Галицкого (ум. в 1187 г.). |
* * * Даже сокращенное нами в четыре раза16 и переведенное на современный русский язык, "Жизнеописание" сохраняет свои литературные достоинства и позволяет судить о высоком словесном мастерстве безымянных древнерусских писателей17. В небольшой статье трудно показать все художественные достоинства, их можно только перечислить, приводя один-два примера.
|
16 ) Полностью "Галицко-Волынская летопись" с переводом на русский язык О.П.Лихачевой опубликована в "Памятниках литературы Древней Руси". Вып. 3. XIII век. М. 1981 А есть ли это где в Рунете? [Прим. Шишкина С.П.] 17 ) Более подробно см.: Ужанков А.Н. Об авторском стиле... с.58-65 |
Авторы - мастера бытовой детали, вовремя подмеченной и к месту приведенной. Именно детали оживляют повествование, создают запоминающиеся художественные образы.
|
* ) Здесь в статье ссылка на текст публикации "Жизнеописания Даниила Галицкого". Имеется в виду описание битвы 1245 года под Ярославлем. [Прим. Шишкина С.П.]
** ) И здесь в статье ссылка на текст публикации "Жизнеописания Даниила Галицкого". [Прим. Шишкина С.П.] |
* * * К горькому сожалению, большинство древнерусских литературных произведений не сохранили имен своих создателей, в том числе и "Жизнеописание Даниила Галицкого". Их приходится восстанавливать, когда это возможно, по отдельным, иногда косвенным признакам. Имеются они и в нашем произведении. Их не очень много, поскольку автор не ставил целью себя обнаружить, но они благоприятным образом согласуются и дополняют друг друга.
|
18 ) Статьей о событиях 1245 - начала 1247 года (датированной 1250 годом по Ипатьевскому списку), на наш взгляд, и заканчивается первая часть "Жизнеописания", поскольку автор не в курсе, что происходило в Галицко-Волынской земле после этого времени: в его сообщениях 1201-1246 годов нет ссылок на события, произошедшие после 1247 года. И наоборот, следующие статьи, продолжая повествование с 1247 года, были написаны уже после 1262 года, поскольку в них использован хронограф, составленный не ранее 1262 года.
Таким образом, в процессе создания "Жизнеописания Даниила Галицкого" был, как минимум, 16-летний перерыв. Поскольку первая часть "Жизнеописания" заканчивается упоминанием о поездке Кирилла в Никею, учитывает его реноме (см. прим. 41 публикации), то возникает предположение, что работа над "Жизнеописанием" прекращается именно с отъездом Кирилла. А близость "Жизнеописания" и "Жития Александра Невского" только подтверждает это. * ) Александр Невский получил ярлык на великое княжение Владимирское только в 1252 году. В 1250 году он был князем Киевским, но жил в Новгороде, куда, по-видимому, через разоренный Киев первоначально и поехал митрополит Кирилл [Прим. Шишкина С.П.]. 19 ) Ключевский В.О. Биографический очерк, речи и пр. М. 1914, с.68. 20 ) Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М. 1915, с.200. 21 ) Лихачев Д.С. Русские летописи... С.258-267; его же: Галицкая литературная традиция в "Житии Александра Невского" - ТОДРЛ, т.V. М.-Л., 1947, с.36-56. 22 ) Лихачев Д.С. Литература трагического века в истории России. - Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981, с.21. 23 ) Там же. С.20. 24 ) Словарь русского языка. XI-XVII вв. Вып. 2. М. 1975, с.304-305. |
Пока это предварительный вывод. Он и не противоречит заключению Д.С.Лихачева об едином авторе "Жизнеописания" и "Жития", но требует, в русле наших замечаний по гипотезе Д.С.Лихачева, одного важного уточнения: не всего "Жизнеописания", а только его первой редакции, законченной в начале 1247 года (по "Жизнеописанию" - 1250 год).
| * ) В 1243 году сын Михаила Черниговского Ростислав женился на Анне, дочери венгерского короля и жил в Венгрии [Прим. Шишкина С.П.]. |
Теперь попытаемся опровергнуть этот вывод. В "Жизнеописании" Кирилл (если он автор) говорит о себе и в первом, и в третьем лице. В "Житии Александра Невского" - и в первом, и в третьем. Возможно ли такое? Аналогии подобному мне неизвестны. Правда, заканчивая работу над "Повестью временных лет", игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр отметил: "Игуменъ Силивестръ святаго Михаила написахъ кънигы си Летописец, надеяся отъ Бога милость прияти, при кънязи Володимере, къняжащу ему Кыеве, а мъне въ то время игуменящу у святого Михаила... а иже чьтеть кънигы сия, тъ буди ми въ молитвахъ". Если в надписи было возможным сочетание первого и третьего лица, то почему оно невозможно в самом тексте? 25.
| 25 ) См. примеры употребления в средневековой литературе авторами третьего лица по отношению к себе: Андрей Чернов. Поэтическая полисемия и сфрагида автора в "Слове о полку Игореве". - Исследования "Слова о полку Игореве". Л. 1986, с.288 |