[windows-1251] [koi8-r] [cp866] [iso-8859-5] [mac]        [History] [MainPage]

R.G.Skrynnikov. Vozvyshenie Moskvy.

[Soderzhanie] [Chast' 1] [Chast' 2] [Chast' 3] [Chast' 4]

     V "Skazanii o Mamaevom poboishe", sostavlennom v stenah Troice-Sergieva monastyrya, mozhno prochest', chto velikii knyaz' Dmitrii v pervoi shvatke s tatarami byl ranen i prolezhal v bespamyatstve pod srublennoi berezoi do samogo konca bitvy. Lishivshis' predvoditelya, armiya obrela novogo vozhdya v lice Vladimira Andreevicha. On vozglavil ataku zasadnogo polka, razgromil tatar, posle chego otyskal edva zhivogo Dmitriya Donskogo v pereleske. Privedennyi rasskaz nedostoveren. Rannie istochniki soobshayut, chto knyaz' Dmitrii ucelel posle pervoi shvatki i do konca bitvy ostavalsya v bol'shom polku pod velikoknyazheskim styagom.
     Legkaya poloveckaya konnica v techenie treh chasov uporno, razom ustremlyalas' v ataku na russkie polki. Poteri byli ogromnye s obeih storon. Nakonec Mamai vvel v srazhenie svoi poslednii rezerv - tyazhelovooruzhennuyu mongol'skuyu konnicu. Mongoly smyali russkih, no tut voevoda Bobrok neozhidanno atakoval iz zasady. V ordynskom voiske vspyhnula panika. Ustavshie russkie polki vospryanuli duhom i pereshli v nastuplenie po vsemu frontu.
     Srazhenie na pole Kulikovom bylo edva li ne samoi krovavoi bitvoi v russkoi istorii. Poteri moskovskogo opolcheniya byli uzhasayushimi.
     Bitva na pole Kulikovom ne privela k nemedlennomu vosstanovleniyu nezavisimosti russkogo gosudarstva. Dolgovremennye faktory, kotorye pozvolili mongolo-tataram razgromit' Rus' i ustanovit' svoe gospodstvo nad nei v XIII v., kak vidno ne ischerpali sebya i v sleduyushem stoletii. V XIV v. sootnoshenie sil ostalos' neblagopriyatnym dlya Rusi. Razgromlennyi russkimi Mamai ne mog protivostoyat' hanu Vostochnoi ordy Tohtamyshu. On bezhal v Krym, gde byl ubit genuezcami. Tohtamysh ob'edinil obe chasti Ordy.
     Kochevniki ponesli tyazhelye poteri v voine s Moskvoi. U mnogih mongol'skih murz bitva unesla rodstvennikov. V Orde carilo vrazhdebnoe vozbuzhdenie protiv Moskvy. Pochti dva goda Tohtamysh v glubokoi taine gotovilsya nanesti Rusi sokrushitel'nyi udar, chtoby postavit' ee na koleni.
     Ispol'zuya rozn' mezhdu russkimi, han privlek na svoyu storonu ryazanskogo i nizhegorodskogo velikih knyazei. Nashestvie tatar v 1382 g. bylo podobno potopu. Konnica hlynula v russkie predely, vse smetaya na svoem puti. Pogranichnye knyaz'ya pytalis' spasti svoi zemli ot pogroma i perekinulis' v stan vraga.
     Knyaz' Dmitrii Ivanovich ne uspel sobrat' polki i bezhal v Kostromu. 23 avgusta 1382 g. tatary poyavilis' u sten moskovskogo Kremlya. Han Tohtamysh osazhdal krepost' tri dnya, posle chego vstupil v peregovory s ee garnizonom. On obeshal ne prichinyat' vreda gorodu v sluchae dobrovol'noi sdachi. Obmanutye moskvichi otkryli krepostnye vorota. Tatary vorvalis' v Kreml' i uchinili reznyu. Naposledok Tohtamysh szheg Moskvu i ushel v stepi.
