V XV v. boyarskoe zemlevladenie zametno vyroslo, chto uprochilo mogushestvo znati. No odnovremenno s obrazovaniem krupnyh zemel'nyh bogatstv proishodil intensivnyi process drobleniya votchin. Primetoi krizisa bylo poyavlenie vnutri vysshego sosloviya novoi kategorii sluzhilyh lyudei, poluchivshih naimenovanie "detei boyarskih". Termin "syn boyarskii" ukazyval prezhde vsego na nesamostoyatel'noe, zavisimoe polozhenie cheloveka v kachestve mladshego chlena sem'i, poskol'ku pri tradicionnom stroe russkoi sem'i vlast' roditelya v otnoshenii syna byla isklyuchitel'no velika. Vlast' otca opiralas' eshe i na to, chto iz ego ruk syn poluchal nasledstvennye zemel'nye vladeniya - otchinu. Braki zaklyuchalis' v rannem vozraste (v 15 let i ranee), a potomu v boyarskoi sem'e poyavlyalos' neskol'ko vzroslyh synovei do togo, kak glava sem'i dostigal starosti. "Deti boyarskie" ne obyazatel'no byli bezzemel'nymi. Oni v lyuboi moment mogli poluchit' dolyu v nasledstvennoi votchine, pozhalovanie ot knyazya, mogli, nakonec sami kupit' zemlyu. Odnako pri nalichii mnogih detei v boyarskih sem'yam i mnogokratnyh razdelah votchin nedostatochnaya obespechennost' zemlei stala samoi harakternoi chertoi dlya novoi social'noi gruppy.
Krizis moskovskogo sluzhilogo sosloviya yavilsya odnoi iz glavnyh prichin novgorodskoi ekspropriacii. Obrazovavshiisya v Novgorode fond gosudarstvennyh zemel' byl ispol'zovan Ivanom III i ego synom Vasiliem dlya obespecheniya gosudarstvennymi imeniyami (pomest'yami) moskovskih detei boyarskih, pereselennyh v Novgorod. Pomeshik vladel pomest'em, poka nes sluzhbu v armii moskovskogo velikogo knyazya. Kak tol'ko on perestaval sluzhit' i ne mog opredelit' na sluzhbu syna, zemlya podlezhala pereraspredeleniyu. Pomest'e ne dolzhno bylo vyhodit' "iz sluzhby".
Nadelenie detei boyarskih novgorodskimi pomest'yami zalozhilo osnovu dvoryanskogo pomestnogo opolcheniya i pomoglo preodoleniyu krizisa starogo boyarstva. Obrazovanie gosudarstvennogo pomestnogo fonda okazalo glubokoe vliyanie na strukturu vysshego sosloviya. V literature etot fakt poluchil neodinakovuyu ocenku. Otmetiv, chto razlichiya mezhdu votchinoi i pomest'em byli nesushestvennymi, a sostav pomeshikov i votchinnikov byl blizok, esli ne identichen, V.B. Korbin predlozhil peresmotret' "tradicionnoe protivopostavlenie pomeshikov i votchinnikov kak raznyh social'nyh kategorii gospodstvuyushego klassa" i sdelal vyvod o tom, chto "istoricheskoe znachenie vozniknoveniya pomestnoi sistemy sostoyalo... ne skol'ko v sozdanii novyh kadrov zemlevladel'cev, skol'ko v obespechenii zemlei rastushih staryh feodal'nyh semei". Takaya interpretaciya vstupaet v protivorechie s faktami. Razlichiya mezhdu votchinoi i pomest'em nosili principial'nyi harakter. Boyarin vladel votchinoi na prave chastnoi sobstvennosti i byl dostatochno nezavisim ot monarha. Pomest'e bylo gosudarstvennoi sobstvennost'yu, peredannoi vo vremennoe vladenie dvoryaninu na uslovii obyazatel'noi sluzhby. Prekrashenie sluzhby velo k otchuzhdeniyu pomest'ya v kaznu. Sredi novgorodskih pomeshikov bylo nemalo otpryskov "staryh feodal'nyh semei", no ih real'noe polozhenie opredelyalos' ne genealogicheskimi vospominaniyami, a malozemel'em. Istoricheskoe znachenie pomestnoi sistemy opredelyalos' tem, chto s ee organizaciei v Rossii utverdilas' vseob'emlyushaya gosudarstvennaya sobstvennost'. Razvitie gosudarstvennoi sobstvennosti transformirovalo staroe boyarstvo perioda razdroblennosti v voenno-sluzhiloe soslovie XVI v. Perestroika sistemy zemlevladeniya byla vyzvana ne preslovutoi "bor'boi dvoryanstva i boyarstva", a krizisom boyarstva, svyazannym s obnishaniem ego nizshih prosloek. Boyare i dvoryane prinadlezhali k odnomu i tomu zhe "chinu" (formiruyushemusya sosloviyu), no razlichiya v polozhenii krupnyh votchinnikov i melkopomestnyh detei boyarskih byli ogromny.
Pri zavoevanii Novgoroda v 1478 g. Ivan III konfiskoval u novgorodskogo arhiepiskopa i monastyrei luchshie zemli i obrazoval iz nih velikoknyazheskii domen. Poluchiv Novgorod v upravlenie, Vasilii poshel po stopam otca i otnyal u Sofiiskogo doma dopolnitel'no 6000 obezh. Udel'nyi knyaz' ne stal prisoedinyat' eti zemli k domenu, a rozdal ih v pomest'e detyam boyarskim.
Novgorodskaya s'ezzhaya izba sohranila neskol'ko rannih dokumentov, podtverzhdavshih pozhalovanie detyam boyarskim zemel' v Novgorode. Termin "pomest'e" vpervye poyavilsya v etih dokumentah ne ranee 1490 g. V oktyabre 1490 g. Ivan III pozhaloval synu boyarskomu Tyrovu nebol'shuyu novgorodskuyu volostku "v pomest'e". Sushestvennuyu rol' v vyrabotke norm pomestnogo prava i uporyadochenii sistemy pomestnogo zemlevladeniya sygrala valovaya opis' novgorodskih pyatin. V 1495 g. Ivan III v poslednii raz posetil Novgorod i togda zhe otdal prikaz o nachale opisi. Posle peredachi Novgoroda udel'nomu knyazyu Vasiliyu opis' prodolzhalas' i byla zavershena v 1505 g. V predelah ukazannogo otrezka arhaicheskaya sistema novgorodskih "pozhalovanii" i "kormlenii" okonchatel'no transformirovalas' v pomestnuyu sistemu. Razrabotka norm pomestnogo prava yavno otstavala ot praktiki. Dazhe piscy ne vsegda chetko razgranichivali pomest'ya i kormleniya. Piscy Derevskoi pyatiny otdelili synu boyarskomu G. Saryhozinu derevni "v pomest'e i kormlenie".
Kormlenshik poluchal kormlenie na god-dva, redko na bolee dlitel'nyi srok. On upravlyal volost'yu, sudil naselenie i za eto "kormilsya", vzimaya pobory s naseleniya v svoyu pol'zu. Pomeshik poluchal pomest'e pozhiznenno, poka mog vesti voennuyu sluzhbu. Pomest'e peredavalos' po nasledstvu synu, esli syn dostigal 15 let i mog prodolzhat' sluzhbu. Raspolagaya sobstvennost'yu na pomestnuyu zemlyu, gosudarstvo neukosnitel'no vzyskivalo so vseh pomestnyh obezh gosudarevu podat'. Pomeshik imel pravo na tradicionnyi obrok. Gosudarevy gramoty vmenyali v obyazannost' zabotit'sya v pervuyu ochered' ob ispravnom vzyskanii s naseleniya dani i podatei. V sluchae neuplaty podati emu grozila gosudareva opala.
