ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Грабовские | |||||||||||
Грабленовы | |||||||||||
Граббе Павел Христофорович![]() | |||||||||||
Граббе | |||||||||||
Грабарь Игорь Эммануилович![]() | |||||||||||
рабовский (Grabowski), Михаил - выдающийся польский критик польско-украинской школы (1805 - 1863). По окончании учения в Умани отправился в Варшаву, где сблизился с кружком романтиков. Не сочувствуя готовившемуся восстанию, Грабовский удалился в свое имение на Украине. В 1834 г. Грабовский напечатал статью о народной поэзии, имевшую огромный успех. С этого времени значение Грабовского как литературного критика все росло. Наибольшей славы достиг Грабовский по напечатании (1837 - 1838) двух первых томов "Literatura i krytyka", посвященным поэзии XIX в., украинским песням и новой французской литературе. Меньший успех имели два другие тома: "O szkole ekrainskiej poezyi" и "Literatura Romansu w Polsce" (доведенная до первых повестей Крашевского). С половины 30-х годов Грабовский примыкает к консервативному лагерю католической реакции, объявляет войну скептицизму XVIII в., признает аристократию необходимой в жизни народа, сближается с редакцией официозного "Tygodnik Petersburski". Польскому обществу не нравились и украинские симпатии Грабовского, как и вообще вся "украинская школа", с ее местным "застенковым" патриотизмом, против которого восставали Мицкевич, Крашевский и др. В 1841 г. новый польский критик А. Тышинский указал, что многие мнения Грабовского, считавшиеся оригинальными, в сущности заимствованы у Вильмена и Гизо. Это повело к потере популярности Грабовского, особенно среди молодежи. С этого времени критическая производительность Грабовского падает, хотя он и продолжает печатать свои статьи в "Tyg. Petersburski" и "Pielgrzym'e" (вышли отдельно: "Korrespondencya literacka", 1843, и "Artykuly lnterackie, krytyczne, artystyczne", 1849). Все более сближаясь в Киеве с украинскими деятелями, Грабовский проникается славянофильско-украинскими идеями о великом всеславянском значении Киева и высказывает убеждение, что "украинский люд" представляет собой отдельную ветвь русского народа, сохранившую в чистоте исконные племенные особенности и самобытность. Под теми же влияниями, которыми проникнуто было известное "Кирилло-Мефодиевское братство" КостомароваГ
См. также статьи:
Кулиш Пантелеймон Александрович .