Переход к начальной странице справочника
 

ГЛАВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Перечень приводится на основе данных энциклопедического словаря История Отечества
(М. "Большая Российская энциклопедия " 1999 г.).
Примечания в основном даны по энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона.

Годы Киевские митрополиты Примечания
988-992 Михаил  
992-1008 Леон(тий)  
1020-е годы Иоанн I Имя этого митрополита обычно стоит третьим в митрополичьих списках позднейших летописных сводок. (Никоновской, Степенной), после имен Михаила и Леона. Древнейшие же своды (Лавреньтьевского, Ипатьевского) до 1039 г. не знают даже титула митрополита, не только имен. В Несторовом житии св. Бориса и Глеба встречается, в так называемой дополнительной части, имя Иоанна то с титулом архиепископа, то митрополита, как лица, совершившего канонизацию святых братьев в 1020 или 1026 г. Титул архиепископа, без имени, встречается для Киева в 1018 г. у Титмара Мерзебургского. С именем митрополита Иоанна известна с XII в служба св. Борису и Глебу, большинством ученых относимая авторству Иоанна I.
1039 Феонемит  
? [Кирилл]  
1051-до 1055 Иларион Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни, Иларион скоро приобрел известность, его полюбил великий князь и, по желанию последнего, в 1051 г., собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. Это был первый случай поставления митрополита из природных русских и в России. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам княжения этого князя. По-видимому, Иларион недолго оставался митрополитом: уже под 1055 г. в летописях упоминается другой митрополит, Ерем. Время кончины Илариона также неизвестно.

Митрополит Иларион один из знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Из сочинений Илариона до нас дошли: "Слово о законе и благодати", написанное еще до поставления Илариона в митрополиты, "Исповедание веры", произнесенное, предполагают, по случаю поставления, "Поучение о пользе душевной ко всем христианам" (некоторыми исследователями приписываемое, впрочем, Илариону Великому) и "Слово к брату-столпнику", встреченное в одном сербском сборнике XIV - XV веков. Содержание первого из названных сочинений видно из его заглавия: "О законе Моисеем данном о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в все языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва к Богу от всея земля нашея". Слово является свидетельством быстро проникавшего в киевскую Русь византийского образования. Представителем этого, нового на Руси, элемента является не только сам автор, но уже целый кружок лиц, к которым он обращает свое "слово" и которых он называет "преизлиха насыщьшимися сладости книжные", кружок лиц, которым хорошо "ведомы книги". Замечательно в авторе его воодушевление; вся первая половина слова - как бы сплошной восторженный крик древнерусского язычника, сознавшего бедность старой веры, сравнительно с новыми идеями и понятиями, принесенными христианством. Чрезвычайно любопытно в ново просвещенном христианском митрополите и чувство национальной гордости, с которой он вспоминает о "старом Игоре" и "славном Святославе", - "не в худе бо и не в неведоме земли владычетвоваша", с гордостью заявляет писатель, - но в "Русской яже ведома и слышима есть всеми конци земля". "Исповедание веры" - содержания догматического, отличается богословской точностью и ясностью изложения. "Поучение о пользе душевней" и "Слово к брату-столпнику" - кратки и довольно общи по содержанию. Едва ли названными произведениями исчерпывалась вполне литературная деятельность митрополита Илариона. "Невозможно допустить, справедливо замечает один из исследователей, чтобы человек, мало упражнявшийся в сочинениях, мог вдруг написать такое художественное слово, как "Слово о законе и благодати" Илариона, и выражаться с такой богословской точностью, какой отличается его "Исповедание веры".