Sushestvennoe vliyanie na provedenie pomestnoi reformy okazali usloviya i potrebnosti voennogo vremeni. Vyvod vseh zemlevladel'cev iz Novgoroda oznachal likvidaciyu staryh vooruzhennyh sil na territorii Novgorodskoi zemli. Sistema oborony severo-zapadnyh rubezhei Rossii ruhnula. 180 novyh zemlevladel'cev iz moskovskoi znati ne mogli sostavit' yadro novogo opolcheniya, poskol'ku v bol'shinstve svoem prodolzhali nesti sluzhbu v sostave dvora Moskovskoi zemli. Pravitel'stvo dolzhno bylo osoznat', chto ne smozhet uderzhat' zavoevannyi gorod, esli ne sozdast sebe prochnuyu oporu v lice novyh zemlevladel'cev. Nemalo detei boyarskih poluchili pozhalovaniya v Novgorode uzhe pri Ivane III. Odnako te iz nih, kto ne mog nesti postoyannuyu sluzhbu v novgorodskom opolchenii, dolzhny byli rasstat'sya s novgorodskimi "dachami". Vyvod iz Novgoroda moskovskoi znati uskoril pereselenie na novgorodskie zemli novyh grupp detei boyarskih iz Moskovskogo knyazhestva. V otlichie ot boyar, poluchavshih sotni obezh, deti boyarskie imeli v srednem do 20-30 obezh. Dohody s takih imenii pozvolyali im nesti sluzhbu v tyazhelovooruzhennoi dvoryanskoi konnice.
V 1497 g. d'yaki sostavili pervyi obsherusskii Sudebnik, v kotorom pomest'e i votchina byli upomyanuty kak glavnye kategorii svetskogo zemlevladeniya. Pomestnaya sistema, vopreki G. Vernadskomu, ne byla organizovana po obrazcu tureckih "titmarov". Opyt Osmanskoi imperii edva li imel kakoe-nibud' prakticheskoe znachenie dlya rossiiskogo dvoryanstva XV v.
V XV v. podavlyayushuyu chast' naseleniya Rossii sostavlyali krest'yane. Kak pravilo oni zhili v odnodvornyh derevnyah, razbrosannyh po vsei territorii Vostochno-Evropeiskoi ravniny. Na Severe i v Pomor'e preobladali "chernososhnye" krest'yane. ("Chernye" sohi zaviseli ot kazny i platili isklyuchitel'no velikoknyazheskie sbory). V Centre samuyu mnogochislennuyu kategoriyu sostavlyali vladel'cheskie krest'yane, plativshie obrok v pol'zu zemlevladel'cev - Dvorca, votchinnikov i pomeshikov.
V seredine XV v. udel'nyi knyaz' Mihail Alekseevich vospretil krest'yanam Belozerskogo udel'nogo knyazhestva "otkazyvat'sya" (perehodit' s mesta na mesto) v inye sroki, krome Yur'eva dnya osennego - 26 oktyabrya. So vremenem etot zapret byl rasprostranen vlastyami na drugie territorii. Sudebnik 1497 g. utverdil normy Yur'eva dnya, kak osnovnogo zakona o krest'yanah dlya vsei Rossii. Prezhde chem pokinut' svoi dvor, lyuboi "hrest'yanin" dolzhen byl uplatit' zemlevladel'cu "pozhiloe" za dvor v razmere 1 rublya (pri uslovii, chto krest'yanin prozhil pri dvore ne menee 4 let). Rubl' primerno sootvetstvoval po cene 200 pudov rzhi. Eta summa byla ves'ma znachitel'na dlya zhitelei dereven', imevshih v svoem rasporyazhenii neznachitel'nye denezhnye sredstva. Krest'yanskii vyhod priurochen k dvum poslednim nedelyam oseni, kogda vse posevnye raboty zakanchivalis'. Vvedenie Yur'eva dnya ne lishalo krest'yan svobody, no zametno stesnyalo ih peredvizhenie.
Krest'yane platili zemlevladel'cam v osnovnom natural'nye obroki. Razmery denezhnyh platezhei i barshinnyh povinnostei byli sravnitel'no neveliki. Na pomestnyh zemlyah barskuyu zapashku obrabatyvali v osnovnom stradnye holopy. Cena na holopov kolebalas' v predelah ot 1 do 3 rublei za golovu. V XVI v. ryadom s polnymi ("obel'nymi") holopami poyavilas' kategoriya kabal'nyh lyudei, rabotavshih ili sluzhivshih gospodinu za dolg po naemnomu pis'mu - "kabale".
Process formirovaniya soslovii protekal v Rossii medlenno. Sushestvennoe vliyanie na etot vopros okazal fakt obrazovaniya ogromnogo fonda gosudarstvennoi zemel'noi sobstvennosti. Na Zapade duhovnoe soslovie, stremivsheesya k avtonomii ot svetskoi vlasti, konsolidirovalos' ranee drugih soslovii i stalo svoego roda model'yu dlya ostal'nyh. V Rossii dvoryanstvo operedilo drugie sloi i gruppy, pri etom zavisimost' ot gosudarstvennoi vlasti stala samoi harakternoi chertoi etogo sosloviya. Ekspropriaciya vysshego sosloviya Novgoroda pozvolila Moskve skoncentrirovat' v svoih rukah ogromnye material'nye resursy. Vlast' i mogushestvo samoderzhavnoi monarhii uprochilis'.
V politicheskom soznanii obshestva stala vnedryat'sya imperskaya doktrina. S 1497 g. gerbom rossiiskogo gosudarstva stal vizantiiskii gerb - dvuhglavyi orel. Skromnyi ceremonial moskovskogo dvora ustupil mesto pyshnym vizantiiskim ritualam. Velikii knyaz' ne dovol'stvovalsya prezhnimi titulami i stal nazyvat' sebya "samoderzhcem". (Etot titul byl tochnym perevodom vizantiiskogo imperatorskogo titula "avtokrator".) Polagayut, chto peremena v titulature byla svyazana s obreteniem gosudarstvennoi nezavisimosti. Ivan III stal obladat' derzhavoi sam, a ne iz ruk zolotoordynskogo hana. Odnako vozmozhno i bolee prostoe tolkovanie. V Vizantii titul "avtokrator" nosil stareishii iz imperatorov, stremivshiisya podcherknut' svoe pervenstvo po sravneniyu s imperatorami-sopravitelyami. Lyubopytno, chto starshii syn imperatora, stanovyas' sopravitelem otca, mog poluchit' titul kesarya ili carya. Titul "samoderzhec" ponadobilsya Ivanu III posle togo, kak u nego poyavilsya odin, a zatem dva sopravitelya - Dmitrii i Vasilii - s odinakovymi titulami "velikih knyazei".
Ob'edinenie zemel' prevratilo Moskoviyu v mogushestvennuyu voennuyu derzhavu. V davnem konflikte s Litvoi iz-za pogranichnyh russkih zemel' pereves vse bol'she sklonyalsya na storonu Rossii. Pod natiskom katolicizma pravoslavnoe naselenie Litvy vse chashe obrashalo vzory v storonu edinovernoi Moskvy. Ot'ezd pravoslavnyh knyazei (Vorotynskih i dr.) na sluzhbu k Ivanu III imel rezul'tatom prisoedinenie k Rossii znachitel'noi territorii v verhov'yah Oki. Po dogovoru 1494 g. Litva priznala utratu Vyaz'my, vazhneishei kreposti na podstupah k Moskve. Brak litovskogo knyazya Aleksandra s docher'yu moskovskogo velikogo knyazya imel cel'yu polozhit' konec voine na granice. No eta cel' ne byla dostignuta. V 1500 g. russkie polki zanyali Bryansk i vyshli na Dnepr. V boyu na rechke Vedrosh' voevoda D. Shenya-Patrikeev nagolovu razgromil litovskuyu armiyu, pozdnee proizvel glubokoe vtorzhenie v predely Livonskogo ordena. Russkie predpolagali zakonchit' voinu, zanyav Smolensk. No eto im ne udalos'. Soglasno miru, zaklyuchennomu v Moskve v 1503 g., k Rossii otoshli ukrainskie gorod Chernigov, Novgorod-Severskii, Bryansk i drugie goroda.
