Predmet izucheniya nastoyashego kursa - rossiiskoe gosudarstvo i istoriya ego razvitiya. Sushestvuet mnozhestvo opredelenii gosudarstva. Vse oni stremyatsya k maksimal'no polnomu raskrytiyu osnovnyh, sushestvennyh storon etogo yavleniya. V techenie dlitel'nogo vremeni naibolee rasprostranennym bylo leninskoe opredelenie gosudarstva kak apparata nasiliya, apparata dlya podavleniya gospodstvuyushim klassom ekspluatatorov klassa ekspluatiruemyh. V etom opredelenii otrazhaetsya, po krainei mere, odna storona deistvitel'nogo naznacheniya gosudarstva: ispol'zovanie nasiliya pri vypolnenii svoih zadach. Odnako takoe opredeleniya yavno nedostatochno polno opisyvaet zadachi gosudarstva. Poetomu segodnya neredko obrashayutsya k opredeleniyu gosudarstva kak organizacii obshestvennogo dogovora, vypolnyayushei svoi funkcii v interesah vseh chlenov dannogo obshestva. No, vidimo, i eto, i mnogie drugie opredeleniya ne dadut, da i, v principe, ne mogut dat', absolyutno polnogo opisaniya vseh funkcii i zadach gosudarstva. Vsyakoe opredelenie ostanetsya shemoi, lish' stremyasheisya ko vse bolee polnomu opisaniyu, nikogda, v to zhe vremya, ne dostigaya okonchatel'nogo resheniya.
Poetomu i v dannom sluchae net smysla iskat' absolyutnogo opredeleniya gosudarstva, a sleduet vydelit' te osnovnye cherty, kotorye naibolee vazhny dlya ponimaniya istorii razvitiya gosudarstva.
Gosudarstvo voznikaet i razvivaetsya, prezhde vsego, iz potrebnosti sohraneniya celostnosti togo ili inogo etnicheskogo massiva, razdelivshegosya na otdel'nye sloi, imeyushie osobye, protivorechashie drug drugu interesy. Odnako eta potrebnost' chashe vsego vyyavlyaetsya v ves'ma zhestkoi, s ispol'zovaniem, v tom chisle, i nasiliya, bor'be social'nyh grupp. Blagodarya etomu gosudarstvo obladaet opredelennoi nezavisimost'yu ot vseh social'nyh sloev, odnako, v to zhe vremya, ono otnyud' ne svobodno ot predpochtenii po otnosheniyu k nekotorym iz nih.
Ponyatie gosudarstvennosti zametno shire. V nego vhodyat takie, naprimer, sostavlyayushie, kak gosudarstvennaya ideologiya, vzaimootnosheniya gosudarstva s obshestvom, polugosudarstvennye obrazovaniya i t.d.
Raz vozniknuv, gosudarstvo ne zastyvaet v neizmennom vide, ono razvivaetsya, funkcii ego uslozhnyayutsya, rasshiryaetsya sfera deyatel'nosti. Poetomu kraine vazhno izuchat' istoriyu razvitiya gosudarstva. Vprochem, issledovanie istorii razvitiya gosudarstvennosti pozvolyaet ponyat' ne tol'ko proshloe. Ono daet vozmozhnost' ob'yasnit' nastoyashee, a pri umelom ispol'zovanii metodov istoricheskogo analiza, do opredelennoi stepeni, uvidet' i budushie perspektivy.
Osobenno vazhno eto dlya Rossii, gde rol' gosudarstva vsegda byla zametno vyshe, nezheli vo mnogih drugih stranah, gde, po utverzhdeniyu mnogih istorikov, dazhe samo obshestvo est' edva li ne rezul'tat deyatel'nosti etogo gosudarstva.
Konechno, vzglyad na istoriyu gosudarstvennosti vo mnogom zavisit ot teh obsheistoricheskih vzglyadov, kotorymi rukovodstvuyutsya v svoih issledovaniyah istoriki.
Sushestvuet mnozhestvo koncepcii istoricheskogo razvitiya, odnako naibolee populyarny (hotya eto ne oznachaet ih naibol'shei istinnosti) sredi sovremennyh rossiiskih istorikov dve: tak nazyvaemye "formacionnaya" (eshe nedavno "edinstvenno vernaya") i civilizacionnaya (vse aktivnee pronikayushaya v segodnyashnee obshestvennoe soznanie). Pervaya predlagaet variant kak by "vertikal'nogo" razvitiya obshestva, po spirali ot nizshego k vysshemu - progress. Vtoruyu zhe mozhno stol' zhe uslovno opredelit' kak "gorizontal'nuyu", fakticheski otricayushuyu progress v istorii, ishodyashuyu iz nevozmozhnosti opredelit' progress v razvitii kul'tury i rassmatrivayushuyu mirovuyu istoriyu kak sovokupnost' voznikayushih, razvivayushihsya i umirayushih civilizacii, ne svyazannyh ili slabo svyazannyh mezhdu soboi.
Chto kasaetsya rossiiskoi istorii, to v sovetskoi istoriografii preobladalo predstavlenie o edinstve ee s mirovoi istoriei. Sootvetstvenno etomu, rossiiskaya istoriya delilas' na 4-e osnovnyh etapa: pervobytnoobshinnyi, feodal'nyi, kapitalisticheskii i socialisticheskii (rabovladel'cheskuyu stadiyu Rossiya, soglasno etoi koncepcii, minovala).