     V gody etoi voiny na Rusi proizoshla cerkovnaya smuta. Dmitrii Ivanovich postavil vo glave cerkvi nekoego Mityaya, predannogo emu hranitelya knyazheskoi pechati. No vysshie ierarhi cerkvi vosprotivilis' ego vyboru. Poslannyi v Konstantinopol' na postavlenie Mityai byl, po-vidimomu, otravlen. U Rusi okazalos' srazu dva mitropolita - grek Kiprian, nahodivshiisya v Kieve, i Pimen, s pomosh'yu podkupa poluchivshii san v Konstantinopole. Kiprian pytalsya podobrat'sya v Moskvu cherez Litvu, no byl s pozorom vygnan obratno, za chto predal knyazya Dmitriya anafeme. Na pole Kulikovo Dmitrii yavilsya "proklyatym knyazem". Duhovnym otcom Kulikovskoi bitvy schitayut znamenitogo moskovskogo podvizhnika inoka Sergiya Radonezhskogo.
     Sohranilos' "Zhitie Sergiya", osnovannoe na vospominaniyah sovremennikov. Budushii otec Sergii, v miru Varfolomei, rodilsya v sem'e rostovskogo boyarina Kirilla. Sem'ya vladela imeniem pod Rostovom. No ee blagopoluchie okazalos' podorvano tatarskimi nabegami i moskovskim vladychestvom. Ivan Kalita podchinil sebe polovinu Rostovskogo knyazhestva. Prislannye im voevody povesili na dereve vniz golovoi boyarina Averkiya, mestnogo tysyackogo. Vskore zhe sem'ya Kirilla po svoei vole ili po prinuzhdeniyu pereselilas' iz rodnyh mest v Radonezh pod Moskvoi. Razorennaya sem'ya ne obrela blagopoluchiya na novom meste. Na Rusi sushestvovala tradiciya: te, kto terpel neudachu v mirskoi zhizni, iskali poslednee pribezhishe v monastyre. Ne prizhivshis' na moskovskoi sluzhbe, Kirill ushel v monastyr'. Ego primeru posledovali zhena i dvoe synovei. Po nastoyaniyu Varfolomeya brat'ya reshili zhit' otshel'nikami. Oni vystroili sebe snachala derevyannuyu budku-kel'yu, a zatem nebol'shuyu cerkovku posredi dremuchego lesa za Radonezhem. Starshemu bratu tyagoty i lisheniya zhizni v lesu skoro nadoeli, i on ushel v stolicu. Mladshii brat, prinyavshii v monashestve imya Sergii, okolo dvuh let provel v odinochestve. So vremenem kel'ya Sergiya stala centrom nebol'shogo monastyrya, posvyashennogo Svyatoi Troice. Zhizn' monahov byla zapolnena kazhdodnevnym iznuritel'nym trudom. Sergii byl odushevlen ideei lyubvi k blizhnemu i sluzhil bratii "aki rab": nosil vodu, rubil drova, pek dlya vseh hleb. V otlichie ot staryh monastyrei Troickii ne blistal bogatstvom. Sergii s bratiei veli nishenskuyu zhizn'. No sredi inokov poyavilis' i sostoyatel'nye lyudi. Odnazhdy Sergii iz-za otsutstviya hleba golodal chetyre dnya. Na chetvertyi on poshel nanimat'sya v plotniki k odnomu iz sostoyatel'nyh starcev svoei obiteli. Celyi den' on trudilsya v pote lica, posle chego starec rasplatilsya s nim "reshetom hlebov gnilyh".
     K XIV v. yazycheskaya Rus' prevratilas' v Svyatuyu Rus'. No, kak i v yazycheskie vremena, Vizantiya, perezhivavshaya poslednii rassvet, ostavalas' dlya nee istochnikom duhovnogo prosvesheniya. Russkoe duhovenstvo sledilo za religioznymi iskaniyami Vizantii. V XIV v. u grekov bylo tri formy monashestva. V odnih monastyryah brat'ya veli "osobuyu" zhizn': kazhdyi derzhal den'gi i lichnoe imushestvo v svoei kel'e, pitalsya i odevalsya v zavisimosti ot svoego dostatka. "Osobnozhitel'skie" obiteli vladeli selami, veli torgovlyu, inogda zanimalis' rostovshichestvom. V drugih monastyryah sushestvovala monasheskaya obshina (po-grecheski kimovii, po latyni - kommuna). Takoi stroi otvechal vekovechnoi mechte hristian o spravedlivom ustroistve zemnoi zhizni v sootvetstvie s ideal'nym predstavleniem o Carstve Bozh'em. V obitelyah - kommunah imushestvo bylo obshim, chleny obshiny provodili zhizn' v neprestannom trude, pitalis' plodami ruk svoih, ispoveduya principy bratstva i lyubvi k blizhnemu. Pokidaya obshinu, izbrannye monahi udalyalis' v pustynyu, chtoby vesti zhizn' otshel'nika. Takova byla vysshaya forma asketizma.