Vneshnepoliticheskie uspehi Rossii byli vpechatlyayushimi. Ee diplomaticheskie svyazi rasshirilis'. Glava Svyashennoi Rimskoi imperii germanskoi nacii napravil v Moskvu posla i predlozhil Ivanu III prinyat' korolevskii titul. Evropeiskie strany stremilis' zaruchit'sya soyuzom s Russkim gosudarstvom dlya otpora tureckomu vtorzheniyu na Balkany. Moskva otklonila predlozhenie Veny. Vospitannye v vizantiiskih tradiciyah, moskovskie gosudari neodnokratno upotreblyali titul "car'" ili "kesar'", no isklyuchitel'no v diplomaticheskoi perepiske s Livonskim ordenom i melkimi germanskimi knyazhestvami. "Velikii" knyaz' Moskovii ne zhelal ronyat' svoe dostoinstvo snosheniyami s "velikim" magistrom ordena ili "velikimi" nemeckimi knyaz'yami.
Usilenie vlasti moskovskih gosudarei neizbezhno dolzhno bylo skazat'sya na ih vzaimootnosheniyah s cerkov'yu. Odnako moskovskie mitropolity ne srazu smirilis' s novymi istoricheskimi usloviyami. Eto velo k stolknoveniyam mezhdu svetskoi i duhovnoi vlastyami. Povodom dlya pervogo ser'eznogo konflikta posluzhil obryad krestnogo hoda.
Pri osvyashenii glavoi svyatyni Rossii - Uspenskogo sobora Ivan III pozvolil sebe rezkoe zamechanie mitropolitu Gerontiyu, kotoryi, po ego mneniyu, sdelal oshibku i povel krestnyi hod protiv solnca. Kogda mitropolit otkazalsya podchinit'sya, gosudar' zapretil emu osvyashat' vnov' postroennye cerkvi stolicy. V nachavshemsya bogoslovskom dispute Ivana III podderzhival rostovskii arhiepiskop Vassian Rylo i arhimandrit kremlevskogo Chudova monastyrya Gennadii Gonzov. Eti ierarhi ne mogli privesti nikakih pis'mennyh svidetel'stv v pol'zu svoei pravoty ("svidetel'stvo nikoego ne prinoshahu") i ssylalis' lish' na obychai. Mitropolit opiralsya na grecheskii obrazec. Ego pravotu podtverdil igumen, tol'ko chto sovershivshii palomnichestvo na Afon v Greciyu. "V Svyatoi gore, - skazal on, - videl, chto tak osvyashali cerkov', a so kresty protiv solnca hodili". Vozmushennyi vmeshatel'stvom gosudarya v sugubo cerkovnye dela, Gerontii udalilsya v monastyr'. Konflikt priobrel shirokuyu oglasku, i Ivan III prinuzhden byl ustupit'. On otpravilsya v monastyr' na poklon k Gerontiyu, a otnositel'no hozhdeniya s krestami obeshal polozhit'sya na volyu mitropolita.
Sredi ierarhov, vystupavshih na storone Ivana III, vydelyalsya arhimandrit Gennadii. Mitropolit podverg ego nakazaniyu, posadiv v lednik. No monarh vyzvolil ego iz zatocheniya, a nekotoroe vremya spustya naznachil arhiepiskopom Velikogo Novgoroda.
Florentiiskaya uniya imela priverzhencev v Rossii. V yunosti Sof'ya Paleolog pol'zovalas' pokrovitel'stvom papskogo prestola. Ee vospitatelem byl grek Vissarion, r'yanyi pobornik unii. Samymi vliyatel'nymi licami pri dvore Sof'i v Moskve byli uniaty brat'ya Yurii i Dmitrii Trahanioty. Sof'ya i ee grecheskoe okruzhenie nastoichivo iskali oporu sredi episkopov ortodoksal'nogo napravleniya. Gennadii Gonzov stal odnim iz takih episkopov.
Na protyazhenii vekov moskovskie ierarhi pri vsyakom zatrudnenii obrashalis' k glave vselenskoi cerkvi - car'gradskomu patriarhu. Zaklyuchenie unii i padenie Vizantii postavili ih v trudnoe polozhenie.
V konce XV v. hristianskii mir zhil v ozhidanii "konca sveta". Gennadiyu prishlos' vesti dolgii bogoslovskii spor s novgorodskimi eretikami, skepticheski otnosivshimisya k idee "vtorogo prishestviya", kotoroe ortodoksy zhdali konkretno v 1492 g. (7000 g.) Posle raspravy s eretikami v 1490 g. Gennadii obratilsya za raz'yasneniyami k grekam Trahaniotam i vskore zhe poluchil ot Dmitriya "Poslanie o letah sed'moi tysyashi". Uchenyi grek ne razdelyal "zabluzhdenii" eretikov, no vse zhe taktichno preduprezhdal arhiepiskopa: "Nikto ne vest' chisla veku".. Predstavleniya o konce sveta byli tumannymi i neopredelennymi. Mnogie polagali, chto snachala na zemle vocaritsya Antihrist, umnozhatsya bezzakoniya i nastanet "t'ma v cheloveceh", i lish' posle etogo nado zhdat' vtorogo prishestviya Hrista. Sushestvovali razlichnye sistemy letoischisleniya, a poetomu nazyvali razlichnye daty konca sveta. Naibol'shie strahi vyzyval 7000 g. ot sotvoreniya mira. Pashal'nye tablicy, kotorymi pol'zovalis' na Rusi byli dovedeny lish' do 1492 (7000) goda.
Kogda do ozhidaemogo konca sveta ostavalis' schitannye gody, massu veruyushih ohvatila ekzal'taciya: "ino o tom molva byla v lyudeh ne tokmo prostyh, no i neprostyh mnogyh sumnenie byst'".
V 1489-1491 gg. na Rus' byl priglashen uchenyi medik iz Lyubeka Nikola Bulev. Bulev dolzhen byl pomoch' moskovitam v sostavlenii novyh Pashalii. Ivan III ocenil ego poznaniya i sdelal pridvornym vrachom. Pravovernyi katolik Bulev otstaival ideyu cerkovnoi unii i vystupal r'yanym protivnikom eresi. Nahodyas' na sluzhbe u Gennadiya, doktor perevel s latinskogo yazyka sochinenie Samuila Evreina protiv iudaizma.
Blagodarya posrednichestvu Yu. Trahaniota Gennadii vstupil v kontakt s imperskim poslom, pribyvshim na Rus' v 1490 g., i poluchil u nego podrobnuyu informaciyu o presledovanii tainyh iudeev v Ispanii. Opyt tol'ko chto organizovannoi svyateishei inkvizicii privel vladyku v vostorg. Gennadii goryacho hvalil katolicheskogo "shpanskogo korolya", kotoryi ochistil svoyu zemlyu ot "eresei zhidovskih", i "hvala togo shpanskogo korolya poshla po mnogih zemlya po latinskoi vere".
S imenem Gennadiya svyazyvayut poyavlenie "zapadnichestva" na Rusi. (F. Lilienfel'd). Takoe opredelenie ne vpolne tochno. "Zapadnichestvo" kak yavlenie obshestvennoi mysli vozniklo mnogo pozzhe. Osobennosti v vozzreniyah arhiepiskopa Gennadiya sleduet postavit' v svyaz' s ideyami ob'edineniya vostochnoi i zapadnoi cerkvei.
Dlya russkogo duhovenstva Vizantiya byla na protyazhenii vekov istochnikom mudrosti i svyatosti. Priznanie konstantinopol'skim patriarhom verhovenstva papy porazilo russkih ierarhov i obostrilo interes k katolicheskomu Zapadu. Prisutstvie grekov-uniatov v Moskve oblegchilo nametivshiisya povorot. Pogloshennye sporami s eretikami, ortodoksy vpervye uvideli v katolikah ne vragov, no soyuznikov. Poyavlenie pri moskovskom dvore vliyatel'nyh ital'yanskih kupcov, medikov, arhitektorov dovershilo delo. Poluchaet ob'yasnenie odin iz interesneishih fenomenov epohi Ivana III - nametivshiisya povorot obshestva licom k katolicheskomu Zapadu.
