ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Шилль Иосиф Николаевич | |||||||||||
Шиллинги | |||||||||||
Шиллинг Павел Львович (фон Капштат, барон) | |||||||||||
Шиллер Николай Николаевич | |||||||||||
Шидловский Сергей Владимирович | |||||||||||
илов (Александр Иванович) - ревностный помощник Селиванова (см.) в деле распространения скопчества, крестьянин Тульской губернии. По свидетельству скопцов, Шилов был женат и имел детей. Но ему не нравилась семейная жизнь, как греховная и противная Богу. Оставив семью и хозяйство, он отправился отыскивать "истинную веру". По словам Селиванова, он "произошел все веры, и был перекрещенец, и во всех верах был учителем", но ни одна из этих вер не удовлетворяла его. Везде, куда бы он ни приходил и где он ни жил, он постоянно высказывал всем и каждому свое разочарование: "не истинна наша вера и постоять не за что. О, если бы нашел самую истинную веру Христову, то бы не пощадил своей плоти, рад бы головушку за оное сложить, и отдал бы плоть свою на мелкие части раздробить". В тщетных и мучительных поисках истинной веры, Шилов попал, наконец, в "корабль" Акулины Ивановны. Здесь он скоро нашел удовлетворение своей религиозной потребности, хотя и не прямо из корабля Акулины Ивановны. Живший на корабле Акулины Ивановны Селиванов давно искал соответствующего своим планам и намерениям человека. Таким человеком оказался Шилов. О призвании Селивановым Шилова, при котором принимала участие и Акулина Ивановна, сообщают нам селивановские "Страды" (см. "Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских", 1864, № 4, стр. 77 и следующие). Там же говорится, что Селиванов благословил Шилова крестом и дал ему "крест, свечу и меч", как символы призвания его. Чтобы санкционировать избрание Шилова в своего помощника, Селиванов отправил его к своей матушке Акулине Ивановне, которая приняла его ласково. "Искупитель" Селиванов и "искатель истины" Шилов сошлись в воззрениях по вопросу о происхождении греха, и оба они были согласны и в вопросе о средствах борьбы с этим грехом. Им оставалось только соединить воедино свои силы, чтобы начать с развращенными хлыстами решительную и отчаянную борьбу. На успех этой борьбы можно было рассчитывать, так как силы и способности того и другого удачно пополняли друг друга. Если Селиванов был хитер и изворотлив и в то же время отличался мягкостью характера и видимой скромностью, то Шилов, обладая не меньшей способностью изворачиваться в самых запутанных делах и морочить людей разными диковинками, вместо скромности и мягкости, обладал твердостью, решительностью и суровостью характера. Шилов всегда умел найти средства выпутаться из затруднительных обстоятельств. Шилов был также один из отважнейших и искуснейших скопческих "мастеров". Насколько высоко ценил Шилова Селиванов, видно из тех нежных наименований и речей, которыми он так щедро осыпал его в своих "Страдах". Шилов имел решающее значение для всей деятельности "искупителя" и без него, может быть, не было бы в истории скопчества и "золотого времени". Поэтому, скопцы усвояют Шилову название "предтечи" своего искупителя. Сосланный за распространение скопчества в Ригу, Шилов нашел здесь девять сосновских скопцов, которых он сам оскопил и которые были отправлены на фортификационные работы в ту же Ригу. Отчасти при помощи своих единомышленников, но более всего сам лично, Шилов, работая в кузнице вместе с солдатами и познакомившись с ними, стал уговаривать их к оскоплению. Пропаганда его имела успех: в 1789 г. было оскоплено уже 12 человек. Сам Шилов играл роль "главного пророка и батюшки" всех рижских скопцов и обыкновенно первенствовал во время радений. Последние происходили в Риге же, в доме мещанина Дегтерева, большей частью по праздникам. Во время радений Шилов читал скопцам "житие и страдание первого учителя скопцов, называемого искупителем". Не ограничиваясь Ригой, Шилов простирал свое вредное влияние и на более отдаленные местности, между прочим на мызу Царскую Славянку, под Павловском (через своего племянника Ивана Шилова). Однако деятельность Шилова скоро (в 1789 г.) сделалась известной. Его подвергли наказанию палками и заключили в Дюнамюндскую крепость с утверждением над ним строгого надзора. Последнее, впрочем, мало исполнялось, так что Шилов, хотя и не оскоплял теперь солдат, но переписку со своим племянником вел беспрепятственно. После строгого предписания императрицы Екатерины IIШ
См. также статьи:
Селиванов Кондратий .