1072-1073 Георгий Грек. Прибыл в Киев в 1062 г., самое позднее упоминание - 1073. Ему приписывается компилятивное полемическое сочинение: "Стязание с Латиною".
до 1077-1089 Иоанн II (1089+) Летопись помнит его как выдающегося ученостью и талантами, и эта характеристика находит подтверждение в словах об Иоанне его племянника, византийского придворного поэта, и в сочинениях самого Иоанна: 1) послании к антипапе Клименту III и 2) "Правиле церковном от св. книг вкратце Иакову Черноризцу". Первое сочинение - ответ на послание Климента о соединении церквей - обнаруживает отличную осведомленность Иоанна в догматике, второе - в вопросах церковного устройства.
1090-1091 Иоанн III Летопись отзывается о нем резко, как о неученом, недалеком человеке. Однако, такой контраст с предшественником Иоанном нужно объяснить, по-видимому, не случайностью, так как митрополит Иоанн был "приведен" в Киев Янкой, дочерью киевского князя Всеволода, ездившей для того в Царьград.
1097-1101 Николай Упоминается в эти годы
1104-1121 Никифор I (1121+) Грек, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 году, Никифор правил в Киеве до самой смерти (1121), отличаясь "кротостью" и "ученостью". Он написал несколько произведений нравоучительного характера на греческом языке, из которых дошли в славянском переводе: 1) "Послание к великому князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств"; 2) "Поучение о посте к народу"; 3) "Послание о латинянах" к тому же Мономаху и 4) "Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу". Первое "Послание" любопытно в попытке автора представить рациональные доказательства необходимости поста и воздержания. "Поучение" о посте может служить материалом для характеристики нравственного состояния нашего древнего общества. В посланиях против латинян, писанных на вопросы князей и заключающих в селе, главным образом, пункты отличия западной церкви от восточной, дается, между прочим, наставление о полном воздержании от общения с латинянами "ни ясти, ни пити, но поставити отдельно трапезу".
1122-1126 Никита  
1130-1146 Михаил I  
1147-1159 Климент Смолятич (после 1164+)
В 1155-1158 гг. был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях.
Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно редким на Руси фактом временной канонической эмансипации от власти вселенского патриарха. Избранный духовенством, при содействии великого князя Изяслава II, Климент был посвящен собором епископов (1147). Стоявшие на стороне традиционной церковной практики, три русских епископа отказались признать каноничность посвящения Климента, к ним присоединились некоторые князья, что вызвало смуты в церковном управлении. Изгнание Изяслава со стола повело удаление с кафедры и ставленника его, митрополита Климента (1154). Летопись отмечает, что такого великого "книжника и философа" не бывало на русской земле. Начитанность Климента подтверждается его посланием к смоленскому пресвитеру Фоме, дошедшим с толкованиями мниха Афанасия (последние до сих пор не выделены из послания). В послании особенно характерны аллегорические толкования отдельных спорных мест Священного Писания, главным образом, Ветхого Завета: это позволило автору выказать знание разнообразной литературы, преимущественно переводной византийской. Ссылки Климента на Гомера, Платона и Аристотеля не доказывают непосредственного знакомства его с греческими классиками; цитаты из них обыкновенно брались из третьих рук, причем имена языческих авторитетов приобретали у поздних христианских писателей почти нарицательный смысл. Большее значение имеет свидетельство Климента об основательном знании греческого ("византийского") языка его клириками. Наиболее важно предисловие, в котором Климент опровергает ходившие о тщеславии его слухи: будто в послании к князю Ростиславу (утраченном) Климент "славит себя и творит себя философом". Литературная сторона послания стоит высоко и свидетельствует о переходе на Русь традиционных форм византийской книжности уже в XII веке. Приписываются Клименту анонимное "Поучение о любви" (заметно сходство с посланием Климента к Фоме) и "Слово в неделю сыропустную" в похвалу всем святым, а также несколько ответов в "Вопрошениях Кирика". Можно предполагать, что Климент написал гораздо больше произведений, чем открыто до сих пор.
1155-1158 Константин I Рукоположен в 1155 году, прибыл в Киев в 1156;
1160-1161/62 Феодор  
1163-1166 Иоанн IV (1066+) Предшественник Иоанна Феодор, своим стремлением уравнять практику русской церкви с практикой церкви Византии в вопросе о постах в среду и пятницу настолько раздражил киевское общество князя Ростислава, что последний задумал добиться у Византии согласия на признание Клима Смолятича митрополитом киевским, против чего сам возражал в 1158 году. Посол киевского князя вернулся с дороги, встретив в Олешье царского посла нового митрополита, торопливо поставленного в Царьграде, знавшем о решении Ростислава. Только после переговоров и уступок со стороны посла Ростислав согласился принять Иоанна, деятельность которого вся была исполнена предупредительным согласием: Печерский монастырь получает русского игумена, Новгород - архиепископство.
1167-1169 Константин II Упоминается в эти годы
? Михаил II Прибыл на Русь в 1171 (?)
1183-1198 Никифор II Упоминается в эти годы
1201-1220 Матфей По др. данным с 1200 г.
1223-1233 Кирилл I (II) Родом грек и прибыл в Киев из Никеи. Рукоположен в 1224 году. Летописец говорит про него так: "учителен зело и хитр ученью божественных книг", "Разумлив божественному писанью".
1236-? Иосиф  
1242-1281 Кирилл II (III) Поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246-47, на Руси Кирилл упоминается в 1250-1281 гг.

Словарь Брокгауза и Эфрона предполагает двух митрополитов с именем Кирилл: по пушкинскому списку Нестора, Кирилл II - родом русский и посвящен в митрополиты в киевском Софийском соборе. Как неутвержденный в своем достоинстве константинопольским патриархом, он во многих каталогах российских митрополитов вовсе не значится.

Кирилл III - митрополит киево-владимирский. После разгрома Киева татарами, русские сами избрали для управления церковью одного из своих соотечественников - холмского епископа Кирилла, который в 1250 г. утвержден в сане митрополита патриархом константинопольским. Вернувшись из Константинополя, Кирилл не мог найти для себя в Киеве приюта и пристанища. Кафедральный Софийский собор и митрополичий дом были разорены; десятинный храм лежал в развалинах; печерская обитель была покинута иноками; во всем городе едва насчитывалось домов с 200. Подобное же разорение встретил он и в Чернигове, и поехал в Рязань, оттуда в Галич и, наконец, решил остановиться во Владимире Суздальском, не перенося, однако, сюда митрополичьей кафедры. Здесь он проживал подолгу, отчего некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир. В 1261 г. Кирилл учредил епархию ростовскую, в 1262 г. - сараевскую (в Сарае); в 1274 г. составил во Владимире собор, на котором было постановлено 12 правил о церковных делах и исправлении духовенства. Прожив несколько лет в Киеве, скончался в 1280 г. в Переяславле. Погребен в кафедральном Софийском соборе (последний из митрополитов).