Gennadii Gonzov byl edva li ne pervym iz moskovitov, proyavivshih nastoichivyi interes k knigopechataniyu. Po ego zadaniyu Yu. Trahaniot v 1492-1493 gg. priglasil v Novgorod lyubekskogo pervopechatnika B. Gotana. Blagodarya posrednichestvu grekov Gotan byl prinyat na sluzhbu k arhiepiskopu, a privezennye im knigi - Bibliya i Psaltyr' - postupili v rasporyazhenie sofiiskih knizhnikov. Rus' mogla vosprinyat' krupneishee dostizhenie zapadnoi civilizacii - knigopechatanie, no Gotanu ne udalos' osushestvit' svoi proekt.
Po svedeniyam pozdnei lyubekskoi hroniki, russkie vlasti snachala osypali pechatnika milostyami, no pozdnee otobrali vse imushestvo, a samogo utopili v reke. Izvestie o kazni Gotana ne poddaetsya proverke.
Bolee udachnymi okazalis' literaturnye nachinaniya Gennadiya. Pri Sofiiskom dome izdavna sushestvovali bogateishaya na Rusi biblioteka i knizhnaya masterskaya so shtatom knizhnikov, perevodchikov i piscov. Sredi sofiiskih knizhnikov vydelyalis' dvoe brat'ev - arhid'yakon Sofiiskogo sobora Gerasim Popovka i Dmitrii Gerasimov. Budushii znamenityi diplomat Dmitrii Gerasimov rodilsya, po vsei vidimosti v Novgorode i poluchil obrazovanie v odnoi iz shkol Livonii, blagodarya chemu ovladel nemeckim i latinskimi yazykami. V rannei molodosti on perevel na russkii yazyk latinskuyu grammatiku Donata, chto pokazyvaet uroven' ego obrazovannosti. Gerasimov nachal kar'eru, kak perepischik vladychnoi masterskoi, kotoruyu vozglavlyal ego brat arhid'yakon Gerasim Popovka. V 1492 g. v masterskoi byla perebelena tak nazyvaemaya Gennadievskaya bibliya - polnyi svod bibleiskih knig v perevode na slavyanskii yazyk. Nikakih dannyh, chto iniciatorom etogo predpriyatiya vystupil Ivan III ili moskovskii mitropolit, net. Na pervom liste Biblii imeetsya zapis' o tom, chto rukopis' izgotovlena v Novgorode Velikom na arhiepiskopskom dvore "poveleniem arhidiakona inoka Gerasima Popovki" d'yakami Vasiliem Ierusalimskim, Gridei Ispovednickim i Klementom Arhangel'skim. Bibliya byla edva li ne samoi znachitel'noi russkoi knigoi XV v. i vklyuchala ne tol'ko davno izvestnye, no i vpervye vypolnennye perevody bibleiskih knig.
Vidimo imenno greki vnushili arhiepiskopu Gennadiyu mysl' o vozmozhnosti sotrudnichestva s katolikami v rabote nad svyashennymi tekstami. Nachav rabotu nad Bibliei, Gennadii priglasil na sluzhbu v Sofiiskii dom Veniamina, dominikanskogo monaha iz Horvatii. "Prezviter pache zhe mnih obiteli svyatogo Dominika, imenem Ven'yamin, rodom slovenin, a veroyu latynyanin", byl po ego sobstvennym slovam znatokom latinskogo yazyka i "fryazhska". Veniaminu prinadlezhala vedushaya rol' v sostavlenii novgorodskogo bibleiskogo svoda. Primechatel'no, chto dominikanec celikom orientirovalsya na latinskie rukopisi, chast' iz kotoryh on privez s soboi. Sledstviem yavilsya zametnyi sdvig slavyanskoi Biblii s grecheskogo rusla v latinskoe I. E. Evseev). Po nablyudeniyu G. Florovskogo, sostaviteli bibleiskogo svoda, "ni k grecheskim rukopisyam, ni dazhe k grecheskim izdaniyam v Novgorode ne obrashalis'", no ispol'zovali Vul'gatu v latinskom originale i cheshskom perevode. Naibolee obrazovannye knizhniki Veniamin i Dmitrii Gerasimov pri sostavlenii kommentariya k bibleiskim tekstam shiroko ispol'zovali nemeckii enciklopedicheskii slovar' Reihlina, vyderzhavshii v Evrope do 1504 g. 25 izdanii.
V Novgorode kul'turno-religioznoe vliyanie Zapada skazyvalos' oshutimee, chem v Moskve, i tut ran'she obnaruzhilsya kontrast mezhdu novoi teologiei Zapada i tradicionnym bogosloviem, nekogda sostavlyavshim osnovu hristianskogo ucheniya. Zapadnoe bogoslovie zanovo otkrylo dlya sebya antichnuyu filosofiyu, chto posluzhilo tolchkom dlya razrabotki koncepcii teologii na novyh osnovah. Vostochnaya grecheskaya cerkov' predpochitala sholastike misticheskie iskaniya. Na Rusi naibol'shuyu vospriimchivost' k novym ideyam proyavlyali obrazovannye novgorodcy. V svoih bogoslovskih iskaniyah oni shli znachitel'no dal'she, chem mogli pozvolit' sebe moskovskie ortodoksy. Na etoi pochve i vozniklo odno iz interesneishih yavlenii russkoi obshestvennoi mysli - novgorodskoe "vol'nodumstvo", ob'yavlennoe eres'yu. Nachalo konfliktu mezhdu eretikami i ortodoksami polozhili ne stol'ko bogoslovskie spory, skol'ko praktika cerkvi. V Moskve procvetala prodazha cerkovnyh dolzhnostei. Pro arhiepiskopa Gennadiya govorili, budto on zatratil na priobretenie dolzhnosti dve tysyachi rublei, neslyhanno bol'shuyu summu deneg. Igumen pskovskogo Nemcova monastyrya Zahar, buduchi protivnikom simonii, ne zhelal podchinyat'sya avtoritetu arhiepiskopa, k ch'ei eparhii prinadlezhal ego monastyr'. V kachestve respubliki Pskov sohranyal politicheskuyu nezavisimost' ot Novgoroda, i eto pozvolilo Zaharu otkryto vystupit' s obvineniyami protiv Gennadiya. V techenie treh let igumen rassylal povsyudu gramoty, v kotoryh nazyval Gennadiya eretikom. V svoyu ochered' arhiepiskop zakleimil kak eretikov Zahara i dvuh novgorodskih svyashennikov, Alekseya i Denisiya. Eti svyashenniki byli vzyaty Ivanom III v Moskvu i sdelali blistatel'nuyu kar'eru pri ego dvore. Aleksei stal protopopom glavnogo hrama - Uspenskogo sobora, a Denisii - svyashennikom kremlevskogo Arhangel'skogo sobora, usypal'nicy moskovskih gosudarei. Zateyav bor'bu s eretikami, Gennadii vskore zhe obnaruzhil, chto vol'nodumstvo i eres' uspeli proniknut' v stolicu pravoslavnoi Rusi. Sredi moskovskih vol'nodumcev samoi zametnoi figuroi byl d'yak Fedor Kuricyn, blizkii ko dvoru Ivana III. Emu i drugim eretikam otkryto pokrovitel'stvovala mat' naslednika trona Dmitriya-vnuka Elena Voloshanka. Fedor Kuricyn kritikoval monashestvo i razvival mysl' o svobode voli. ("samovlastii dushi") cheloveka, kotoromu obrazovanie i znanie dayut svobodu, ibo on uznaet, gde dobrodetel', gde porok, gde p'yanstvo, gde nevezhestvo.
