[windows-1251] [koi8-r] [cp866] [iso-8859-5] [mac]        [Soderzhanie] [History] [MainPage]
Voronin A.V.

Istoriya Rossiiskoi Gosudarstvennosti

H. "Perestroika". Formirovanie "novoi" gosudarstvennoi sistemy v Rossii (1985 - 1995 gg.)

1. Reforma politicheskoi sistemy v SSSR v period "perestroiki" (1985 - 1990 gg.)

     Nachalo perestroiki neposredstvenno svyazyvayut s prihodom na post General'nogo sekretarya CK KPSS M.S. Gorbacheva v 1985 g. Odnako osoznanie neobhodimosti reform prishlo k sovetskomu rukovodstvu eshe v nachale 80-h gg., o chem svidetel'stvovala deyatel'nost' Yu.V. Andropova. V to zhe vremya ono ne priobrelo poka dolzhnoi ustoichivosti, poetomu smert' Andropova privela k prekrasheniyu popytok proizvesti kakie-libo izmeneniya vo vremya nedolgogo prebyvaniya u vlasti K.U. Chernenko. I vse zhe process peremen byl neizbezhen, buduchi obuslovlen vseob'emlyushim krizisom sistemy. Vprochem, s tochki zreniya sovetskogo politicheskogo rukovodstva situaciya vyglyadela namnogo menee trevozhnoi: da, ono ponimalo neobhodimost' peremen, no polagalo, chto mozhno ogranichit'sya provedeniem ih tol'ko v ekonomicheskoi sfere. Sobstvenno govorya, k 1985 g. bagazh reformatorov malo obnovilsya v sravnenii s predstavleniyami Yu.V. Andropova. Preobladala vse ta zhe ideya navedeniya poryadka i discipliny na proizvodstve, v rezul'tate chego budut ispravleny nakopivshiesya nedostatki i socializm smozhet nachat' bystroe i postupatel'noe dvizhenie vpered. Eto dvizhenie stalo vse chashe imenovat'sya "uskoreniem", kotoroe i dolzhno bylo privesti k glavnoi celi vsei "perestroiki" - obnovleniyu socializma, pridaniyu emu bol'shei dinamichnosti i sposobnosti vyderzhat' konkurenciyu so stranami Zapada.
     Tradicionnym okazalos' i napravlenie, v kotorom dvigalis' ekonomicheskie preobrazovaniya - ono razvivalos' v rusle opyta reformy 1965 g. - byla predprinyata popytka povysheniya samostoyatel'nosti hozyaistvennyh edinic. Perehodya ot odnoi "modeli hozrascheta" k drugoi, vysshim dostizheniem etoi linii stala arenda gosudarstvennogo predpriyatiya ego kollektivom. Ne byl zabyt i opyt osushestvleniya nepa: sredstvom kompensacii nizkoi effektivnosti slabo stimuliruyushih rabotnika gosudarstvennyh form proizvodstva, byla vydvinuta kooperaciya, sravnitel'no bezopasnaya s ideologicheskoi tochki zreniya kak obshestvennaya forma proizvodstvennoi deyatel'nosti, i, v to zhe vremya, osnovannaya na lichnom material'nom interese. Ne dav kakogo-libo sushestvennogo hozyaistvennogo effekta, ekonomicheskie reformy vse zhe sygrali ves'ma sushestvennuyu rol' - oni sposobstvovali vozniknoveniyu i razvitiyu idei vozmozhnosti primeneniya rynochnyh metodov v sovetskoi ekonomicheskoi sisteme. V celom zhe provodimaya v 1985 - 1991 gg. ekonomicheskaya politika prodemonstrirovala yavnuyu nesposobnost' politicheskogo rukovodstva vyiti za ramki tradicionnyh predstavlenii i negotovnost' k posledovatel'nym i reshitel'nym shagam.