 
Годы Киевские и всея Руси митрополиты Примечания
1283-1305 Максим (1305+) Родом грек. Рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285;
в 1299/1303 гг. перенес резиденцию во Владимир Суздальский
1308-1326 Петр (1326+) Родился на Волыни во второй половине XIII века. Двенадцати лет он поступил в монастырь, где научился писать иконы и отличался своим подвижничеством; впоследствии основал обитель на р.Рате. В 1299 г. тогдашний митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты галицкие, а всея России. Сделавшись митрополитом, Петр только проездом остановился в Киеве и отправился на север, где в это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Петр принял сторону последнего, вследствие чего взведено была на Петра обвинение пред патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над Петром был созван в 1311 г. собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.
В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший магометанство, Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди, по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита. Когда после смерти Михаила тверского и Юрия московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) московским, Петр принял сторону последнего, поселился в Москве и уговорил Калиту построить кафедральный собор во имя Успения Богородицы. Своим переселением в Москву он много способствовал возвышению московского княжества. Петр умер в 1326 г. Церковь причислила его к лику святых; память его чествуется 21 декабря.
1328-1353 Феогност (1353+)
С 1328 г. резиденция - в Москве
Родом грек, преемник святого митрополита Петра. Получив посвящение в Константинополе в 1328 году, Феогност поселился в Москве. В 1329 г. он посетил Новгород и объявил оттуда анафему псковичам, принявшим к себе опального князя тверского Александра Михайловича. Александр должен был оставить Псков и уехал в Литву. Скоро, впрочем, он воротился и стал княжить в Пскове. Старое стремление Пскова получить церковную самостоятельность усилилось: псковичи выбрали себе в епископы некоего Арсения и послали его для посвящения к митрополиту, но Феогност отказал им в этом. При Феогносте митрополит Петр был причислен к лику святых. Феогносту удалось закрыть открытые было митрополии литовскую и галицкую, но последняя в 1337-38 г. вновь была открыта и существовала до 1347 г. Подобно своим предшественникам, Феогност предпринимал путешествия по своей митрополии. В Орду Феогност ездил два раза. Во вторую поездку (1342 г.) его встретили там большие неприятности. Кто-то сказал хану Джанибеку, что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег. Хан потребовал у него платежа со всего духовенства. Феогност перенес в Орде всякие истязания, раздарил до 600 рублей разным сильным людям и настоял на том, что хан утвердил за церковью все ее прежние льготы новым ярлыком. Феогност скончался 11 марта 1353 г. и погребен в Успенском соборе. В 1471 г. мощи его обретены нетленными, но почивают под спудом. Память Феогноста 14 марта.
1354-1378 Алексий (1378+) Святой. Сын черниговского боярина Федора Бяконта, родился в Москве в конце XIII или самом начале XIV века, получил при крещении имя Элевферия-Симеона. С раннего детства выказывал стремление к иноческой жизни; 20-ти лет был пострижен в московском Богоявленском монастыре; в 1345 году рукоположен в епископы владимирские; в 1348 году, по смерти митрополита Феогноста, отправился в Константинополь для посвящения в митрополиты и получил этот сан, несмотря на то, что в него был уже посвящен другой - Роман. Между ними возгорелась борьба, из которой победителем вышел Алексий, благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера. В соединении с умом и обширным образованием, эти качества помогли ему приобрести большое влияние не только в делах церковных, но и на события политические, и поставить архипастырскую власть на небывалую раньше в России высоту. Алексий неоднократно являлся примирителем в распрях князей (Дмитрия Ивановича с Михаилом Тверским и др.). Строгостью своей жизни он приобрел всеобщее уважение, перешедшее в глубокое благоговение, когда по смерти Алексия, последовавшей 12 февраля 1378 года, были обретены его мощи 20 мая 1431 года. Мощи Алексия почивают в Чудовом монастыре, в Москве. С тех пор Алексий стал одним из наиболее чтимых угодников русских.
1378 Михаил (Митяй, 1379+) Нареченный митрополит с 1378 года, не рукоположен (см. ниже Дионисий).
1380-1384/85 Пимен Рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382, низложен в 1384/85
1384/85 Дионисий (1385+) Дионисий - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию. Но великий князь имел своего кандидата, попа Михаила (Митяя). Между соперниками возникла острая ссора. Михаил задумал ввести новый порядок посвящения митрополитов дома, на Руси. Дионисий опротестовал этот замысел и собрался в Константинополь искать митрополию у патриарха. Великий князь задержал его, но Дионисий выставил поручителем Сергия, вышел на свободу и бежал в Царьград. Боясь его посвящения, Михаил отправился туда же, но по дороге, в 1379 г., умер. Один из сопровождавших его архимандритов, Пимен, получил посвящение вместо него. В 1383 г. Дионисий вернулся в сане архиепископа к своей заброшенной пастве и вооружил великого князя против Пимена. В 1384 г. Дионисий был отправлен в Константинополь, чтобы там добиться низложения Пимена и посвящения его, Дионисия. Патриарх, не доверяя Дионисию, послал в Москву двух митрополитов, которые должны были низложить Пимена и посвятить архиепископа суздальского. Дионисий возвращался через Киев, где сидел Киприан (см. ниже), также мечтавший о московской кафедре. По его домогательствам киевский князь Владимир Ольгердович задержал Дионисия.
1375-1406 Киприан (1406+) Родом серб или болгарин, посвящен в Константинополе в 1375 г. патриархом Филофеем еще до смерти святого Алексия. По прибытии в Россию, он, однако, не получил митрополичьей кафедры всея России, вследствие нежелания великого князя Дмитрия Ивановича. Поселясь в Киеве, управлял литовским духовенством. В 1380 г., по смерти выбранного великим князем кандидата Митяя, Киприан был признан митрополитом московским, но ненадолго. В 1382 г., заподозрив его в союзе с Ольгердом, Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена. Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд, но при жизни великого князя не мог добиться московской митрополии и получил ее только в 1390 г. Управляя иерархией в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для "утверждения православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож. Умер в 1406 г., 16 сентября; в этот день чтится его память. Его мощи открыты в 1472 г.

В истории русской церкви митрополит Киприан занимает важное место как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В русской церкви первоначально принят был студийский церковный устав, обработанный святым Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI века, когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV веке окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших служебнике и требнике Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность Киприану псалтыри (рукопись московской духовной академии). В общем деятельность Кирпиана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Святому Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные: но лишь немногие из них могут считаться трудами Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений святого Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном; они проливают свет на богослужебные порядки XIV - XV веков и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