Russkoe vol'nodumstvo i eresi konca XV- nachala XVI v. poluchili neodinakovuyu ocenku v literature. V sovetskoi istoriografii ih traktuyut, kak reformacionno-gumanisticheskoe dvizhenie, napravlennoe protiv feodal'noi cerkvi. V eresi vidyat "odnu iz form klassovogo protesta social'nyh nizov protiv feodal'nogo gneta", ee rasprostranenie svyazyvayut s rezkim obostreniem klassovoi bor'by (A. A. Zimin, Ya. S. Lur'e). Sleduet zametit' odnako, chto nikakih sledov klassovoi bor'by v ukazannyi period obnaruzhit' ne udaetsya.
Kak i na Zapade, bor'ba s eretikami razvernulas' v XV v. na fone ozhidaniya blizkogo neotvratimogo konca sveta. Ekzal'taciya, porozhdennaya etim ozhidaniem, byla polna mrachnymi predchuvstviyami i strahom. Krainyaya zhestokost', kotoruyu proyavil Gennadii po otnosheniyu k eretikam, ob'yasnyalas' kak ego lichnymi kachestvami, tak i tem umonastroeniem i emocional'nym sostoyaniem, kotorye rasprostranilis' togda po vsei Evrope.
Neskol'ko let Gennadii diskutiroval so svyashennikom Alekseem i drugimi novgorodskimi vol'nodumcami po povodu nadvigayushegosya Strashnogo suda. Eretiki oprovergali ortodoksov, ssylayas' na raschety evreiskogo uchenogo astrologa Emmanuila bar Yakova. Arhiepiskopu prishlos' samomu obratit'sya k sochineniyu bar Yakova, i on nemedlenno obnaruzhil tam iudeiskuyu eres'. Sredi vol'nodumcev odni rezko otzyvalis' o cerkovnyh neporyadkah i simonii, drugie pytalis' istolkovat' dogmat Troicy, vyrazhaya somnenie v bozhestvennoi prirode Hrista, chto ortodoksy vosprinimali kak hulu na Bogocheloveka i Bogorodicu. Za dva goda do gryadushego svetoprestavleniya Gennadii ob'yavil vseh vol'nodumcev bez razbora v "zhidovstve" - prinadlezhnosti k tainoi sekte iudeev i potreboval dlya nih smertnoi kazni. Gennadii ne raz obrashalsya s pis'mami k glave cerkvi i svoim edinomyshlennikam v Moskve, no verhovnyi svyashennosluzhitel' ne speshil s rozyskom. Posle smerti Gerontiya cerkov' vozglavil Zosima, terpimo otnosivshiisya k moskovskim eretikam. Izbranie Zosimy snyalo vopros o sude nad blizhnim d'yakom Ivana III Fedorom Kuricynym i drugimi moskovskimi eretikami. Odnako novgorodskie eretiki byli osuzhdeny cerkovnym sudom. Ih obvinili v zhidovstve. Glavnym obvinyaemym na moskovskom processe stal igumen Zahar, ne imevshii nikakogo otnosheniya k iudaizmu. Sudilishe nad mificheskoi sektoi tainyh iudeev zavershilos' tem, chto novgorodskih eretikov otpravili v Novgorod i vydali Gennadiyu. Po prikazu vladyki palachi sozhgli na golove osuzhdennyh shutovskie kolpaki iz beresty. Drugie eretiki byli zamucheny v tyur'me.
Ivan III spas Fedora Kuricyna ne potomu chto razdelyal ego vzglyady. Sud nad moskovskimi eretikami grozil skomprometirovat' dvor naslednika prestola Dmitriya-vnuka, mat' kotorogo slyla eretichkoi. Ivan III byl izoshrennym politikom i podobno Makiavelli, opravdyval lyubye sredstva dlya dostizheniya celi. Dmitrii byl edinstvennym zakonnym naslednikom prestola, utverzhdennym na trone obryadom venchaniya i priznannyi Boyarskoi dumoi i narodom. Tem ne menee Ivan III v konce koncov reshil nizlozhit' Dmitriya. Chtoby opravdat' eto nezakonnoe reshenie, on prizval na pomosh' cerkovnyh ortodoksov i ob'yavil Elenu Voloshanku eretichkoi. Syn eretichki ne mog nasledovat' pravoslavnyi tron. Sof'ya i ee syn Vasilii III dobilis' celi, podav ruku krainim ortodoksam.
V 1504 g. v Moskve byl sozvan svyashennyi sobor, osudivshii vol'nodumcev na smert'. V Moskve zapylali kostry. Sozhzheniyu podverglis' brat Fedora Kuricina d'yak Ivan Volk Kuricyn i neskol'ko drugih lic. V Novgorode byli sozhzheny arhimandrit Yur'eva monastyrya Kas'yan s bratom, pomeshik N. Rukavov i drugie.
Odnim iz glavnyh centrov duhovenstva na Rusi byl Kirillo-Belozerskii monastyr'. Obitel' podderzhivala davnie svyazi s Vizantiei. V ee stenah sobralis' izvestnye knizhniki. Pri Ivane III bol'shuyu izvestnost' priobrel kirillovskii starec Paisii Yaroslavov, proslavivshiisya svoim podvizhnichestvom. Reshiv nizlozhit' Gerontiya, gosudar' prosil Paisiya prinyat' san mitropolita, no tot otkazalsya ot takoi chesti. Uchenikom Paisiya byl Nil Sorskii. Nil, v miru Nikolai, proishodil iz d'yacheskoi sem'i Maikovyh, blizkoi ko dvoru Ivana III. D'yaki - velikoknyazheskie chinovniki, budushaya byurokratiya, prinadlezhali k samoi obrazovannoi chasti russkogo obshestva. Posle postrizheniya Nil sovershil puteshestvie na Afon v Greciyu, a, mozhet byt', v Palestinu. Tam on blizko poznakomilsya s ideyami isihazma. Blagodarya trudam Gerontiya Palamy idei isihazma priobreli isklyuchitel'noe znachenie v vizantiiskom religioznom soznanii v XIV v. Ne vneshnyaya mudrost', - uchili isihiasty, a vnutrennee samouglublenie otkryvaet put' k istine. Pogruzhenie v sebya daet sostoyanie pokoya (isihiya), "favorskogo sveta", to est' obsheniya s Bogom. Na Rusi idei Palamy stali izvestny sravnitel'no rano. No v to vremya pochvy dlya vospriyatiya ego misticheskih teorii tut eshe ne bylo. Isihazm stal dostoyaniem russkoi religioznoi mysli blagodarya Nilu Sorskomu. Nil ne kasalsya temy "favorskogo sveta" i ne citiroval Grigoriya Palamu. On ne byl palamitom, i ego isihazm nevozmozhno polnost'yu otozhdestvit' s kakoi-to odnoi iz vizantiiskih shkol. "Isihiya" Nila voshodila k opytu drevnih vizantiiskih monahov-otshel'nikov i k ideyam prodolzhatelya ih roda Grigoriya Sinaita. V centre monasheskoi zhizni, po Nilu, stoit molitva, kak sredstvo bor'by s iskusheniyami i grehovnymi pomyslami, tsheslaviem i gordynei. Otvetom na soblazny yavlyayutsya "umnoe delanie", "sokrushenie", "sleznyi dar". "Glubochaishee chuvstvo sobstvennoi grehovnosti, pronikayushee vsego cheloveka, odno mozhet priznavat' milost' Bozhiyu, kotoraya i darit isihiyu - v etom sut' ucheniya Nila". (F. Lilienfel'd). Po vozvrashenii s Afona Nil osnoval skit na reke Sorke (otsyuda prozvishe Sorskii) v okrestnostyah Kirillo-Belozerskogo monastyrya. Na Rusi davno byli izvestny pustyni-skity, no lish' Nil dal im teologicheskoe obosnovanie. Sochineniya Sorskogo na pervyi vzglyad kazhutsya prichudlivoi mozaikoi, sotkannoi iz citat. No blizhaishee rassmotrenie pokazyvaet, chto eto - "govorenie svoego chuzhimi slovami", - kogda eti slova voploshayut perezhitoe i voploshennoe v lichnom asketicheskom opyte. Primechatelen ustav ot Nila Sorskogo - pouchenie v monasheskoi zhizni, "itog ego puti pokayaniya". Nisheta, v glazah pustynnika, byla vernym putem dlya dostizheniya ideala duhovnoi zhizni. "Ochisti kel'yu tvoyu, - uchil starec, - i skudost' veshei nauchit tya (tebya) vozderzhaniyu. Vozlyubi nishetu, i nestyazhanie, i smirenie". Monaham nadlezhit zhit' v nishete i kormit'sya plodami svoih trudov. "Telesnoe" sluzhit prigotovleniem k pogruzheniyu v duhovnuyu zhizn'. "Telesnoe" podobno list'yam, togda kak duhovnaya zhizn' - plody dereva. Bez "umnogo delaniya" telesnoe - "lish' suhie soscy". Zaveshanie Nila proniknuto duhom samootrecheniya i smireniya. "Povergnite telo moe v pustyne, - nakazyval starec uchenikam, - da iz'yadyat e(go) zverie i ptica, ponezhe sogreshilo est' k Bogu mnogo i nedostoino pogrebeniya".