     No delo ne tol'ko, i dazhe ne stol'ko v sposobnostyah vysshih rukovoditelei SSSR. Fakticheski, pravil'nee govorit' o tom, chto provedenie ekonomicheskih reform natolknulos' na zhestkoe soprotivlenie vsei politicheskoi sistemy. K 1987 - 1988 gg. eto stalo nastol'ko ochevidnym, chto sovetskoe rukovodstvo vynuzhdeno bylo ob'yavit' o nachale chastichnyh izmenenii v etoi sfere. Odnako, estestvenno, eto oznachalo oslablenie pozicii gosudarstvennogo apparata, vsego sloya sovetskoi nomenklatury, ne zhelavshego rasstavat'sya so svoimi privilegiyami. Poetomu provedenie reform trebovalo slomit' ee skrytuyu, no upornuyu oppoziciyu. Stremyas' naiti podderzhku, reformatorskoe krylo v rukovodstve reshilo operet'sya na massy. Imenno etimi celyami ob'yasnyaetsya znamenitaya politika "glasnosti", snachala ves'ma ogranichennoi, razreshennoi, no zatem vse bolee smeleyushei i vyhodyashei iz pod ideologicheskogo kontrolya, stavshaya osnovoi fakticheskoi "svobody slova" v strane. Aktivnaya podderzhka so storony mass deistvitel'no pozvolila nachat' process demokratizacii politicheskoi sistemy. V kachestve glavnogo napravleniya zdes' bylo izbrano povyshenie roli Sovetov, oznachavshee ustanovlenie chetkogo razgranicheniya funkcii mezhdu sovetskimi i partiinymi organami, vyrazhavshegosya, prezhde vsego, v otkaze partiinyh organov ot vypolneniya hozyaistvennyh funkcii. Vysshii organ Sovetskoi vlasti - Verhovnyi Sovet - byl dopolnen S'ezdom narodnyh deputatov i prevratilsya v postoyanno deistvuyushii organ. Imenno eti mery polozhili nachalo razvalu politicheskoi sistemy SSSR, poskol'ku imenno partiinaya vertikal' obespechivala real'noe funkcionirovanie politicheskoi sistemy; sovetskie organy byli vlast'yu sugubo nominal'noi, a potomu okazalis' ne gotovy k vypolneniyu vozlozhennyh na nih polnomochii.
     Naryadu s razvalom staroi modeli vlasti, v strane nachinaetsya postepennoe formirovanie pervyh elementov novoi politicheskoi sistemy, osnovannoi na mnogopartiinosti. Pervye obshestvenno-politicheskie dvizheniya razvivalis' v ramkah samoi partii, gde nachinayut poyavlyat'sya kak otdel'nye oppozicionery (podobnye B.N. El'cinu), tak i celye gruppy (skazhem, "demokraticheskaya platforma"). Nachinayut poyavlyat'sya i pervye politicheskie vnepartiinye gruppy - liberal'no-demokraticheskaya, social-demokraticheskaya partii, Mezhregional'naya deputatskaya gruppa na S'ezde narodnyh deputatov. Razvitie glasnosti v napravlenii vse bol'shei kritiki kak konkretnyh vlastei, tak i sistemy v celom vyzvalo zametnuyu politizaciyu obshestva i rost populyarnosti radikal'nyh dvizhenii. Naprotiv, vse bolee otchetlivym stanovitsya padenie avtoriteta KPSS i uvelichenie antikommunisticheskih nastroenii v strane. Naivysshego razvitiya polyarizaciya politicheskih sil dostigla v 1990 - 1991 gg., kogda oppozicii udalos' dobit'sya otmeny 6-i stat'i Konstitucii SSSR, zakreplyayushei osobuyu rol' KPSS v gosudarstvennoi sisteme SSSR, i vnushitel'nogo predstavitel'stva v ryade respublikanskih zakonodatel'nyh organov. V svoyu ochered', neposledovatel'nost' i gotovnost' idti na ustupki M.S. Gorbacheva vyzyvala nedovol'stvo im v samom kommunisticheskom dvizhenii, v kotorom vse bol'shuyu silu nabiralo konservativnoe napravlenie. Politicheskoe razmezhevanie ostavlyalo vse men'she vozmozhnostei rukovodstvu dlya provedeniya sbalansirovannoi politiki, prihodilos' postoyanno lavirovat' mezhdu pravymi i levymi, ne udovletvoryaya, v konechnom schete, ni teh, ni drugih.
     Rastushaya politicheskaya nestabil'nost' ves'ma negativno skazyvalas' na social'no-ekonomicheskoi obstanovke v strane. Fakticheskoe prekrashenie ekonomicheskih reform rezko obostrilo polozhenie v narodnom hozyaistve, kotoroe vse men'she moglo udovletvoryat' povsednevnye nuzhdy naseleniya. Vse eto usililo krizis doveriya k vlasti. Chastoi formoi proyavleniya nedovol'stva stali zabastovki, vo vremya kotoryh vydvigalis' ne tol'ko ekonomicheskie, no i politicheskie trebovaniya. Osobuyu aktivnost' pri etom proyavili shahterskie kollektivy. K koncu 1990 g. politicheskii krizis, slivshis' s social'no-ekonomicheskim i ideologicheskim, postavil na povestku dnya vopros o vybore dal'neishego puti.