1408-1431 Фотий (1431+) Родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Фотия. В 1409 г. Фотий прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданного митрополита всея России не с особенным радушием. Однако, Фотию удалось примирить его с собой: Витовт признал его митрополитом и Фотий прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Фотий прибыл, в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Едигеева нашествия, Фотий нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя. Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу (напечатанное в "Памятниках древнерусского канонического права", Павлова, № 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он со своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к великому князю (напечатанного в "Памятниках" Павлова, № 35, II) видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него великому князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха - пройти в Константинополь и просить у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Фотий явился в Литве, то, по приказанию Витовта, был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (IX, 716). Фотий разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Исторических", том I, № 19), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Фотия. В правлении Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см. XXXI, 796 - 98). После смерти великого князя Василия Дмитриевича, Фотий крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Фотий скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полном Собрании Российских Летописей", VI, 144; Никон. Лет., V, 100; "Собрание Государственных Грамот и Договоров", II, № 17). Фотий погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом.
1433-1435 Герасим (1435х) рукоположен в 1433, сожжен литовским князем Свидригайлом
1436-1441 Исидор (1462+)
Рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 году бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим
Исидор - последний русский митрополит из греков, уроженец Фессалоник, посвящен был константинопольским патриархом в митрополиты киевские; по прибытии в Москву убедил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить его в Италию на созванный в то время собор. 8 сентября 1437 г. Исидор выехал из Москвы в сопровождении Авраамия, епископа суздальского, и около ста духовных и светских лиц. Через Ригу, Любек, Лейпциг, Аугсбург и Тироль Исидор в 1438 г. прибыл в Феррару, где заседал собор, вскоре перенесенный во Флоренцию. На этом соборе Исидор действовал не только в качестве архипастыря России, но и в качестве второго представителя антиохийского патриарха. Избранный вместе с Марком Ефесским и Виссарионом Никейским в ораторы для прений со стороны греков, Исидор, как и Виссарион, выступил ревностным поборником унии и подписал хартию соединения церквей. Сделанный кардиналом в один день с Виссарионом, Исидор, с именем апостольского легата для всех северных земель, отправился в Россию и из Венгрии разослал грамоты в епархии литовские, русские и ливонские, с извещением о соединении церквей. Успех Исидора в русско-литовских землях парализован был тем, что великий князь литовский Казимир, объявил себя на стороне не папы Евгения, а базельского собора и поставленного им папы Феликса. В Волыни Исидор поставил епископа Даниила, согласившегося на унию; в Киеве князь Александр дал Исидору, как "отцу своему митрополиту", грамоту на всю свою отчину ("Исторические Акты", т. I, № 259), но киевская летопись утверждает, что Исидора изгнали из Киева.

Весной 1441 г. Исидор прибыл в Москву, с дружественным посланием папы к великому князю Василию; в первой же литургии в Успенском соборе Исидор помянул, вместо вселенских патриархов, Евгения папу, а по окончании службы диакон его с амвона прочел постановление флорентийского собора. Но великий князь Василий тут же в храме стал изобличать Исидора, приказал низвести его с престола и, посадив его под стражу в Чудовом монастыре, созвал на собор епископов и знатнейшее духовенство, которые признали постановление флорентийского собора противным древнему православному учению. Осенью 1441 г. Исидор бежал в Тверь, но великий князь тверской посадил его под стражу. Из Твери Исидор бежал в Новгородок литовский, а оттуда в Рим. Во время осады турками Константинополя Исидор находился в стенах этого города и предлагал императору Константину помощь от имени папы, с тем, чтобы греческое духовенство признало постановление флорентийского собора. По взятии турками Константинополя, Исидор попал в плен, но ушел из неволи в Рим, где он и умер в 1462 г., нося звание константинопольского патриарха. Ближайшие побуждения, руководившие деятельностью Исиодора, совсем почти не выяснены; мало известно о его образе мыслей и степени его образованности, так как то немногое, что уцелело из его произведений, разбросано по разным рукописям. Изданное в "Патрологии" Миня (т. 159) извлечение из донесения Исиодора о взятии Константинополя турками дает весьма недостаточное понятие о содержании этого произведения. Ф. И. Успенский ("Исторический Вестник", 1887 г., № 12) склонен видеть в Исидоре убежденного представителя нового политического и религиозного направления, проявившегося в Византии - направления, которое разделяли и Палеологи и которое выразилось в тяготении к Западу. Во всяком случае, Исидор был далеко незаурядным человеком. Еще до назначения своего на русскую кафедру, он вел переписку с гуманистами. Значительная часть известий о взятии Константинополя турками, вошедшая в позднейшие записки и сборники, заимствована из донесений Исидора папе, из писем его к Виссариону и другим кардиналам, и из посланий его к разным коронованным особам.

1442-1461 Иона (1461+)
Нареченный митрополит с 1442/43 г., рукоположен Собором русских епископов в 1448 году.
Родился близ Солигалича, на 12-м году постригся в монашество в Галиче, потом перешел в Симонов монастырь в Москву. Здесь он являлся строгим охранителем монашеских уставов, за что подвергался гонениям. В 1437 г. он был поставлен во епископа Рязани и Мурома, а после смерти Фотия собором иерархов был избран в митрополиты. По существовавшему дотоле порядку, он прибыл для посвящения в Константинополь; но оказалось, что он был уже предупрежден Исидором. Когда Исидор был низложен, Иона, с согласия патриарха константинопольского, был посвящен в митрополиты московские (1448) собором русских святителей в Москве, после чего русская церковь сделалась независимой от Константинополя (автокефальной). В 1451 г. великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войска против ногайцев, охрану столицы доверил Ионе с боярами. По современным свидетельствам, когда напавшие на Москву ногайцы зажгли ее предместье, Иона, отстаивая Кремль, совершил, среди дыма и зноя от пламени, крестный ход по его стенам - и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Еще при жизни ему приписывали дар творить чудеса. Жизнеописатели его рассказывают о многих чудесах при его мощах. После него осталось писанное им самим "Евангелие келейное" и 38 учительных посланий, принадлежащих к числу лучших произведений древнерусской церковно-учительной литературы. Из них одни имеют предметом благосостояние государства и порядок внутреннего управления; другие относятся к охране православия от латинства и к борьбе с стремлениями лже-митрополита Исидора; третьи обращены к частным лицам и содержат в себе утешение скорбящим и увещания к святой жизни. Тридцать пять посланий Ионы изданы в "Актах исторических" и "Актах" археогр. ком. и экспедиции. Иона составил чин поставления в епископы.
 