Sovremennikom Ivana III byl drugoi podvizhnik russkoi cerkvi Iosif Volockii (v miru Ivan Sanin). Iosif proishodil iz melkih dvoryan Volokolamska. V molodosti on prinyal postrizhenie ot starca Pafnutiya v Borovskom monastyre i stal ego preemnikom. Pafnut'ev monastyr' byl semeinoi obitel'yu Ivana III. Sanina zhdala blestyashaya kar'era, no on pokinul Borovsk i v 1479 g. uehal v rodnoi Volokolamsk, stolicu udel'nogo knyazya Borisa Vasil'evicha. Tam on osnoval Volokolamskii monastyr'. Podobno Nilu, Iosif otvergal styazhatel'stvo (nakoplenie bogatstv) kak sredstvo lichnogo obogasheniya. No on reshitel'no otstaival bogatstva monastyrskoi obshiny, vidya v etih bogatstvah sredstvo miloserdiya i blagotvoritel'nosti. V Volokolamskom monastyre s naibol'shei polnotoi byli osushestvleny principy obshinnozhitel'stva inokov (principy kinoviya, kommuny). Volockii obladal priyatnoi vneshnost'yu i zvuchnym golosom, byl ravnodushen k udobstvam zhizni i dovol'stvovalsya zaplatannoi ryasoi. On proyavlyal redkuyu zabotlivost' o svoih spodvizhnikah i uchenikah, zato ego neprimirimost' i zhestokost' k ideinym protivnikam ne znala granic. Mnogo energii Iosif tratil na to, chtoby priobresti zemli dlya svoego monastyrya i skopit' denezhnye bogatstva. Obiteli nadlezhalo prinimat' "sela" (votchiny) u bogatyh, chtoby blagotvorit' nishim. Eto pravilo bylo dlya Iosifa rukovodstvom k deistviyu. Pri chastyh neurozhayah Iosifo-Volokolamskii monastyr' razdaval hleb tysyacham obednevshih krest'yan i nishih, spasaya ih ot golodnoi smerti. "Kinovii" Iosifo-Volokolamskogo monastyrya byl bol'shim dostizheniem dlya svoego vremeni. Obitel' otrazhala osobennosti lichnosti svoego osnovatelya. Usiliya monastyrskih starcev byli napravleny na podderzhanie vneshnego blagochestiya i bezuslovnogo poslushaniya. Inoki nahodilis' pod neusypnym nablyudeniem igumenov i staratel'no sledili drug za drugom, "monastyrskaya disciplina smiryala energiyu haraktera, sglazhivala lichnye osobennosti, priuchala k gibkosti i podatlivosti i vyrabatyvala lyudei, gotovyh podderzhivat' i rasprostranyat' idei osnovatelya monastyrya". (P. N. Milyukov). Ucheniki Iosifa usvoili i doveli do krainih predelov takuyu chertu svoego uchitelya, kak nachetnichestvo. "Vsem strastyam mati - mnenie, mnenie (samostoyatel'naya mysl') - vtoroe padenie (grehopadenie)" - tak sformuliroval svoe kredo odin iz uchenikov Volockogo. Otsutstvuyushuyu mysl' - "mnenie" - osifllyane kompensirovali citatami, kotorye vsegda imeli "na konchike yazyka". Sut' hristianstva nachetchiki videli ne v poznanii i razmyshlenii, a v ustroistve zhizni v sootvetstvie s dogmaticheski istolkovannymi svyashennymi tekstami.
Predstavlenie o polnoi otreshennosti belozerskih monahov ot zhizni obshestva i vnutricerkovnyh politicheskih kataklizmov vremeni ne vpolne tochno. Kogda Ivan III vzdumal nizlozhit' Gerontiya, on daleko ne sluchaino predlozhil san mitropolita Paisiyu Yaroslavskomu, uchitelyu Nila i drugih zavolzhskih starcev. Nekotoroe vremya spustya Paisii po nastoyaniyu gosudarya vozglavil Troice-Sergiev monastyr'. Igumeny etoi obiteli igrali zametnuyu rol' vo vnutricerkovnoi zhizni Rossii. Znatnye postrizhenniki Troicy ne zhelali podchinyat'sya principam, kotorye ispovedovali zavolzhskie starcy, i Paisiyu prishlos' ostavit' monastyr'. Po slovam sovremennika, inoki iz knyazei i boyar ne zhelali emu povinovat'sya i dazhe hoteli ego ubit'.
Ivan III iskal soyuznikov sredi zavolzhskih starcev, tak kak ih principy mogli byt' ispol'zovany dlya opravdaniya sekulyarizacionnyh ustremlenii svetskoi vlasti. Vopros ob otchuzhdenii cerkovnyh votchin priobrel aktual'nost' posle pokoreniya Novgoroda. Novgorodskii opyt neizbezhno dolzhen byl porodit' spory v srede russkogo duhovenstva. Otchuzhdenie votchin u Novgorodskogo Sofiiskogo doma v 1478 g. kazalos' vpolne opravdannym, tem bolee, chto eta mera byla provedena po predlozheniyu boyarskogo pravitel'stva Novgoroda. Trudnee bylo ob'yasnit' posyagatel'stva na bogatstva cerkvi cherez 20 let posle togo, kak v Novgorode vodvorilas' moskovskaya svetskaya i cerkovnaya administraciya. Prislannyi iz Moskvy arhiepiskop Gennadii reshitel'no vozrazhal protiv grabitel'skih mer kazny. Pri nem v Sofiiskom dome byl sostavlen sinodik, grozivshii cerkovnym proklyatiem vsem "nachal'stvuyushim", tem kto obizhaet svyatye Bozhii cerkvi i monastyri i otnimaet u nih "dannye tem sela i vinogrady".
Vozniknovenie "nestyazhatel'skogo" techeniya cerkovnoi mysli svyazyvayut s soborom 1503 g. Odnako suzhdeniya ob etom sobore zatrudneny iz-za neudovletvoritel'nogo sostoyaniya istochnikov.
Dostoverno izvestno, chto sobor byl sozvan v stolice dlya resheniya neotlozhnyh cerkovnyh del. Sohranilis' dva sobornyh prigovora. Pervyi iz nih, datirovannyi 6 avgusta 1503 g. svidetel'stvuet o tom, chto velikie knyaz'ya Ivan III i Vasilii, "pogovorya s mitropolitom" i svyashennym soborom, reshili otmenit' cerkovnye poshliny po sluchayu postavleniya ierarhov i svyashennikov na dolzhnost'. V sentyabre togo zhe goda oba gosudarya utverdili drugoi prigovor svyashennogo sobora, zapreshavshii vdovym popam sluzhit' v cerkvi i grozivshii lishit' china teh, kto derzhal nalozhnic.