     V seredine XIV v. patriarshaya kafedra v Konstantinopole utratila kontrol' za mnogimi pravoslavnymi eparhiyami. Patriarh Filofei staralsya otyskat' avtoritetnyh cerkovnyh deyatelei v balkanskih v vostochnyh stranah, sposobnyh podderzhat' ruhnuvshee edinstvo vselenskoi pravoslavnoi cerkvi. Na Rusi ego vybor pal na Sergiya Radonezhskogo. Filofei napravil Sergiyu poslanie i krest. Ego gramota opredelila dal'neishuyu sud'bu Troickogo monastyrya. Hvalya Sergiya za dobrodetel'nuyu zhizn' Filofei nakazyval emu prinyat' novyi ustav: "Sovet dobryi dayu vam, chtob vy ustroili obshezhitel'stvo". Reforma grozila razrushit' privychnyi uklad zhizni monahov. Bratiya zavolnovalis', i Sergiyu prishlos' bezhat' iz obiteli. On gotov byl osnovat' novyi monastyr'. No mitropolit vernul ego v Troicu, poobeshav izgnat' ottuda vseh ego nedrugov. V Troickom monastyre, a zatem i vo mnogih drugih obitelyah, osnovannyh uchenikami Sergiya, byl vveden ustav, zapreshavshii bratii imet' lichnoe imushestvo. Novyi poryadok predpolagal obshee vedenie hozyaistva, obshuyu trapezu, obshee vladenie imushestvom.
     V svoei obiteli Sergii postroil hram v chest' Svyatoi Troicy, "chtoby postoyannym vziraniem na nego pobezhdat' strah pered nenavistnoi razdelennost'yu mira". Dogmat o Svyatoi Troice zanimal odno iz central'nyh mest v sisteme pravoslavnogo bogosloviya. V glazah veruyushih Troica olicetvoryala istok i rodnik zhizni, ideyu edineniya mira i vseobshei lyubvi, vse to, chto protivostoyalo smertonosnym razdoram i "razdelennosti".
     Tatarskoe igo razorilo Rus' v material'nom i nravstvennom otnoshenii. Narodu nado bylo vernut' veru, i cherez veru - nravstvennost'. Sergii byl odnim iz teh, kto sposobstvoval etomu. Nakanune Kulikovskoi bitvy on obratilsya k Dmitriyu Ivanovichu s gramotoi. Ego obrashenie ukrepilo duh armii. Eshe bolee glubokoe vliyanie na svoih sovremennikov Sergii okazal primerom svoei zhizni.
     Osnovannyi Sergiem Radonezhskim Troickii monastyr' stal odnim iz znachitel'nyh centrov srednevekovoi russkoi kul'tury. Trudy knizhnyh masterov Troicy sohranili na veka mnogie pamyatniki otechestvennoi pis'mennosti. V monastyre uzhe v XV v. voznikla sobstvennaya literaturnaya tradiciya. Sostavlennoe v ego stenah "Skazanie o Mamaevom poboishe" privlekalo vnimanie mnogih pokolenii chitatelei. V Troickom monastyre sformirovalsya talant Andreya Rubleva, zhivopis' kotorogo sostavila epohu v razvitii drevnerusskogo iskusstva.
     Pobeditel' tatar Dmitrii Donskoi v svoei vnutrennei politike sledoval principam, kotorye vosstanavlivali i uglublyali razdroblennost'. On byl pervym ih Danilovichei, ostavivshim posle sebya mnogochislennoe potomstvo. Razdeliv otchinu mezhdu pyat'yu synov'yami, Dmitrii podgotovil pochvu dlya usobic, grozivshih navsegda podorvat' mogushestvo Moskvy.
     Knyaz' Dmitrii blagoslovil syna-naslednika Vasiliya "svoeyu otchinoi velikim knyazheniem" Vladimirskim. Chto kasaetsya Moskvy, to ona stanovilas' sovmestnym vladeniem chetyreh starshih synovei gosudarya. Starshii syn krome togo poluchil Kolomnu, Yurii - Zvenigorod, Andrei - Mozhaisk, Petr - Dmitrov. Mladshemu synu Konstantinu knyazhestvo bylo vydeleno pozzhe.