Годы Московские и всея Руси митрополиты Примечания
1461-1464 Феодосий (Бывальцев, 1475+) Был архимандритом московского Чудова монастыря; в 1454 г. поставлен архиепископом ростовским; в 1461 г. занял митрополичью кафедру после смерти митрополита Ионы. Его избрал сам святой Иона еще при своей жизни. С Феодосия начинается новый период отношений русских митрополитов к константинопольским патриархам - период фактической независимости от их последних и фактической автокефалии. Феодосий был первый митрополит, которого великий князь утвердил сам непосредственно, в качестве преемника императоров греческих. Став митрополитом, Феодосий решил приступить к исправлению духовенства своей епархии. Он не мог помышлять о том, чтобы заставить священников стать сколько-нибудь настоящими пастырями-учителями народа: они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. требовать от них можно было только одного - чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью. Попытка Феодосия исправить духовенство окончилась полной неудачей. Когда он начал строгий перебор священников и многих из них лишил священства, многие приходы оказались без священников. Совершенно довольный своими плохими священниками, народ начал проклинать митрополита. Феодосий поспешил оставить кафедру, пробыв на ней всего три года и четыре месяца, и удалился в Чудов монастырь, где жил еще 11 лет.
1464-1473 Филипп  
1473-1489 Геронтий (1489+) Поставлен из епископов коломенских. В 1479 г. им был освящен в Москве соборный храм Успения Богоматери. По этому поводу на митрополита посылались обвинения в том, что он совершил освящение неправильно, "ходил не по солнцу". После многих пререканий, митрополит, чтобы прекратить соблазн внутри церкви, содействовавшей распространению жидовствующей ереси, решился добровольно удалиться в Симонову обитель. Великому князю, Иоанну III, едва удалось уговорить его возвратиться на кафедру. Геронтий известен в особенности тем, что побуждал Иоанна к свержению монгольского ига.
1490-1495 Зосима (Брадатый, 1496+) Возведен в сан митрополита после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий, высказывался против казни еретиков, и потому заподозрен был в ереси жидовствующих. Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным, в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы. В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г., "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.
1495-1511 Симон Был игуменом Троицко-Сергиева монастыря. Пользовался большим уважением Иоанна III. Главным образом по почину Симона и всегда под его председательством составлялись соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. В 1501 году Симон написал пермскому духовенству послание, в котором убеждал его не только своим учением, но и жизнью наставлять пермяков, их князя и всё правящее сословие их, побуждая их искоренить в народе служение истукану Воппелю и всякие языческие требы. В 1503 году под председательством Симона состоялся собор, определивший ничего не взимать за посвящение в священный сан. Другое состоявшееся при нём соборное Уложение направлено было против бесчинств в жизни вдовых священников и дьяконов.
1511-1521 Варлаам  
1522-1539 Даниил (1547+) Ученик и преемник по игуменству Иосифа Волоцкого, вождь иосифлян в борьбе с заволжскими старцами. На митрополичьем престоле Даниил явился типичным иерархом-иосифлянином, не только не противодействуя своими "печалованиями" злоупотреблениям власти, но поступаясь, ради желаний Василия Иоанновича, своей совестью и самыми церковными правилами. В 1523 г. князь северский, Василий Иванович Шемячич, явился в Москву, доверяя ручательству Даниила, но был вероломно покинут митрополитом. Почти то же повторилось и с Андреем Старицким в 1534 г. Когда Василий Иоаннович замыслил развестись со своей супругой Соломонией, многие, особенно духовенство, принадлежавшее к заволжским старцам, с Вассианом Косым и Максимом Греком во главе, восстали против развода, но митрополит решился исполнить волю великого князя. Соломония была насильно пострижена в монахини и отправлена в монастырь; затем Даниил сам обвенчал великого князя, при живой жене, с Еленой Глинской. Пресмыкаясь перед великим князем, Даниил пользовался его поддержкой при истреблении своих врагов - Максима и Вассиана. Сперва Максим Грек был подвергнут суду по обвинению в ереси и соборами 1524 и 1531 годов осужден на заточение в монастыре, а за ним привлечен был к суду и Вассиан, в 1531 г., по такому же обвинению. Признанный еретиком, он был сослан в Волоколамский монастырь, где, по словам Курбского, его "иноки умориша вскоре". При отправлении в ссылку и Максиму, и Вассиану воспрещено было писать что бы то ни было. После смерти Василия Даниил продолжал ревностно служить власти, но прежним значением не пользовался и должен был спокойно смотреть, как новое правительство, под влиянием бояр, покушалось на материальные права духовенства и на владения монастырей: в 1535 г. монастырям было запрещено покупать и брать в заклад вотчинные земли служилых людей без ведома и согласия правительства. По смерти Елены Даниил принял сторону князя Ивана Бельского против Шуйских, вследствие чего после падения Бельского был сведен Иваном Шуйским с митрополии и сослан в Волоколамский монастырь, где умер в 1547 г.

Многочисленные сочинения Даниила - явление замечательное в истории нашей древней письменности; они рисуют его облик совсем с другой, более благоприятной стороны. Их перечень: 1) так называемый "Соборник", содержащий в себе шестнадцать "слов" Даниила; 2) Сборник четырнадцати обширных посланий; 3) "Окружное послание к пастве о согласии и любви и о соблюдении православной веры"; 4) отдельное "Поучение митрополита Даниила всея Руси"; 5) послание к князю Юрию Ивановичу; 6) послание к неизвестному; 7) наказ епископу Досифею; 8) ответ некоему христолюбцу о здравии; 9) ряд "посыльных грамот по всех владык"; "грамоты" разным лицам; 10) "отреченная грамота". Им была также составлена не сохранившаяся до нас "Кормчая". Даниил энергично обличал пороки вельмож, общества, духовенства. Он вооружался против увеселений, пьянства, разгула, роскоши, против разводов, нарушения целомудрия и супружеской верности (ревнуя о целомудрии, проповедник одобрял даже оскопление, т. е. впадение в ересь), против астрологии, против ложных доносов и сплетней, против поединков; касался положения женщины в обществе и в семье, воспитания детей, положения рабов, угнетения низших классов высшими, несправедливости властей по отношению к подвластным. Особенным уважением пользуются сочинения Даниила между старообрядцами, так как в четвертом его слове содержится учение о двоеперстии для крестного знамения, заимствованное из подложного "Слова Феодоритова".