Soglasno tradicionnoi tochke zreniya, posle resheniya voprosa o vdovyh popah sobor pristupil k proektu sekulyarizacii monastyrskih votchin. V pol'zu sekulyarizacii vystupil Nil Sorskii, rech' kotorogo stala svoego roda manifestom nestyazhatel'stva. Paradoks zaklyuchaetsya v tom, chto ni v letopisnom otchete o sobore, ni v sobornyh prigovorah net i nameka na sekulyarizaciyu. Vse dannye o sekulyarizacionnyh proektah i vystuplenii Nila zaklyucheny v pozdnih publicisticheskih sochineniyah. Ob'yasnyaya ukazannyi paradoks, ryad issledovatelei stali rassmatrivat' izvestiya o vystuplenii nestazhatelei v 1503 g. kak celikom nedostovernye. Oni budto by skonstruirovany publicistami serediny XVI v.
Slabost' gipotezy o podlozhnosti sobornyh materialov zaklyuchaetsya v tom, chto ona sovershenno ne ob'yasnyaet motivy podloga i mistifikacii, v kotoroi uchastvoval ne odin, a mnogie knizhniki i bogoslovy, trudivshiesya v raznoe vremya i prinadlezhavshie k raznym napravleniyam cerkovnoi mysli. Lyubaya iz storon pospeshila by izoblichit' druguyu, esli by ta dopustila grubuyu fal'sifikaciyu. Esli sobor 1503 g. obsuzhdal proekt sekulyarizacii cerkovnyh zemel', to pochemu net rannih svidetel'stv ob etom? Popytaemsya ob'yasnit' dannyi paradoks, ostavayas' na pochve strogo dokazannyh faktov.
V 1499 g. Ivan III otstranil ot vlasti glavnyh rukovoditelei Boyarskoi dumy i predal Novgorod v udel synu Vasiliyu. Srazu vsled za tem v Novgorode byla provedena sekulyarizaciya cerkovnyh zemel'. Pskovskii letopisec ves'ma tochno ulovil posledovatel'nost' i vzaimosvyaz' proisshedshih sobytii: "V leto 7007-go (1499.- R.S.) pozhaloval knyaz' velikii syna svoego, narek gosudarem Novugorodu i Pskovu... Genvarya poimal knyaz' velikoi v Novegorode votchiny cerkavnye i rozdal detem boyarskim v pomest'e, monastyrskie i cerkovnye, po blagosloveniyu Simona mitropolita". Sovremennye moskovskie letopiscy ni slovom ne obmolvilis' o krupneishei sekulyarizacii, provedennoi v 1499 g. u nih na glazah. Eto nablyudenie ob'yasnyaet, pochemu moskovskie istochniki umalchivayut o proektah sekulyarizacii na sobore 1503 g. Obsuzhdenie planov sekulyarizacii v 1503 g. ni k chemu ne privelo, ne bylo nikakogo sobornogo resheniya po etomu voprosu. Popytka rasprostranit' novgorodskii opyt na vladeniya moskovskoi cerkvi vyzvala ostreishii konflikt. Gosudaryu ne udalos' navyazat' soboru svoyu volyu, a poetomu oficial'nye moskovskie istochniki izbegali govorit' o ego neudache. Cerkovniki zhe, vozmushennye prestupnym posyagatel'stvom vlastei na ih imushestva, zainteresovany byli v tom, chtoby navsegda predat' incident zabveniyu. Lish' posle smerti Ivana III i ego fakticheskogo sopravitelya Vasiliya III zapretnaya ranee tema stala shiroko obsuzhdat'sya publicistami. Ih sochineniya poyavilis' pri zhizni pokoleniya, znavshego Nila ili cherpavshego svedeniya iz ust ego uchenikov. Knizhnikam ne prihodilos' "konstruirovat'" sobytiya proshlogo i pribegat' k mistifikacii.
Svetskie vlasti bez kolebanii primenili nasilie v Novgorode. V Moskve oni pytalis' sklonit' duhovenstvo k ustupkam metodom ubezhdeniya. Ob'yaviv o namerenii otobrat' "sela" (votchiny) u mitropolita i monastyrei, Ivan III tut zhe poobeshal im hlebnoe obespechenie ("obroki") i denezhnye platezhi ("rugu") iz kazny. Teoriya i praktika zavolzhskih starcev v kakoi-to mere opravdyvala namereniya gosudarya. Nil oblichal grehovnost' monastyrskih styazhanii. Buduchi vyzvan Ivanom III v Moskvu, Nil zayavil: "Ne dostoit (nedostoino) chernecem (monaham) sel (votchin) imeti". Pozdnie publicisty - protivniki nestyazhatel'stva stali izobrazhat' delo tak, budto Nil sovetoval gosudaryu otobrat' zemli u monastyrei. No eto ne tak. Rechi Nila imeli inoe znachenie. On staralsya ubedit' monahov stat' na put' spaseniya, i dobrovol'no otkazat'sya ot vladeniya selami, kormit'sya svoim trudom i zhit' v nishete. Ivan III trizhdy ob'yavlyal ierarham svoyu volyu, no duhovenstvo neizmenno otklonyalo ego proekt, svidetel'stvom chemu sluzhit "Sobornyi otvet 1503 g." Nalichie treh otvetov Ivanu III v nazvanom pamyatnike okonchatel'no proyasnyaet vopros ob autentichnosti dokumentov sobora.
Vystuplenie Ivana III zastalo cerkovnoe rukovodstvo vrasploh. Mitropolit Simon poslal vo dvorec svoego d'yaka Levasha Konshina s kratkoi i nevrazumitel'noi rech'yu. Otkloniv vozrazheniya cerkovnikov, monarh vyzval k sebe mitropolita Simona. K etomu vremeni mitropolich'ya kancelyariya uspela podgotovit' dlinnyi "spisok" s argumentami v zashitu cerkovnogo zemlevladeniya. Esli by moskovskie knizhniki vzyalis' za sochinenie "rechei" mitropolita zadnim chislom, oni sostavili by obrazcovoe ritoricheskoe sochinenie. Mezhdu tem "spisok" mitropolita ne yavlyaetsya svyaznym, literaturno obrabotannym sochineniem. Skoree eto gruda chernovyh zagotovok, podborka citat iz vizantiiskih zakonov i drugih vizantiiskih pamyatnikov. Otdel'nye kuski "spiska" imeyut zagolovki: " Ot Levgitskiya knigi", "Ot Zhitiya" i pr.
Kak vidno, vizantiiskie citaty ne proizveli vpechatlenie na Ivana III. Mitropolitu prishlos' vnov' snaryazhat' vo dvorec d'yaka Levasha. Ego poslednyaya rech' daet predstavlenie o novom povorote v hode prenii. Vizantiiskii material byl polnost'yu isklyuchen iz rechi d'yaka, a akcent sdelan na moskovskoi tradicii. V poslednei versii garantami neprikosnovennosti cerkovnyh imenii vystupali ne vizantiiskie cari, a russkie knyaz'ya - "tvoi (Ivana III. - R. S.) praroditeli: Andrei Bogolyubskii, Vsevolod, Ivan Kalita, vnuk blazhennogo Aleksandra". "Sobornyi otvet 1503 g." zapechatlel vse zigzagi diskussii o "nestyazhanii", chto isklyuchaet vozmozhnost' dazhe samoi iskusnoi poddelki.
Popytka ubedit' vysshih ierarhov i otkaz monarha ot metoda diktata privel k neozhidannym rezul'tatam. Vysshee duhovenstvo splotilos'. Tverdost' novgorodskogo arhiepiskopa Gennadiya, troickogo i volockogo igumenov pridala Simonu Chizhu sily. On zayavil velikomu knyazyu: "... Ne otdayu sel Prechistoi cerkvi (mitropolich'ego doma), kotorymi vladeli chudotvorcy mitropolity moskovskie Petr i Aleksei". Arhiepiskop Gennadii stol' rezko vozrazhal gosudaryu, chto tot prerval ego gruboi bran'yu. Vskore posle sobora monarh velel arestovat' Gennadiya i pod predlogom ego mzdoimstva lishil sana. Bolezn' Ivana III pomeshala emu vernut'sya k proektam sekulyarizacii. Soprotivlenie cerkvi predotvratilo novoe grandioznoe rasshirenie gosudarstvennoi sobstvennosti, grozivshei razdavit' russkoe obshestvo.