     Etomu sposobstvovalo oslablenie pozicii Sovetskogo Soyuza na vneshnepoliticheskoi arene. Prezhde vsego, krizis v SSSR privel k othodu ot nego "socialisticheskih stran" Vostochnoi Evropy. Otkaz ot "doktriny ogranichennogo suvereniteta" umen'shil vozmozhnosti kontrolya za nimi, chto privelo k porazheniya teh sil, kotorye vystupali za sohranenie svyazei s SSSR. V svoyu ochered', raspad "vostochnogo bloka" rezko usilil orientaciyu vyshedshih iz nego gosudarstv na zapadnye strany, vplot' do stremleniya voiti v NATO. S drugoi storony, provodimaya v strane liniya na postepennuyu demilitarizaciyu, hotya i uluchshila imidzh SSSR (a osobenno ego rukovoditelya) v glazah zapadnoi obshestvennosti, imela i to posledstvie, chto, oslabiv opaseniya po povodu "voennoi ugrozy" so storony Sovetskogo Soyuza, oslabila ego vozmozhnosti vliyaniya na mezhdunarodnuyu obstanovku v mire. K tomu zhe stremlenie uluchshit' vnutiriekonomicheskuyu situaciyu v strane za schet polucheniya kreditov na Zapade privelo k neobhodimosti idti na ser'eznye, podchas neopravdannye ustupki vo vneshnei politike, chto takzhe podryvalo prestizh rukovodstva v glazah obshestvennosti.
     Takim obrazom, k nachalu 90-h gg. stala ochevidnoi nevozmozhnost' osushestvleniya reformirovaniya SSSR v ramkah zadumannogo umerennogo varianta preobrazovanii. Rukovodstvo, iniciirovav peremeny, uzhe vskore okazalos' ne v sostoyanii spravit'sya s temi silami, kotorye byli im zhe razbuzheny, ono proyavilo yavnoe neumenie vovremya reagirovat' na trebovaniya obshestvennosti, zapazdyvalo s nazrevshimi preobrazovaniyami, ostavayas' v krugu idei, nikak ne sootvetstvovavshih rasprostranennym social'nym ozhidaniyam.

2. Raspad SSSR (1991 - 1992 gg.)

     Odnim iz naibolee otchetlivyh proyavlenii obshego krizisa v strane stal krizis nacional'no-gosudarstvennyh otnoshenii. Buduchi mnogonacional'nym ob'edineniem, Sovetskoe gosudarstvo imelo nemalo problem v etoi sfere - i dostavshihsya emu v nasledstvo eshe ot Rossiiskoi imperii, i teh, chto voznikli uzhe posle 1917 g. Do teh por, poka vlast' byla sil'na, eti problemy nahodilis' v priglushennom sostoyanii, lish' izredka vypleskivayas' na poverhnost'. Odnako v usloviyah oslableniya vlasti oni stali narastat', postepenno zahvatyvaya vse novye i novye oblasti: i ekonomiku, i social'nye otnosheniya, i politiku. Rostu mezhnacional'nyh protivorechii sposobstvovala i nerazberiha v nacional'no-gosudarstvennom ustroistve: sformirovavshis' kak unitarnoe gosudarstvo, SSSR v konstitucii sohranil vneshnie cherty federacii i konfederacii. Esli ranee nikakie formal'nye zakonopolozheniya v real'nosti ne imeli znacheniya, to teper' oni stali toi bazoi, ottalkivayas' ot kotoroi sily, vystupayushie protiv soyuza, stali trebovat' ser'eznyh izmenenii v polozhenii razlichnyh nacional'nostei. Osobenno chasto oni ssylalis' na zakreplennoe v Konstitucii SSSR pravo nacii na samoopredelenii.