1539-1542 Иоасаф (Скрипицын, 1555+) Возведен партией Шуйских, низложивших Даниила; тем не менее, стоял за Бельского и добился его освобождения, за что вскоре низложен Шуйскими и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь; откуда впоследствии перешел в Сергиеву Лавру (1547), где и умер. Известны его замечания на Стоглав, где он, между прочим, заступается за крестьян.
1542-1563 Макарий (1482-1563+) Глава иосифлян, сторонник усиления самодержавной власти. Под влиянием Макария Иван IV принял в 1547 году царский титул. Предпринял канонизацию русских святых. На церковном соборе 1551 г. ("Стоглавый" собор) добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Под руководством Макария составлены "Степенная книга", "Великие Четьи-Минеи".
1564-1566 Афанасий
(Андрей, после 1568+)
Протопоп московского Благовещенского собора. Был духовником царя Иоанна Грозного, в 1552 году сопровождал его в поход под Казань. Постригся в 1562 году, в 1564 году хиротонисан во епископа и избран на место скончавшегося митрополита Макария. Афанасий получил от царя грамоту, в которой подтверждается, что все люди, живущие на монастырских землях, подлежат лишь патриаршему суду, исключая душегубства. В 1566 году Афанасий по болезни добровольно оставил митрополию и поселился в Чудовом монастыре.
1566-1568 Филипп II
(Колычев Федор Степанович, 1507-1569х)
В 1537 году после подавления мятежа Андрея Ивановича Старицкого, поддержанного Колычевыми, бежал в Соловецкий монастырь, с 1548 года - игумен монастыря. Публично выступил перед царем Иваном Грозным с осуждением опричных казней. Заточен в Отроч-Успенский монастырь, задушен Г.Л.Скуратовым-Бельским по приказу царя. Канонизирован Рсской православной церковью.
1568-1572 Кирилл III (IV)
(1572+)
Избран в 1568 году Иоанном IV, на место низложенного Филиппа. Кирилл был добр и слабодушен.
1572-1581 Антоний  
1581-1586 Дионисий Низложен за противодействие Борису Годунову (см. ниже Иов)
1586-1589 Иов (1607+) Происхождение и год рождения неизвестны. Воспитывался с детских лет в Успенском монастыре города Старицы. Между 1552 и 1555 годами постригся, а около 1569 г., после посещения обители Грозным, "государским благорассмотрением" поставлен в архимандриты. Вскоре Иов был переведен в Москву, где в 1571 - 1572 годах настоятельствовал в Симонове монастыре, в 1575 - 1580 годах - в Новоспасском. Строгая жизнь и редкое знание святого Писания и богослужебных книг открыли Иову путь к епископству. В 1581 г. он занял коломенскую кафедру, в 1586 г. стал архиепископом ростовским, а 11 декабря того же года был поставлен вместо низложенного Дионисия митрополитом всея Руси (См. Борис Годунов).
 