Glavnym gonitelem eretikov posle otstavki Gennadiya stal Iosif Volockii. On posvyatil zashite pravoslavnoi dogmy ot eresi osnovnoe sochinenie svoei zhizni, nazvannoe vposledstvii "Prosvetitel'" V svoem traktate Iosif dokazyval, budto eres' byla zavezena v Novgorod iz Litvy evreem Shariei, ot kotorogo iudaizm vosprinyali snachala novgorodcy, a ot nih - moskvichi. Eretiki yakoby ne priznavali svyatuyu Troicu, otvergali bozhestvo Hrista, ne pochitali Bogorodicu, ne poklonyalis' krestu i ikonam, chtili subbotu vmesto voskresen'ya.
V konce zhizni Iosif Volockii pokinul svoih pokrovitelei - udel'nyh knyazei i vmeste s monastyrem pereshel pod vlast' velikogo knyazya Vasiliya III. Otdav vse sily bor'be s eres'yu, Iosif prishel k mysli o tom, chto tol'ko vlast', organizovannaya po tipu vizantiiskoi imperatorskoi vlasti, mozhet sohranit' v chistote pravoslavnuyu veru. Vizantiiskaya tradiciya postoyanno pitala russkuyu religioznuyu mysl'. Sohranilos' poslanie Iosifa k velikomu knyazyu, sotkannoe pochti celikom iz citat, zaimstvovannyh u vizantiiskogo pisatelya VI v. Agapita. Glavnaya ideya poslaniya zaklyuchalas' v tezise o bozhestvennom proishozhdenii carskoi vlasti: "car' ubo estestvom (telom) podoben est' vsem chelovekom, a vlastiyu zhe podoben est' vyshnyam (vsevyshnemu) Bogu". Car' podoben solncu i dolzhen hranit' poddanyh ot eresi.
Idei Iosifa Volockogo, sformulirovannye im v konce zhizni, okazali sushestvenno vliyanie na poryadki i politicheskuyu kul'turu Moskovskogo gosudarstva. V Drevnei Rusi knyazya mogli nazvat' "carem", esli on ispolnyal po otnosheniyu k russkoi mitropolii te zhe funkcii, chto i vizantiiskii imperator po otnosheniyu ko vselenskoi cerkvi. (V. Vodov). Ideya Iosifa Volockogo ustranyala poslednie prepyatstviya na puti prevrasheniya Moskovskogo velikogo knyazhestva v naslednika vizantiiskoi imperatorskoi dinastii - nositelya istinno hristianskogo pravoslavnogo samoderzhaviya.
Vystuplenie Iosifa Volockogo imelo bol'shoe znachenie po toi prichine, chto on byl ne tol'ko ideologom, no eshe v bol'shei mere praktikom. Osnovannyi im monastyr' stal pitomnikom dlya ierarhov osiflyanskogo napravleniya. Kuda by ni zabrosila sud'ba pitomcev monastyrya - osiflyan, oni neizmenno podderzhivali drug druga, staralis' zanyat' vysokie posty v cerkovnoi ierarhii. Iz osiflyan vyshli dva mitropolita i mnozhestvo episkopov, upravlyavshih russkoi cerkov'yu v XIV v. Oni stremilis' pretvorit' v zhizn' idei, vyskazannye ih uchitelem.
Peredacha udel'nomu knyazyu Vasiliyu Novgoroda Velikogo vmeste s titulom velikogo knyazya novgorodskogo i Pskovskogo obespechili emu uspeh v bor'be za vlast'. Vopros ob obrazovanii Novgorodskogo knyazhestva ne mog byt' reshen bez uchastiya glavnogo sopravitelya Ivana III Dmitriya-vnuka, koronovannogo velikogo knyazya. V tom, chto Dmitrii vozrazhal protiv razdela gosudarstva, somnevat'sya ne prihoditsya. Kak zayavlyali russkie posly za rubezhom, "vnuka svoego nash gosudar' pozhaloval i on uchal gosudaryu nashemu grubiti". Vozrazhaya dedu, Dmitrii rasschityval na podderzhku Boyarskoi dumy. No duma, zapugannaya kaznyami, molchala. Vse eto reshilo sud'bu zakonnogo koronovannogo naslednika. Ivan III postaralsya ne pridavat' oglaske vydvinutye protiv nego obvineniya. 11 aprelya 1502 g. Ivan III prikazal vzyat' Dmitriya i ego mat' pod strazhu yakoby "za maloe ih pregreshenie". Ivan IV imel sluchai upomyanut' o podlinnyh obvineniyah, vydvinutyh protiv Dmitriya. V pis'me Kurbskomu car' utverzhdal, budto Dmitrii i ego soobshniki-knyaz'ya (v pis'me upomyanuto bylo tol'ko imya otca Kurbskogo) umyshlyali "mnogiya paguby i smerti na Vasiliya III. V pamyati Ivana IV vse akcenty smestilis'. Dmitrii staralsya uderzhat' tron, poluchennyi im na osnove zakona i prava. Vasilii III pogubil Dmitriya, uzurpirovav tron. Cherez tri dnya posle aresta vnuka Ivan III blagoslovil udel'nogo knyazya Vasiliya - "posadil na velikoe knyazhestvo Vladimirskoe i Moskovskoe i uchinil ego vseya Rusi samoderzhcem". Izbegaya razdora s dumoi, Vasilii ne stal nakazyvat' ni Kurbskogo, ni drugih boyar - storonnikov Dmitriya.
Cherez god posle aresta Eleny Voloshanki umerla velikaya knyaginya Sof'ya. Vskore zhe "nachat iznemogati" i sam Ivan III. Bolezn' bystro progressirovala: u gosudarya otnyalo "ruku i nogu i glaz". Vozobnovlenie bor'by za vlast' kazalos' neizbezhnym. V fevrale 1505 g, v Narve bylo polucheno izvestie, chto velikii knyaz' smertel'no bolen, syn Vasilii dolzhen emu nasledovat', "hotya russkie bolee sklonny k ego vnuku, otchego mezhdu det'mi velikogo knyazya nazrevaet bol'shaya rasprya". Ivan III dolzhen byl schitat'sya s nastroeniyami naroda. Pered smert'yu on iskal primireniya s vnukom. S Dmitriya snyali okovy i priveli vo dvorec. Po svedeniyam avstriiskogo posla S. Gerbershteina, umirayushii proiznes, obrashayas' k vnuku: "Molyu tebya, otpusti mne obidu, prichinennuyu tebe, bud' svoboden i pol'zuisya svoimi pravami". V poslednii raz monarh pytalsya primirit' svoih rodstvennikov i sopravitelei, no uspeha ne dostig. Kakie prava on predpolagal vernut' Dmitriyu, ostaetsya zagadkoi. V zaveshanii Ivana III imya Dmitriya ne upominalos'. Kak tol'ko velikii knyaz' umer, Vasilii zakoval plemyannika Dmitriya "v zheleza" i posadil "v polatu tesnu", gde tot umer tri goda spustya.
Itogom dlitel'nogo pravleniya Ivana III bylo unichtozhenie pochti vseh staryh udelov. Odnako eto vovse ne privelo k perestroike sistemy upravleniya gosudarstvom na novyh osnovah. Duhovnaya gramota Ivana III vozrodila sistemu udel'nyh knyazhestv v strane. Gosudar' dal "ryad svoim synom", nadeliv udelami vseh chetyreh brat'ev Vasiliya III. Kazhdyi iz udel'nyh poluchil dolyu kak v Moskovskom, tak i v Tverskom velikom knyazhestvah. Mirovozzrenie pervogo russkogo samoderzhca bylo naskvoz' proniknuto duhom staryh tradicii.