     Pervyi konflikt na nacional'noi pochve sluchilsya eshe v 1986 g. v Alma-Ate, zatem razgorelsya territorial'nyi spor mezhdu Armeniei i Azerbaidzhanom po povodu Nagornogo Karabaha (s 1988g.), a s 1989 g. oni stali vspyhivat' prakticheski povsyudu: na Ukraine i Kavkaze, v Moldavii i Pribaltike, vnutri rossiiskih zemel'. Rost centrobezhnyh tendencii v SSSR imel vpolne ser'eznye prichiny, odnako sovetskoe rukovodstvo, kak i v drugih svoih politicheskih deistviyah, pokazalo polnuyu nesposobnost' spravit'sya s nimi. Ne ponimaya real'nyh istokov mezhnacional'nyh protivorechii, ono videlo prichiny napryazhennosti v etih raionah v oshibkah social'no-ekonomicheskogo haraktera, dopushennyh mestnymi vlastyami. Estestvenno, i recepty razresheniya problem kazalis' na pervyh porah ves'ma prostymi: sostavlenie programmy ispravleniya nedostatkov, dopolnitel'noe finansirovanie , da smena kadrov. Odnako otkaz rassmatrivat' nacional'nye protivorechiya kak ser'ezneishuyu problemu na dele lish' eshe bol'she zaputyval vopros i, skoree, sposobstvoval obostreniyu bor'by, chem naoborot.
     K tomu zhe harakternoi chertoi SSSR yavlyalas' neravnomernost' razvitiya politicheskogo soznaniya v razlichnyh respublikah. Esli odni proyavlyali vysokuyu stepen' loyal'nosti k centru, to drugie staralis' ot nih distancirovat'sya. Eto, v svoyu ochered', opredelyalo otnoshenie centra k respublikam: togda kak respubliki Pribaltiki, Zakavkaz'ya i Rossiya podvergalis' zhestkomu davleniyu so storony centra, to Srednyaya Aziya, Ukraina, naprotiv, poluchali ot nego postoyannuyu podderzhku.
     No, pozhalui, samym sushestvennym vo vzaimootnosheniyah mezhdu centrom i mestami voprosom byl vopros o tempah i haraktere reform. Pribaltika i Rossiya nastaivali na uskorenii preobrazovanii, vidya v nih vozmozhnost' uluchshit' polozhenie v respublikah. Nereshitel'nost' zhe i neposledovatel'nost' central'nyh vlastei postepenno formirovali stremlenie oslabit' vozdeistvie ego politiki na mesta s tem, chtoby poluchit' vozmozhnost' samostoyatel'nogo osushestvleniya reform. Neobhodimo takzhe dobavit', chto oslablenie vlasti centra porodilo soblazn v srede mestnyh rukovoditelei uvelichit' sobstvennuyu vlast'. Takim obrazom, narastayushee protivoborstvo soyuznogo centra i respublik stalo ne tol'ko bor'boi za reformy, no i bor'boi central'noi i mestnyh elit za vlast'. Tem samym, proizoshlo vremennoe sovpadenie interesov obshestvennosti, aktivno trebovavshei uskoreniya reform, i respublikanskoi politicheskoi elity, zhelavshei ukrepit' svoyu vlast', a pri blagopriyatnom razvitii sobytii i perehvatit' ee u centra. Rol' lokomotiva v bor'be s soyuznym centrom vzyalo na sebya rossiiskoi rukovodstvo. Sformirovanie edinogo fronta respublik vyzvalo splochenie sil konservatorov, kotorye popytalis' pereiti v nastuplenie pri neglasnoi podderzhke umerennyh, videvshih i dlya sebya opasnost' v usilenii respublikanskih centrov. Odnako predprinyatye imi silovye deistviya v Rige i Vil'nyuse v yanvare 1991 g. uspeha ne prinesli. Bolee togo, oni vyzvali otvetnoe ob'edinenie radikalov i umerennyh v rossiiskih politicheskih krugah i perehod ih v kontrnastuplenie. Upornaya politicheskaya bor'ba fevralya - aprelya 1991 g. (obsherossiiskaya shahterskaya zabastovka s politicheskimi trebovaniyami v podderzhku rossiiskogo rukovodstva, martovskii referendum po voprosu o sohranenii SSSR, skazavshii "da" soyuzu) zavershilas' sozdaniem novogo soyuza, na etot raz, mezhdu respublikami i umerennymi centra vo glave s M.S. Gorbachevym. Eto soglashenie stalo nachalom novogo etapa vzaimodeistvii centra i respublik, sut' kotorogo zaklyuchalas' v poiskah formuly novoi sistemy otnoshenii mezhdu nimi, vyrazivshihsya v vyrabotke proekta novogo soyuznogo dogovora. Posle dlitel'nyh peregovorov k avgustu predpolagaemoe ob'edinenie priobrelo yarko vyrazhennye konfederativnye cherty.