Edinstvo s istoriei drugih stran (pravda, ne vseh, a lish' ih chasti - v osnovnom, stran Zapada) priznavalos' i v dosovetskoi istoricheskoi nauke. Ryad istorikov, ob'edinyaemyh obychno v obshee istoriko-filosofskoe napravlenie -"zapadnichestvo" - schitali, chto pri vseh osobennostyah rossiiskogo puti edinstvenno priemlemym dlya nee variantom razvitiya yavlyalos' sblizhenie s Zapadom, a potomu iskali te cherty v ee istorii, v kotoryh proslezhivalos' shodstvo s zapadnymi stranami.
S drugoi storony, im vozrazhali predstaviteli techeniya, nazyvaemogo "slavyanofil'skim". Oni ishodili iz idei osobogo, samobytnogo puti Rossii, ne shodnogo ni s kakim drugim. Sootvetstvenno, i popytki teh ili inyh pravitelei ukrepit' svyazi Rossii s Zapadom vosprinimalis' imi kak nesomnennyi vred, zlo dlya Rossii.
Popytki primirit' eti vzaimoprotivopolozhnye tochki zreniya predprinyali predstaviteli tak nazyvaemogo "evraziiskogo" techeniya, kotorye videli v Rossii stranu, imeyushuyu messianskoe prednaznachenie v ob'edinenii Zapadnoi i Vostochnoi civilizacii.
Chto kasaetsya sobstvenno istorii Rossiiskogo gosudarstva, to zdes', kak i vo vsem ostal'nom, ne sushestvovalo edinstva ni v voprose o momente ego obrazovaniya, ni v otnoshenii napravlennosti ego razvitiya.
Esli marksistskie istoriki vedut otschet gosudarstvennoi istorii Rossii s momenta obrazovaniya Kievskoi Rusi, to predstaviteli "gosudarstvennoi shkoly", slozhivsheisya eshe v XIX v., vedut ego otschet tol'ko s Moskovskogo carstva.
Veliki i raznoglasiya o roli gosudarstva v otechestvennoi istorii. Togda kak storonniki samobytnosti Rossii vidyat osobost' rossiiskoi istorii v edinenii naroda i gosudarstva, v ih vzaimnom sliyanii, to zapadniki rassmatrivayut gosudarstvo kak vedushuyu silu istoricheskogo razvitiya, formiruyushuyu obshestvo, stoyashuyu nad narodom.
Kurs istorii rossiiskoi gosudarstvennosti otnyud' ne stavit svoei zadachei predlozhit' v korne otlichnuyu, ili "edinstvenno pravil'nuyu" koncepciyu etoi istorii. Cel' zdes' zametno bolee skromnaya: pomoch' sformirovat' osnovnye predstavleniya o processah razvitiya rossiiskogo gosudarstva i pokazat' naibolee znachimye vzglyady istorikov na eti processy i ih obosnovanie.
Eto pozvolit kazhdomu slushatelyu sformulirovat' sobstvennye predstavleniya ob istorii Rossii.
Istoricheskoe issledovanie - eto osobyi tip nauchnogo poiska, vo mnogom otlichayushiisya ot estestvennyh nauk. Zdes', konechno zhe, ispol'zuyutsya i analiz, i sintez, t.e. tradicionnye sredstva nauchnogo issledovaniya. Odnako sam ob'ekt izucheniya delaet vyvody, poluchennye s pomosh'yu etih i drugih metodov (rekonstrukciya istoricheskogo proshlogo, interpretaciya istoricheskih istochnikov, generalizaciya i dr.), poroi, ves'ma razmytymi, otnositel'nymi i spornymi. Ot istoricheskoi nauki nepravomerno trebovat' odnoznachnyh vyvodov, nevozmozhno ozhidat' polucheniya "istiny v poslednei instancii" ili ocenok po principu "horosho" - "ploho".
Kak raz, naprotiv, istoricheskoe issledovanie predpolagaet mnogoznachnost' ocenok, diskussionnost' rezul'tatov i postoyannuyu smenu obshepriznannyh, kazalos' by, idei, sverzhenie avtoritetov.
Delo v tom, chto bol'shaya chast' svedenii ob istoricheskih processah prihodit k nam cherez tak nazyvaemye istoricheskie istochniki, kotorye razdelyayut na tri osnovnyh vida: veshestvennye, ustnye i pis'mennye.
Pervye, kak pravilo, nemy i trebuyut ochen' slozhnoi interpretacii, chtoby zastavit' ih "govorit'". Vtorye - ves'ma ogranicheny vo vremeni i kraine neob'ektivny. I tol'ko tret'i vyglyadyat vnushitel'no i monumental'no. Odnako i poslednie otnyud' ne vsegda vyzyvayut doverie u istorikov i trebuyut ves'ma kropotlivoi i tshatel'noi obrabotki.
Inymi slovami, nedoverie k istochniku, somnenie dolzhno lezhat' v osnove vsyakogo issledovaniya. Tol'ko sopostavlenie razlichnyh istochnikov vseh vozmozhnyh vidov i ih kompleksnyi analiz mogut pozvolit' istoriku opredelit' dostovernost' kak istochnika, tak i samogo sobytiya.
Stol' vysokaya slozhnost' istochnikovedcheskogo analiza privela k tomu, chto v hode razvitiya istoricheskoi nauki iz nee vydelilsya celyi ryad special'nyh disciplin, takih, naprimer, kak arheologiya, istochnikovedenie, tekstologiya, numizmatika i mnogie drugie.
Na etoi osnove i sozdaetsya istoricheskoe issledovanie, pozvolyayushee ponyat' proshloe, ob'yasnit' nastoyashee i predvidet' budushee.