     Poka Vladimirskoe knyazhestvo ostavalos' yadrom gosudarstva i glavnoi oporoi velikoknyazheskoi vlasti, peredacha ego nasledniku obespechila emu "stareishinstvo" sredi bratii i vseh prochih russkih knyazei. Odnako v XV v. situaciya sushestvenno izmenilas'. Vladimir prishel v polnyi upadok, a osnovoi mogushestva velikogo knyazya stala sobstvenno Moskovskaya zemlya. Prodolzhaya delit' moskovskuyu otchinu, gosudar' sobstvennymi rukami razrushal fundament sil'noi velikoknyazheskoi vlasti.
     Primitivnyi stroi organizacii moskovskoi gosudarstvennoi vlasti lishal ee neobhodimoi ustoichivosti. Vladetelem gosudarstva - otchiny - vystupala vsya knyazheskaya sem'ya, kotoruyu posle smerti knyazya formal'no vozglavlyala ego vdova. Ona ulazhivala konflikty mezhdu synov'yami, delila mezhdu nimi vymorochnye udel'nye knyazhestva i pr.
     Vasilii I (1389-1425) ne vydelyalsya sposobnostyami sredi brat'ev. V yunosti on chetyre goda provel v ordynskom plenu. Kogda knyazhich dostig sovershennoletiya, dobrohoty pomogli bezhat' emu iz Ordy v Litvu. Po-vidimomu tam on byl pomolvlen s docher'yu pravitelya Litvy knyazya Vitovta. Vzoidya na tron, Vasilii I provodil politiku pokornosti Orde i staralsya ispol'zovat' ee mosh' dlya rasshireniya moskovskih vladenii. Ot Tohtamysha moskovskii gosudar' poluchil yarlyk na velikoe knyazhestvo Nizhegorodskoe. Mestnye knyaz'ya pytalis' vernut' sebe nasledstvennye vladeniya, chto privelo k mnogoletnei mezhdousobice.
     Razgrom Zolotoi Ordy sredneaziatskim zavoevatelem Timurom sozdal blagopriyatnye vozmozhnosti dlya osvobozhdeniya Rusi ot inozemnogo iga. No Vasilii I ne reshilsya prodolzhit' delo otca. S drugoi storony, podchinyaya sebe russkie zemli, Litva brala na sebya funkcii zashity ih ot tatar. Litva nikogda ne priznavala vlasti Ordy. Dan', kotoruyu platili hanam yuzhnorusskie goroda, ne ravnoznachna byla tatarskomu igu. V 1399 g. litovskii velikii knyaz' Vitovt, sobrav mnogochislennye sily, popytalsya nanesti Orde reshayushii udar i otbrosit' ee ot svoih granic. Srazhenie razvernulos' na beregu reki Vorksly i zakonchilos' begstvom Vitovta. Pobeditelem Vitovta byl voinstvennyi nogaiskii pravitel' Edigei, usilivshii voisko zolotoordynskogo hana.
     V 1408 g. Edigei sovershil opustoshitel'nyi nabeg na Moskvu. Tver' vystupila v kachestve ego soyuznika. Tataram ne udalos' zahvatit' stolicu, no oni podvergli strashnomu razgromu okrestnosti Moskvy, Rostov i Nizhnii Novgorod.
     V dni nabega Edigei napravil gramotu Vasiliyu I, uprekaya ego v nevernosti. Gramota davala naglyadnoe predstavlenie o roli boyar v upravlenii Moskovskim gosudarstvom. Edigei hvali Fedora Koshku, otstaivavshego v dume tradicionnuyu politiku podchineniya tataram i rugal syna Koshki kaznacheya Ivana Koshkina, ne zhelavshego posylat' dan' v Ordu. Vasilii I, po utverzhdeniyu Edigeya, pokorno sledoval vsem sovetam - "slovu i dume" svoego boyarina-lyubimca. (Koshkiny byli pryamymi predkami boyar Romanovyh).