Годы Патриархи Московские и всея Руси Примечания
1589-1605 Иов (1607+) В 1588 г. после долгих и настойчиво веденных переговоров (Иов не принимал в них активного участия, инициатором был Борис Годунов) было получено согласие восточных патриархов на учреждение в России патриаршества. По избрании Иов был 23 января 1589 г. наречен, а 26-го поставлен патриархом. Его делом было теперь прежде всего проведение намеченных соборным уложением 1589 г. преобразований в русской церкви, в связи с возведением ее на степень самостоятельной и равноправной другим поместным. Почти все кафедры епископские были повышены в рангах, и было открыто несколько новых, хотя и не все, предположенные собором 1589 г. Учреждение в Москве 8 поповских старост в целях водворения большого благочиния в низшем духовенстве, распространение христианства среди инородцев Карельской области, Казанского края и Сибири и поддержка его в Грузии, установление общецерковных праздников некоторым уже признанным святым и канонизация ряда новых - главные факты управления первого патриарха.
В 1591 г. ему во главе освященного собора и боярской думы пришлось выступить в качестве судьи в углицком деле (по поводу смерти царевича Димитрия), и совещание это, признав, что царевич закололся, а не убит, обвинило Нагих и угличан. В 1598 году, по смерти царя Федора Ивановича и за отказом от власти царицы Ирины, Иов оказался во главе государства. Обязанный Борису Годунову саном, патриарх кандидатуру Бориса предложил земскому собору и во главе крестного хода пришел к нему 21 февраля молить его стать царем. Приверженец старины, не одобрявший усиления западного влияния, патриарх сумел, по одному известию, помешать учреждению университета в России. Скорбя о применении крутых мер во вторую половину царствования Бориса, Иов все же не осмеливался печаловаться царю о гонимых, не имел мужества выступить "обличником" его, а только лил "непрестанные слезы" и молился. В период борьбы с Лжедмитрием патриарх послал обличавшую самозванство новоявленного Димитрия грамоту в Польшу, старался воздействовать на мятущийся народ, объявляя ему, что новый "царевич" - еретик и расстрига Гришка Отрепьев, преданный им проклятию. По смерти Бориса Годунова остался главным покровителем молодого царя Федора Борисовича. Победа самозванца сопровождалась для Иова сведеньем с престола и ссылкой, по его просьбе, в Старицкий монастырь. Только в 1652 году останки Иова были перенесены в Успенский собор.
1605-1606 Игнатий (ок.1640+) Родом грек. В 1593 г. Игнатий прибыл в Москву, прожил в ней несколько лет и в 1603 г. получил в управление рязанскую епархию. В 1605 г. Игнатий, первый из русских архиереев, встретил Лжедмитрия в Туле, как царя; за это, 24 июня, Игнатий, по приказанию самозванца, был возведен русским духовенством на патриарший престол. Рассказывают, что Лжедмитрий посылал Игнатия испросить благословения у сверженного патриарха Иова, но Иов отказался благословить его, "ведая в нем римские веры мудрование". В Риме знали расположение Игнатия к унии и возлагали на него большие надежды. После убиения Лжедмитрия, собор иерархов лишил Игнатия не только патриаршего сана, но даже и святительского, и в качестве простого монаха отправил его в Чудов монастырь. В особую вину поставили Игнатию то, что он, не крестив по православному, миропомазал Марину Мнишек, допустил ее к причащению и венчал с Лжедмитрием; но при этом собор не назвал Игнатия и не считал незаконным патриархом.
1606-1611 Гермоген (1612+) В 1589 г. он был поставлен в сан казанского митрополита и проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I, Гермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем сенате, но не мог ужиться с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедмитрия и Марины Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в православие, Гермоген был в числе тех духовных, которые наиболее настаивали на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Царь Василий Шуйский решился возвести его, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия. Сделавшись патриархом, Гермоген сначала не играл видной роли в государственных делах, вследствие несогласий, возникших между ним и царем Василием. Во время восстания Болотникова Гермоген, однако, рассылал грамоты, убеждая население стоять за Шуйского, и наложил даже проклятие на Болотникова и его сторонников. Пытался Гермоген защищать Шуйского и в момент его свержения с престола. После низложения Шуйского, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей, и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, Гермоген явился между ними одним из немногих, сохранявших свои убеждения и твердо проводивших их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава, Гермоген согласился на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, что у короля имеются другие планы, Гермоген держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против вступления польского войска в Москву и, когда бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому. Когда Сигизмунд стал требовать, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, Гермоген решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор Гермоген является открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Когда к Москве подошло ляпуновское ополчение, поляки и державшие их сторону русские бояре потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. Гермоген отказался и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре (См. Польская интервенция 1609-1618 гг.). Когда, после убийства Ляпунова, Заруцкий провозгласил царем сына Марины, Гермоген послал в Нижний Новгород грамоту с протестом против таких действий казацкой "атаманьи". "Отнюдь, - писал патриарх, - Маринкин на царство не надобен: проклят от святого собора и от нас".25 августа 1611 г. эта грамота была получена в Нижнем и отсюда переслана в другие города. Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского, сидевшие в Москве бояре и поляки вновь потребовали от Гермогена, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. "Да будет над ними, - отвечал патриарх, - милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем". Тогда его, по рассказу современников, уморили голодною смертью. Он умер 17 февраля 1612 г.
1611-1612 Игнатий (ок.1640+) В 1611 г. Игнатий был освобожден Семибоярщиной из заключения в монастыре и снова был признан патриархом, но, чувствуя свое положение непрочным, через несколько месяцев бежал в Польшу, поселился в Вильне, в униатском Троицком монастыре, и вскоре принял здесь унию. В 1615 г. король Сигизмунд пожаловал на содержание его дворец, принадлежавший витебской архиерейской кафедре. Сказания смутной эпохи относятся к Игнатию очень пристрастно; по-видимому, без достаточного основания, они называют его "сущим волком, еретиком", "мужем глупым и пьяницей и срамословцем и кощунником".
1619-1633 Филарет
(Федор Никитич Романов, 1550-1633+)
Двоюродный (по матери) брат царя Федора Ивановича, последнего Рюриковича; в 1600 году при Борисе Годунове, боявшемся соперничества, был насильно пострижен в монахи и сослан в Антониво-Сийский монастырь;
При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом Ростовским. Участвовал в свержении Лжедмитрия I.
В октябре 1608 года был захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где его нарекли патриархом Филаретом. В сентябре 1610 года возглавил посольство под Смоленск, осажденный польскими войсками, где отказался подписать договор с притязаниями короля Сигизмунда на русский престол. Был пленен и отправлен в Польшу, где находился до сентября 1619 года.
1634-1640 Иоасаф I (1640+) Был архиепископом Пскова, где за защиту прав города против притязаний немецких торговцев, попал под патриаршее запрещение. Одним из первых его дел в качестве патриарха было жестокое наказание архиепископа суздальского Иосифа Курцевича за его недостойное поведение. В 1636 г. Иоасафом издана "память" поповским старостам о прекращении разных церковных беспорядков ("Акты Арх. Эксп.", III, № 264). Для прекращения споров о местах между иерархами Иоасаф издал "Лестницу властям", в которой указывает, в каком порядке иерархи должны занимать места при богослужении и на соборах. При Иоасафе энергически продолжалось исправление и издание богослужебных книг, которых напечатано 23 издания. Государственного и церковного значения деятельность Иоасафа не имела.
1642-1652 Иосиф (1652+) Первым его делом было издание обширного "поучения" к русской иерархии и всему духовенству. Затем замечательными событиями его патриаршества были: 1) прения о вере с Фильгобером, пастором датского принца Вольдемара, прибывшего в Россию в качестве жениха царевны Ирины; сам патриарх лично, в письмах к Вольдемару, склонял его к принятию православия. 2) Рассылка в 1646 г. "Наказа", замечательного по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России. 3) Печатание церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми). Заведовавшие изданием лица, избранные патриархом из видных представителей духовенства в пять из этих книг внесли раскольнические мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуии т. д., а также много своевольных изменений и дополнений; при последовавшем вскоре затем образовании раскола старообрядства эти книги послужили ля него главной и, для того времени, сильной опорой. 4) Основание в Москве Ртищевского училища и вызов группы ученых киевлян, насадивших в Москве школьное образование и давших русской литературе ряд ценных по тому времени работ. 5) Посылка на Восток Арсения Суханова, для сличения веры русских с верою греков; при преемнике Иосифа он возвратился, с массою книжных сокровищ. 6) При Иосифе, хотя и вопреки его воле, совершилось уничтожение зла, против которого тщетно боролась церковная иерархия до него - так называемого "многогласия" при богослужении, состоявшего в том, что при совершении какого-либо богослужения один из клира читал положенные псалмы или молитвы, другой в то же время пел церковные песни, которые следовало петь по окончании чтения тех псалмов, и т.д. Иосиф посылал письмо константинопольскому патриарху Парфению, спрашивая у него решения этого и других "великих" вопросов, хотя все они уже были решены в данных еще древней церковью церковных правилах, которых патриарх, очевидно, не знал. Темное пятно на памяти Иосифа - корыстолюбие; он скопил большие богатства, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области.
1652-1666 Никон (Никита Минов, 1605-1681+) Провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов. Деятельность Никона по исправлению книг и обрядов по греческим образцам привела к расколу Русской православной церкви. На церковном соборе 1666-1667 гг. лишен сана, сослан в Ферапонтов монастырь.
1667-1672 Иоасаф II (1672+) При нем состоялся знаменитый Московский Собор 1667 г., решивший вопрос о старообрядчестве, именно было безусловно одобрено исправление книг совершенное Никоном, и произнесена анафема на неповинующихся. При Иоасафе велась борьба против раскола (изданы полемические сочинения "Жезл правления"; "Глас к священноначальникам"; священники, которые продолжали совершать литургию по старому, уволены). Заботясь о "правильном" иконописании и борясь с проникновением западной манеры в русскую иконопись, Иоасаф издал "Выписку от божественных писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя" (М., 1668). Иоасаф не был новатором: он шел по стопам Никона, но без его энергии и огня и, между прочим, не привел в исполнение постановление собора 1667 г. о заведении школ.
1672-1673 Питирим (1673+) В патриаршество Никона он был митрополитом Крутицким. Когда Никон самовольно оставил патриарший престол, Питирим, как митрополит Крутицкий, сделался его заместителем и действовал вполне самостоятельно, без сношения с Никоном, как настоящий патриарх. Во время суда над Никоном Питирим являлся одним из злейших врагов грубейших обвинителей патриарха, надеясь, очевидно, занять после свержения Никона патриарший престол. Это ему не удалось; патриархом был избран Иоасаф II и только после его смерти Питирим сделался патриархом.
1674-1690 Иоаким (Савелов Иван Петрович, 1620-1690+) Способствовал подчинению Киевской митрополии Русской православной церкви. Поддерживал Петра I в борьбе с царевной Софьей Алексеевной.
1690-1700 Адриан (в миру Андрей, 1627-1700+) Будучи еще архимандритом чудовского монастыря, Адриан умел обратить на себя внимание патриарха Иоакима, поставившего его (1686) митрополитом казанским и свияжским. В патриархи Адриан возведен 24 августа 1690 года. Адриан был крайним приверженцем старины и противником реформ Петра I. Так, например, он написал резкое послание против бритья бороды. Отношения Адриана с царем были неприязненны, тем не менее, патриарх не мог не признать справедливости многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении. Так, в данной им 26 декабря 1697 года Рожественского (Владимирского) монастыря архимандриту Иосифу инструкции старостам поповским или благочинным смотрителям мы видим заботы о церковном благочинии, о снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т.д. (1-е П.С. З. № 1611). Те же стремления обнаруживает распоряжение (1698), запрещающее устраивать новые монастыри без государева указа (№ 1629). При патриархе Адриане было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. В его же патриаршестве происходила известная борьба двух учений об евхаристии - братьев Лихуды и Сильвестра Медведева.
После смерти Адриана выборы патриарха не проводились до 1917 года.
 