     Takoe reshenie vyzvalo aktivnoe nedovol'stvo so storony konservatorov, v srede kotoryh voznikla ideya organizacii zagovora kak protiv novoi modeli Soyuza, tak i protiv reform voobshe. Popytkoi osushestvleniya zamyslov stal putch 19 - 22 avgusta 1991 g. Bystryi krah konservativnoi popytki sohraneniya SSSR, svidetel'stvovavshii o slabosti centra, ne tol'ko sorval sozdanie novogo ob'edineniya, no i privel k nekontroliruemomu raspadu SSSR, zavershivshemusya izvestnym "belovezhskim soglasheniem" prezidentov Rossii, Ukrainy i Belorussii o likvidacii SSSR i sozdanii osobogo mezhgosudarstvennogo al'yansa - Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. Neredko prichiny raspada SSSR rassmatrivayutsya kak yavlenie sluchainoe, ob'yasnimoe "proiskami imperializma" ili zloi volei respublikanskih liderov. S drugoi storony, sami uchastniki soglasheniya vidyat v etom akte edinstvenno vozmozhnyi vyhod iz tupika. Vidimo, vse zhe, pri vsei zakonomernosti processa, sami formy perehoda na novyi uroven' vzaimootnoshenii mezhdu centrom i mestami mogli byt' v znachitel'no bol'shei stepeni postepennymi i namnogo menee razrushitel'nymi. Odnako avgustovskii putch ostavil malo shansov dlya podobnogo razvitiya sobytii.
     Takim obrazom, v 1991 g. zakonchilas' istoriya sovetskoi gosudarstvennosti. Odnako eto ne stalo koncom gosudarstvennosti rossiiskoi. Naprotiv, ona vstupila v sovershenno novyi etap. Fakticheski, porazhenie putchistov oznachalo neudachu konservativnogo varianta reform, raschistiv, odnovremenno, dorogu radikal'noi modeli preobrazovanii.

3. Formirovanie novoi rossiiskoi gosudarstvennosti (1992 - ...)

     Raspavshiisya Sovetskii Soyuz ostavil ves'ma slozhnoe nasledstvo Rossii v vide ekonomicheskogo krizisa, vseobshego social'nogo nedovol'stva i, nakonec, otsutstviya real'noi rossiiskoi gosudarstvennosti. Takim obrazom, neobhodimo bylo deistvovat' odnovremenno v neskol'kih napravleniyah. Chtoby dobit'sya uspeha, neobhodimo bylo opredelit' kak celi preobrazovanii, tak i prioritety v ih dostizhenii, chto delalo kraine nasushnym vyrabotku opredelennoi programmy reform. V usloviyah kraha umerennoi i konservativnoi modelei perioda perestroiki vpolne estestvennoi byla pobeda ves'ma radikal'noi dlya Rossii koncepcii demokraticheskogo liberal'no-rynochnogo gosudarstva s orientaciei na zapadnye strany. Imenno etu ideyu i popytalis' osushestvit' prishedshie k vlasti rukovodyashie krugi.