     Cerkovnaya smuta, proishodivshaya pri Dmitrii Donskom, zavershilas' porazheniem velikoknyazheskoi vlasti. Vasilii I ne pomyshlyal o tom, chtoby postavit' na mitropoliyu doverennogo chinovnika. Russkuyu cerkov' vozglavil Kiprian, vizantiec slavyanskogo proishozhdeniya. V otlichie ot svoego predshestvennika Alekseya, on ne sobiralsya podchinyat' cerkovnuyu politiku celyam Moskvy. Vosstanoviv edinuyu cerkovnuyu organizaciyu na vsei territorii Rusi i Litvy, Kiprian staralsya potushit' religioznuyu rozn' i radi etoi celi pervym predlozhil ob'edinit' pravoslavnuyu i katolicheskuyu cerkov' v predelah Litvy. Gibnushaya Vizantiiskaya imperiya davno iskala puti k voennomu soyuzu s katolicheskim Zapadom. Pokrovitel' Kipriana imperator Ioann V prinyal katolichestvo, rasschityvaya na podderzhku Rima. Patriarhu prishlos' smirit'sya s takim neslyhannym otstupnichestvom monarha. Ideya unii davno obsuzhdalas' v evropeiskih stolicah, i Kiprian nadeyalsya vpervye prakticheski osushestvit' na praktike uniyu v svoei mitropolii. Poskol'ku v Moskve nikakih katolikov ne bylo, uniyu predpolagalos' vvesti, po-vidimomu, tol'ko na territorii Litvy i Pol'shi. Litovskii velikii knyaz' Yagailo, stavshii pol'skim korolem v 1386 g., smenil pravoslavnuyu veru na katolicheskuyu. On s polnym osnovaniem rasschityval na to, chto uniya pomozhet emu nasadit' katolicizm v predelah Litvy. Yagailo vystupil kak iniciator unii vmeste s Kiprianom. Odnako patriarh otklonil ih predlozhenie. V Moskve ideya unii vyzvala nastorozhennoe otnoshenie. Vasilii I na vsyakii sluchai vospretil pominat' imya imperatora na bogosluzheniyah v Uspenskom sobore. Patriarh byl vstrevozhen etim i otpravil v Moskvu obshirnoe uveshevatel'noe poslanie. Pri Vasilii I Moskva vse bol'she vtyagivalas' v orbitu litovskogo vliyaniya. Kiprian ispol'zoval ves' avtoritet cerkvi, chtoby ne dopustit' voiny mezhdu Litvoi i Rus'yu. Naselenie Smolenskogo knyazhestva tshetno prosilo Moskvu o pomoshi v voine s litovcami. Vasilii I otklonil prizyvy Smolenska. V 1401 g. Litva zavoevala Smolenskuyu zemlyu. Litovskoe nashestvie grozilo Pskovu. Moskva otkazala v pomoshi takzhe i pskovicham.
     Kiprian ostavil zametnyi sled v istorii russkogo letopisaniya. Sostavlennyi pri ego dvore "svod 1408 g." yavilsya, po sushestvu, pervym moskovskim letopisnym svodom obsherusskogo znacheniya. Harakternoi chertoi svoda, zakonchennogo uzhe posle smerti Kipriana, bylo kriticheskoe otnoshenie k Dmitriyu Donskomu. Naznachiv svoego lyubimca Mityaya mitropolitom, knyaz' polozhil nachalo dolgoi cerkovnoi smute. "Povest' o Mityae", vklyuchennaya v svod, izobrazhala deyatel'nost' pretendenta v satiricheskom svete. Sostavitel' svoda rezko osudil knyazya Dmitriya i vladyku Alekseya za verolomstvo v otnoshenii tverskogo knyazya, kotorogo priglasili v Moskvu i, narushiv klyatvu, arestovali.
     Kiprian predal anafeme knyazya Dmitriya nakanune ego pohoda protiv Mamaya. O Mamaevom poboishe grek uznal v Kieve po sluham. Znamenitaya bitva byla v glazah mitropolita-izgnannika malovazhnym sobytiem. V svode 1408 g. hod bitvy opisan kratko i tusklym shtampom ("byst'... bran' krepka zelo i secha zla"). Letopisec ne upominaet imeni geroya bitvy Vladimira Andreevicha. Lish' rasskaz o pogibshih v bitve voevodah nosit konkretnyi harakter: svodchik vklyuchil v tekst istochnik cerkovnogo proishozhdeniya - sinodik pobiennyh na pole Kulikovom.