Годы Патриархи Московские и всея Руси (XX век) Примечания
1917-1925 Тихон
(Белавин Василий Иванович, 1865-1925+)
Избран Поместным собором Русской православной церкви. В годы Гражданской войны призывал к прекращению кровопролития. Выступил против декретов об отделении церкви от госуларства и об изъятии церковных ценностей. В 1922 году арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1923 году призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к советской власти. Выпущен из тюрьмы и находился под домашним арестом. Канонизмрован Русской православной церквью.
1925-1937 [Петр]
(Полянский Петр Федорович, 1862-1937х)
Митрополит Крутицский, с 1925 года местоблюститель патриаршего престола, в том же году арестован по обвинению в "контрреволюционной деятельности" и сослан в Сибирь. Расстрелян.
1943-1944 Сергий
(Страгородский Иван Николаевич, 1867-1944+)
С 1917 г. митрополит, с 1925 года заместитель патриаршего местоблюстителя Петра, с 1937 г. - местоблюститель патриаршего престола, одновременно с 1934 г. митрополит Московский и Коломенский. В Великую Отечественную войну руководил сбором пожертвований верующих в Фонд обороны (собрано более 300 млн. рублей, на церковные средства построены танковая колонна им Дмитрия Донского и авиаэскадрилья им. Александра Невского).
1945-1970 Алексий I
(Симанский Сергей Владимирович, 1877-1970+)
В 1943-45 гг. митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1943 г. постоянный член Священного Синода.
1971-1990 Пимен
(Извеков Сергей Михайлович, 1910-1990+)
Архиепископ Тульский и Белевский с 1961 г., митрополит Ленинградский и Ладожский, постоянный член Священного Синода с 1961 г. Митрополит Крутицкий и Коломенский с 1963 года. Управляющий делами Московской патриархии в 1960-1961 годах. Местоблюститель патриаршего престола в 1970 г.
с 1990 года Алексий II
(Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929)
С 1964 г. архиепископ Таллинский и Эстонский, управляющий делами Московского патриархата, постоянный член Священного Синода. С 1968 г. митрополит Таллинский и Эстонский. С 1988 г. митрополит Ленинградский и Новгородский. В 1964-1987 годах президент Конфедерации европейских церквей (с 1967 г. председатель ее Президиума).
 
Hosted by uCoz