     Pervonachal'nye shagi dolzhny byli byt' sdelany v sfere ekonomiki. Avtorami i odnovremenno ispolnitelyami ekonomicheskih preobrazovanii stal kollektiv reformatorov pod rukovodstvom E.T. Gaidara, kotoryi v osnovu svoei deyatel'nosti polozhil koncepciyu razgosudarstvleniya ekonomiki, ustraneniya gosudarstva ot neposredstvennogo uchastiya v upravlenii narodnym hozyaistvom. V principe, osnovnye napravleniya reform k momentu ih osushestvleniya v Rossii byli uzhe ispytany v ryade gosudarstv Vostochnoi Evropy (Pol'sha, Chehiya i dr.). Dlya povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya proizvodstvennyh moshnostei neobhodimo bylo razreshenie problem sobstvennosti, chto vyzyvalo potrebnost' v privatizacii; sozdanie konkurentnoi sredy obespechivalos' demonopolizaciei, a opredelenie rynochnoi effektivnosti provedennoi reorganizacii dostigalos' s pomosh'yu svobodnyh ot regulirovaniya cen. Odnako chrezvychainaya situaciya v ekonomike Rossii, po mneniyu Gaidara, trebovala srochnyh mer, v to vremya kak osushestvlenie privatizacii i demonopolizacii - process dlitel'nyi. Otsyuda edinstvenno vozmozhnym shagom po reformirovaniyu ekonomiki stanovilas' liberalizaciya cen. Sredstvom zhe ogranicheniya chrezmernogo rosta cen v monopolizirovannom rossiiskom narodnom hozyaistve dolzhna byla stat' zhestkaya denezhnaya politika, opredelyaemaya kak "monetarizm". Takaya ekonomicheskaya politika oznachala, chto osnovnaya massa tyagot ot perehoda k rynku dolzhna byla lech' na naselenie, odnako predpolagalos', chto oni budut kompensirovany sravnitel'no bystrym napolneniem prilavkov potrebitel'skimi tovarami i pomosh'yu so storony gosudarstva ("shokoterapiya"). Deistvitel'no, pervye rezul'taty otpuska cen, proizvedennogo v yanvare 1992 g., okazalis' ves'ma boleznenny, chto vyzvalo rezkii protest so storony ryada politicheskih sil, hotya samo naselenie proyavlyalo zametno men'shuyu aktivnost'. I vse zhe opaseniya rosta social'noi nestabil'nosti i nedostatochnaya podderzhka so storony politicheskogo rukovodstva vynudili reformatorov otstupit' ot pervonachal'noi linii. K tomu zhe neposledovatel'nost' v osushestvlenii reform ob'yasnyalas' i rastushim protivoborstvom ekonomicheskih koncepcii v podhode k rynku v Rossii: dolzhen li on byt' isklyuchitel'no liberal'nym ili ego sleduet regulirovat' s pomosh'yu gosudarstva. Vse eto vmeste vzyatoe privelo k tomu, chto zhestkaya finansovaya politika fakticheski provodilas' ne bolee dvuh mesyacev, posle chego gosudarstvo nachalo aktivno nakachivat' rossiiskuyu ekonomiku "pustymi" den'gami. Ne dostigla zhelaemyh rezul'tatov i chekovaya privatizaciya. V rezul'tate, radikal'nye reformy v znachitel'noi stepeni ostalis' tol'ko na bumage. Pobedu zhe oderzhala liniya na reguliruemyi perehod k rynku, voplosheniem kotorogo zanyalsya novyi prem'er-ministr V.S. Chernomyrdin. Nesmotrya na znachitel'nye izderzhki osushestvleniya ekonomicheskoi politiki, mehanizm rynka, hotya i so skripom, byl zapushen, chto k 1995 g. dalo osnovaniya rossiiskomu rukovodstvu delat' zayavleniya o nachale stabilizacii v strane.
     Naryadu s ekonomicheskimi preobrazovaniyami vazhneishei zadachei Rossii yavlyalos' formirovanie sistemy gosudarstvennoi vlasti. Nesovershenstvo ee mehanizma, dostavsheesya v nasledstvo ot SSSR, privelo k tomu, chto vyrabotka osnov politicheskoi sistemy Rossii proishodila v uporneishei politicheskoi bor'be, razvernuvsheisya mezhdu ispolnitel'noi i zakonodatel'noi vetvyami vlasti, vyzvannoi otsutstviem chetkogo razgranicheniya polnomochii prezidenta i Verhovnogo Soveta. Politicheskoe protivostoyanie, prodolzhavsheesya v techenie vtoroi poloviny 1992 - 1993 gg., proshedshee cherez popytki provedeniya impichmenta prezidentu i ob'yavlenie chrezvychainogo polozheniya, referendum o doverii i Konstitucionnoe soveshanie, v konechnom itoge logicheski zavershilos' vooruzhennym konfliktom vlastei v Moskve v oktyabre 1993 g. V silovom poedinke pobedu oderzhala ispolnitel'naya vlast', poluchivshaya, tem samym, vozmozhnost' nachat' reformirovanie gosudarstvennogo mehanizma.