     Znachitel'no podrobnee, chem Kulikovskuyu bitvu, letopisec opisal zlopoluchnoe napadenie na Moskvu Tohtamysha v 1382 g. Na Donu Dmitrii pobedil Mamaya, kotoryi otnyud' ne byl "carem" Ordy. Ego muzhestvo podverglos' ispytaniyu, kogda na Rus' nagryanul han. Knyaz' Dmitrii, "slysha, chto sam car' (Tohtamysh. - R. S.) idet na nego vseyu siloyu svoeyu, ne sta na boi, ni protivu ego podnyal rusy... no poeha v svoi grad na Kostromu". Letopisec ne schel nuzhnym soslat'sya na neobhodimost' sobrat' polki. Ego slova stavili pod somnenie doblest' knyazya Dmitriya Donskogo. Svodchik upominaet imya knyazya Osteya, vnuka litovskogo knyazya Ol'gerda, vzyavshego na sebya oboronu Moskvy i pogibshego ot ruk tatar. On ukazyvaet na aktivnye deistviya knyazya Vladimira Andreevicha, razbivshego tatarskie raz'ezdy pod Volokolamskom. No o Dmitrii lish' zamechaet, chto tot ostavalsya v Kostrome nichego ne predprinimaya. V moment tatarskogo napadeniya Moskvu pokinul ne tol'ko Dmitrii Ivanovich, no i Kiprian. Svedeniya ob etom v letopisi ne figurirovali. Kiprian ukrylsya v Tveri, chto dalo Dmitriyu Donskomu povod ko vtorichnomu izgnaniyu Kipriana za rubezh.
     Po tradicii letopiscy soprovozhdali izvestie o "prestavlenii" gosudarya panegirikom v ego chest'. V moskovskom svode 1408 g. konchine Dmitriya Ivanovicha udeleno sovsem nemnogo strok, net ukazaniya na ego voinskie zaslugi, pobedu na pole Kulikovom, otsutstvuet perechen' ego dobrodetelei.
     Bolee chem sderzhanno otnosyas' k pravoslavnomu moskovskomu knyazyu, avtor svoda slagaet hvalu "bezbozhnomu" yazychniku Ol'gerdu, s pomosh'yu kotorogo Kiprian v svoe vremya zanyal kievskuyu mitropolich'yu kafedru. Ol'gerd, podcherkival letopisec, vseh litovskih knyazei "prevzyde vlastiyu i sanom, no ne piva i medu ne piashe, ni vina, ni kvasa kisla, i velikoumstvo i v'zdderzhanie priobrete sebe, krepku dumu ot sebe. Na voine Ol'gerd pobezhdal, potomu chto "ne tolma siloyu. Eliko umen'em voevashe". S preemnikami Ol'gerda Kiprian podderzhival druzheskie otnosheniya do konca zhizni. V glazah Kipriana, deistviya Dmitriya Donskogo grozili raskolom edinoi cerkovnoi organizacii, tak kak on staralsya prevratit' obsherusskuyu cerkov' v moskovskuyu. Deistviya litovskih knyazei do pory do vremeni ne meshali mitropolitu upravlyat' obsherusskoi cerkov'yu i rasshiryat' ee predely. Eto i opredelilo neob'yasnimuyu na pervyi vzglyad tendencioznost' svoda 1408 g.
     Blagodarya Kiprianu svyazi russkoi cerkvi s Vizantiei rasshirilis'. Mitropolit pozabotilsya o provedenii na Rusi liturgicheskoi reformy patriarha Filofeya. Kiprian ispovedoval idei nestyazhaniya i isihazmii, plodotvorno vozdeistvovavshie na razvitie russkoi duhovnosti. Usilenie vizantiiskogo vliyaniya v XIV v. oshushalos' v raznyh oblastyah kul'tury. Zhivopis' Feofana Greka i ego uchenikov yavilas' samym yarkim tomu primerom.
     Posle smerti Kipriana v 1406 g. mitropolichii stol zanyal grek Fotii, pribyvshii v Moskvu iz Konstantinopolya v 1410 g. Za vremya cerkovnogo beznachaliya imushestvo mitropolich'ego doma poneslo nemalyi usherb i Fotiyu prishlos' upotrebit' massu usilii, chtoby vernut' cerkvi utrachennye zemli i bogatstva. Analogichnye popytki, predprinyatye v predelah Litvy, ne priveli k uspehu. Vskore zhe litovskii knyaz' Vitovt izgnal Fotiya iz Kieva. Desyatiletie spustya sblizhenie Rusi i Litvy pozvolilo Fotiyu vosstanovit' edinstvo russkoi mitropolii.

... prodolzhenie sleduet ...
Hosted by uCoz