ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Никита Кожемяка | |||||||||||
Никита (святые православной церкви) | |||||||||||
Никита (святой, память 4 мая и 17 июня) | |||||||||||
Никита (святой, память 31 января) | |||||||||||
Никита (святой, память 3 апреля) | |||||||||||
икита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин - виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, ревнитель старины, Никита только по оставлении "властительным" патриархом кафедры выступил активно против Никоновых "новин", с доносом на сторонника Никона, архиепископа суздальского Стефана, обличая его в служении "не по правилам св. отец" (1659). Закончившееся было безрезультатно следствие по этому делу вновь началось по жалобам архиепископа и Никиты друг на друга. Вследствие склонности к старине следователей и судей на соборе 1660 г. архиепископу грозило низложение, но вмешательство царя привело к пересмотру дела: архиепископ Стефан переведен к Архангельскому собору в Москве, а Никита за ложный донос лишен права священнодействовать и причастия. И позже каждогодними челобитьями царю и святителям он не мог добиться "разрешения". В эти же годы Никита готовился к новому выступлению против Никоновых реформ, составляя обличение на книгу "Скрижаль", эту апологию всех "новин" Никона, и на "новоисправленные церковные книги". К осени 1665 г. "великая челобитная" царю была готова вчерне, и Никита давал ее читать кое-кому в Москве. о ней стало известно правительству, и в начале 1666 г. Никита с неперебеленной вполне челобитной был арестован, судим на соборе, анафематствован им и отлучен от церкви, а на его челобитную, получившую уже известность среди старообрядцев, было поручено составить опровержение Паисию Лигариду (его труд остался в рукописи) и Симеону ПолоцкомуН
См. также статьи:
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
София Алексеевна ;
Шутов Антоний (в миру Андрей Иларионов) .