     Glavnym napravleniem etoi deyatel'nosti yavilas' bor'ba za provedenie vyborov v zakonodatel'nye organy i odnovremenno referenduma po prinyatiyu novoi Konstitucii RF. Soglasno predlozhennoi prezidentskoi storonoi Konstitucii Rossiiskaya Federaciya dolzhna byla stat' prezidentskoi respublikoi s dvuhpalatnym parlamentom (Federal'nym sobraniem, sostoyashim iz Soveta Federacii i Gosudarstvennoi dumy). Bol'shinstvo na referendume vyskazalos' za prinyatie novoi modeli vysshei gosudarstvennoi vlasti v Rossii, odnako na vyborah proyavilos' i obshee nedovol'stvo osushestvleniem reform, chto vyrazilos' v otnositel'nom uspehe Liberal'no-demokraticheskoi partii V.V. Zhirinovskogo s ee demagogicheskimi obeshaniyami bystryh i silovyh reshenii. Ocenka vyborov kak porazheniya demokratov sposobstvovala peresmotru kursa ispolnitel'noi vlasti, v chastnosti, ee othodu ot liberal'nyh idei v storonu aktivnogo gosudarstvennogo vmeshatel'stva v ekonomiku. V to zhe vremya novaya sistema vzaimootnoshenii mezhdu zakonodatel'noi i ispolnitel'noi vlastyami dazhe pri uslovii ih vzaimnogo nedovol'stva drug drugom isklyuchala vozmozhnost' pererastaniya politicheskoi bor'by v vooruzhennuyu konfrontaciyu.
     Slozhnym voprosom organizacii vlasti v techenie 1991 - 1995 gg. ostavalsya i vopros o formirovanii novoi sistemy vzaimootnoshenii mezhdu rossiiskim centrom i sub'ektami federacii. Takie nacional'nye respubliki, kak Tatariya, Chechnya, Bashkiriya i drugie, nastaivali na ih osobom statuse v ramkah Rossiiskoi Federacii. V celom, posle dlitel'nogo processa protivostoyaniya udalos' naiti otnositel'no priemlemye formy razgranicheniya polnomochii i zaklyuchit' dogovora s bol'shinstvom respublik, odnako mnogie problemy ostalis' nereshennymi. Naibolee ostro oni proyavilis' v chechenskom krizise, obernuvshemsya nastoyashei voinoi v dekabre 1994 - iyune 1995 gg. Vprochem, dazhe prekrashenie polnomasshtabnyh voennyh deistvii ne zavershilo konflikta, pererosshego v zatyazhnoi krizis vo vzaimootnosheniyah mezhdu Chechnei i rossiiskim centrom. Ne slozhilos' i prochnoi sistemy vzaimootnoshenii s oblastyami i krayami RF, nedovol'nymi svoim neravnopravnym polozheniem v Federacii po sravneniyu s nacional'nymi respublikami.
     Takim obrazom, v techenie 1992 - 1995 gg. process formirovaniya novoi rossiiskoi gosudarstvennosti priobrel bol'shuyu dinamiku v ego vysshem zvene, togda kak formirovanie vzaimootnoshenii po linii "centr - regiony" zametno otstalo.
     Otsutstvie yasnosti vo vnutrennem polozhenii skazyvalos' i na vneshnei politike Rossii. Neopredelennost' polozheniya posle razvala SSSR, inerciya protivoborstva s soyuznym centrom i nechetkost' vnutrennih celei zatrudnili opredelenie nacional'nyh gosudarstvennyh interesov strany. Poetomu na pervyh porah vo vneshnei politike proslezhivaetsya stremlenie provodit' liniyu na tesnoe sblizhenie so stranami Zapada. Lish' postepenno nachinaet osoznavat'sya neobhodimost' formirovaniya samostoyatel'noi vneshnei politiki, opirayusheisya na yasnoe ponimanie mesta v mire, zanimaemogo Rossiei. Vse bolee otchetlivoi stanovitsya protivopolozhnost' interesov Rossii i NATO, vse yasnee osoznaetsya znachimost' vosstanovleniya aktivnyh i prochnyh svyazei s respublikami byvshego SSSR. V to zhe vremya, process samoopredeleniya Rossii v mire ne poluchil okonchatel'nogo zaversheniya.
     Takim obrazom, rossiiskaya gosudarstvennost' v nachale 90-h gg. nachala priobretat' vse bolee opredelennye formy, odnako predstoit eshe ves'ma dlitel'nyi process zaversheniya stanovleniya novogo gosudarstva. S drugoi storony, po-vidimomu, proisshedshie s momenta nachala perestroiki preobrazovaniya stol' gluboki, chto priobreli neobratimyi harakter. Tem samym, v konce HH v. Rossiya vstupila v novyi etap razvitiya gosudarstvennosti.


Hosted by uCoz